ВыставкаОтражения

Отражения

24 января в 17 в Калининградском историко-художественном музее состоится открытие выставки «Отражения» из цикла «Гофманиана».

Противоречивый мистический образ Эрнста Теодора Амадея Гофмана снова напоминает о себе – приближается день рождения «чудного гения». Великий сказочник родился в Кёнигсберге 24 января 1776 года. Этот город стал знаковым в судьбе Гофмана: здесь он получил образование в Альбертине, сделал свои первые шаги в живописи, музыке и литературе. Любопытно, что дом на Французской улице, в котором писатель провел первые годы жизни, располагался неподалеку от нынешнего здания Калининградского историко-художественного музея.
В затягивающие спирали историй Э.Т.А. Гофмана так легко зайти, ожидая развлечений от его фантазий, – и заблудиться. Произведения кёнигсбергского романтика, равно как и его жизнь, – сложный зеркальный лабиринт, возведённый вокруг собственной души. Сперва – чтобы защитить свою особость от обывателей, а потом – чтобы потеряться в нём... В этой закрученной ловушке бьётся и ищет выхода душа одиночки. Она бродит бок о бок со своими отражениями, время от времени ошеломлённо отшатываясь от внезапно появляющегося двойника.
Неодолимое влечение к зеркальным поверхностям – яркая черта многих новелл Гофмана. Идея отражения, двойственности, переходит у него из произведения в произведение. В образной системе писателя все зеркала – волшебные. Они являются знаками появления ирреального и вводят мотив иллюзорности. Например, зеркальные окна кареты индийского мага в новелле «Принцесса Брамбилла». «Иной, поглядев в них, мгновенно решал, что он сам и сидит в этой роскошной карете, отчего приходил в неистовый восторг».
Зеркальные образы таят в себе опасность, которую некоторые персонажи Э.Т.А. Гофмана отчётливо осознают. В том же произведении придворные философы короля Офиоха «решительно советовали не смотреться в эту воду, ибо у человека, увидевшего себя и мир опрокинутым, легко может закружиться голова». Устами своих героев писатель предупреждал: «Берегитесь зеркал, которые так коварно лгут». Однако предостережения не действуют – противостоять этому искушению невозможно. Ведь именно отражение было тем первым средством, с помощью которого человек увидел не только собственное тело, но и собственную душу.
Э.Т.А. Гофман продолжает занимать умы «представителей музыкальной половины человечества», вдохновлять художников, буквально обретя в их творениях вторую жизнь. В новой экспозиции сплелись воедино дерзкое творчество молодых дарований, зрелое мастерство опытных живописцев и завораживающий перформанс московского художника Аллы Решетниковой, в ходе которого на открытии выставки в режиме реального времени она создаст на холсте масштабное художественное посвящение Гофману и передаст его в дар музею.

В программе вернисажа:

Музыка открывает человеку неведомое царство
Гостей приветствуют солисты Калининградского оркестра русских народных
инструментов.

Проделки Фантазуса
Театральные студии «Иная возможность», «Молодая гвардия», «Верояция»
Перформанс Аллы Решетниковой «Посвящение Гофману» (Москва)

Приветственное слово директора Калининградского историко-художественного музея С.А. Якимова.

Читая Э.Т.А. Гофмана.
Заведующая отделением дизайна художественно-промышленного техникума
Е.А Шауберт о работах студентов, представленных на выставке «Отражение».

Здравствуй, брат, писать очень трудно…
Председатель Калининградского отделения Союза писателей Б.Н. Бартфельд о старте IV Международного литературного конкурса «Русский Гофман».

Знакомство с работами художников и закулисные беседы «энтузиастов».
Гости не претендуют на всеобщую значимость своих суждений.

Калининградский областной историко-художественный музей
25 января 2019 10:00 (12+)

Перваяполоса

  • На острие ножа: Заказываем роллы филадельфия
  • Весне дорогу: Выбор цветов в формате онлайн
  • Рецепт от шефа: Стейк из цветной капусты от Александра Коробкова
  • Программирование для девочек: Открываем новые горизонты!
  • Из жизни психолога: Успешный успех — миф или реальность
  • рекомендации
  • Модные ориентиры: Калининградцы рассказывают о музыкантах, ставших иконами стиля
  • Мода+Музыка: Сцена как подиум