Король танца говоритЧего нам не хватило в спектакле «Прыжок в свободу. История Рудольфа Нуреева»

Фото недоступно

6 января в театре эстрады Янтарь Холл давали «Прыжок в свободу. История Рудольфа Нуриева». Спектакль-монолог о великом артисте балета, в котором было совсем немного балета, оставил у нас много вопросов. Причем не к увиденному, а скорее к неувиденному

Спектакль анонсировали как драматический с участием артистов балета, что вполне предсказуемо привлекло самую интеллигентную публику. Зал наполняли дамы и господа почтенного возраста, культурная молодежь и просто любители притягательной личности знаменитого танцовщика, всем своим видом демонстрирующие, что они способны оценить самое высокое искусство.
На сцене весьма аскетичные декорации – передвигаемый дверной проем, фортепиано, и гора обуви. Сразу понятно, что главным тут будет человек, в данном случае Сергей Янковский в роли Рудольфа Нуриева. Спектакль-монолог подробно рассказывает о советской истории великого русского танцора в Уфе до его побега в Париж. Подробно о тех событиях и впечатлениях, которые  сформировали характер Рудольфа: его беседы с отцом и матерью, молитвы, и конечно, первое посещение театра. Потом было Ленинградское хореографическое училище имени Агриппины Вагановой (сегодня Академия русского балета им. А.Г. Вагановой – прим. ред), первые гастроли в Париже, которые и стали судьбоносными. В спектакле есть не только нищий быт и труд репетиций танцовщика, но и волшебство балетного искусства, за которое отвечали солисты балета Мариинского и Михайловского театров, демонстрируя отрывки из великих русских балетных спектаклей, таких как  «Кармен» и  «Лебединое озеро». Жаль, тем не менее, что таких отрывков было совсем немного.

Рудольф Нуриев был известен, прежде всего, своим неповторимым прыжком. Именно поэтому его стремительное бегство из аэропорта Парижа, когда он узнал, что его снимают с гастролей и отправляют в Москву, критики и друзья танцовщика прозвали «прыжком в свободу». Спектакль вряд ли дал понять, почему Нуриев стал великим танцовщиком, чем покорял сердца. Известно, что из-за позднего поступления в Академию ( Нуриев поступил в 17 лет, когда обычно это происходит в 10-11 лет – прим. ред), у  него были проблемы с техникой, который он в последствии, конечно, решил, но в начале своего пути покорял именно характером, великой силой гения и харизмы, непосильным трудом и упорством. Он стал первым сбежавшим артистом балета, он изменил представления европейцев о русском балете, он танцевал его по-своему и сумел сделать роль танцовщика такой же значимой, что и балерины. Он был тем, кого по обе стороны океана называли «King of Dance».

Недаром в парижской Гранд-опера, где он работал худруком до 1989 года, до сих пор идут великие русские спектакли в его редакции. Спектакль «Прыжок в свободу» скорее отвечает на вопрос, что сформировало личность  и характер Нуриева, рассказывая о его первых шагах к славе.  Но было здесь и то, что разочаровало: излишняя гипертрофированность неповторимой манеры общения Нуриева в исполнении артиста.  Да, он был немного жеманный и эмоциональный, но вряд ли настолько истеричным и местами демоническим, как вышел у Сергея Янковского. Достаточно посмотреть любой документальный фильм или интервью с легендарным артистом (например, этот), чтобы убедиться.

Однако каждый актер имеет право на авторскую интерпретацию, это же театр.

Сколько людей, столько и мнений. Вот, например, каким предстал спектакль для другого зрителя:

Фото: Артем Килькин