«Я не играю на сцене, а спускаюсь в толпу»17 ноября в Калининграде – американский электронный проект Arms and Sleepers

Фото недоступно

Накануне первого калининградского концерта американского электронного проекта, «Твой Бро» позвонил в Ригу и связался с гастролирующим участником Arms and Sleepers Мирзой Рамиком. Музыкант поведал о том, чем вдохновлены радикальные перемены в звучании его проекта, что собой представляют его концертные выступления, рассказал о политическом манифесте, сопровождающем его новый релиз, и о своей работе с детьми из неблагополучных семей

Для верных почитателей трип-хопа, продолжающих сохранять интерес к этому ушедшему с радаров направлению в музыке, Arms and Sleepers – не пустой звук. Во второй половине 00-х американский дуэт выдал целую череду разноплановых и запоминающихся релизов, которые можно причислить к этому жанру. В своей музыке Arms and Sleepers сочетали трип-хоп с пост-роком, дрожащие эмбиентные текстуры с шероховатыми битами и переливами клавишных, и на каждой своей пластинке умудрялись преподносить это по-разному. В этом году увидел свет шестой студийный альбом Arms and Sleepers «Life is Everywhere», и он максимально не похож на все прошлое творчество коллектива, при всем его разнообразии. Проект приезжает в Калининград с концертом в один из самых интересных моментов своего существования.

«Твой Бро» застал гастролирующего участника Arms and Sleepers Мирзу Рамика в Риге, где тот, по собственным словам, работает над сольной пластинкой, которая будет полностью сыграна на фортепьяно. «Я здесь бывал уже не раз, мне очень нравится город, и я всегда хотел пожить здесь немного, чтобы что-то творческое сделать», - рассказывает Рамик.

Я снял квартиру на месяц, живу тут и каждый день занимаюсь музыкой. Просыпаюсь утром, иду в комнату с пианино и целый день пишу за ним музыку. Простая жизнь.

По словам музыканта, соседям по дому он, при этом, совершенно не мешает, и в ноябре собирается вообще съезжать: грядут выступления в европейских городах, а затем несколько деловых поездок. «После Калининграда мне надо съездить в Берлин: новый альбом Arms and Sleepers будет издавать берлинский рекорд-лейбл, нужно обговорить различные тонкости, - вводит он в курс дела. - После этого я даю два выступления в Германии и еду в Чехию записывать свою пианинную пластинку».

Фото недоступно

Почему вы выступаете в одиночку? Arms and Sleepers – это же дуэт, где ваш партнер Макс Льюис?

Он не гастролирует, занимается только студийной работой. Он постоянно учится, поэтому не может разъезжать и выступать живьем.

Его отсутствие не влияет на ваши живые выступления?

Совершенно не влияет. Это электронная музыка, еще один человек, крутящий ручки, не сильно что-то добавит. Наши живые выступления бывают очень разными: иногда я играю в одиночку, иногда это трио, иногда квартет. Но обычно Arms and Sleepers – это я один и электроника. Но я еще играю на клавишных, так что это не будет выглядеть так, будто я тупо пялюсь в монитор ноутбука. Иногда, где-то раз в год, мы собираемся и играем с живыми барабанами, гитарами и клавишными, всего трое человек. Но это довольно затратное предприятие, так что мы делаем не больше одного тура в год по Европе.

Я наслышан про визуальные проекции, которые вы используете на своих шоу. В Калининграде вы тоже будете их показывать?

Да, обязательно, они есть на каждом выступлении. Визуальная часть важна. Мои шоу немного отличаются от других, потому что я не играю на сцене, а спускаюсь в толпу. Люди встают вокруг моего стола на полу.

Как на концертах Lightning Bolt?

Точно, как у Lightning Bolt, только музыка электронная.

Вы начинали с трип-хопа и «даунтемпо», но ваша новая пластинка «Life is Everywhere» по звучанию не похожа на то, что вы делали до этого. На ней звучат биты, инструментальный хип-хоп. Как произошел переход с одного на другое?

Мы занимаемся музыкой уже 11 лет, у нас много релизов, альбомов. Мы начали заниматься этим, когда нам было по 23 года. Сейчас мне уже 34, и многое за это время поменялось. Это довольно естественное развитие событий: ты становишься старше, меняются твои вкусы и предпочтения. Мы всегда любили хип-хоп, но никогда не пытались записывать его сами. Со временем музыка, которую мы записывали до этого, стала нравиться нам меньше, так что естественным образом мы решили попробовать что-то новое, что нам всегда нравилось. Но вообще все наши альбомы довольно разные. У нас есть диски, где звучит трип-хоп, есть пост-рок, эмбиент, современная классическая музыка. Все наши релизы отличаются, так что это, можно сказать, наша «фишка». Если вы послушаете наш альбом 2009 года «Matador» и сравните его c «Black Paris 86» 2007 года, то обнаружите, что между ними почти нет ничего общего. И последние два наших альбома сильно отличаются от тех. У нас это получается не то чтобы намеренно, мы просто пытаемся быть честными в том, что делаем.

Если нам хочется играть какую-то музыку, то мы ее играем. Это не самая разумная вещь с точки зрения маркетинга, потому что люди, как правило, постоянно хотят слышать одно и то же в исполнении любимой группы, но мы существуем не для этого.

Мы остаемся верны себе, и если почувствуем потребность записать музыку для пианино, то запишем ее, если захотим записать хип-хоп, то запишем и его. Кто знает, может быть, однажды мы сделаем альбом метала?

Гастролирующий участник Arms and Sleepers Мирза Рамик - слева.

Фото недоступно

Не могли бы вы рассказать о том, какой хип-хоп повлиял на звук вашей новой пластинки?

И Макс, и я, мы всегда им увлекались. Когда я был ребенком, то обожал Beastie Boys, но если говорить о том, что я слушаю сейчас, то это андерграундный хип-хоп. Мы слушаем Sage Francis, Atmosphere, Brother Ali, Why?, много разного с лейбла Anticon. Во многом эти артисты натолкнули нас на мысли о том, чтобы записать альбом андерграундного хип-хопа. Один из гостей на альбоме – рэпер Serengeti, он артист Anticon.

Когда я слушал альбом, то мне показалось, что там много чего от DJ Shadow. В треке «Which Ways» мне почудилось, что вы ему что-то вроде оммажа делаете: там мотив очень похож на его трек «Organ Donor».

Честно говоря, я не так много слушал DJ Shadow. У него я слышал только первый альбом «Endtroducing…», остальное даже не включал. Скорее всего, это совпадение и случайно вышло.

Альбом вышел в сопровождении небольшого манифеста, в котором вы высказываетесь на политические темы, упоминаете военные кампании, в которых США участвует на Востоке, а также прошлогодние выборы президента. Несмотря на то, что название Arms and Sleepers намекает на милитаристскую тематику, вы никогда раньше не решались на какие-то подобные заявления. Что вас на это подтолкнуло, и почему вы выступили именно сейчас?

Это тоже произошло естественным образом. Я об этом уже как-то высказывался, но альбом был вдохновлен временем, когда я жил в Чикаго и работал несколько месяцев с детьми из неблагополучных семей. Преимущественно это были дети-афроамериканцы. Один из моих учеников изображен на обложке альбома. Как человек, он меня очень вдохновил, он вырос в очень жесткой части Чикаго, где активничают банды. Но он - умная, целеустремленная и интересная личность, мы стали очень близки, пока я там был, и мотивация записать этот диск возникла во многом под его влиянием. Чикаго вообще очень разный в расовом плане.

Фото недоступно

Можете, кстати, подробней рассказать про обложку альбома?

Этот ученик с другом делают невероятные фотографии. Он мне эти фотографии показал, меня они поразили, и я попросил разрешения использовать их. Все оформление было сделано ими вдвоем, и оно о том, что происходит в Чикаго, что происходит в расовом плане в Америке, затрагивает тему социоэкономического положения. Это очень американский альбом, он про то, что происходит в США. Ну и про то, как это влияет на весь мир, потому что это самая богатая страна в мире, в которой, ко всему прочему, проживают еще и беднейшие люди. Вдуматься только, безумие какое-то.

Так, а что происходит на обложке этого альбома, почему ваш ученик торчит в дыму из мусорного бака?

Вообще никаких идей на этот счет, это целиком и полностью их с другом изображение. Я просто подумал, что эта фотография невероятная, и люди сами решат для себя, что она означает.

Вы говорите «ученик», а чему вы их учили, музыке?

Я не учитель, я выполнял работу для одной некоммерческой организации, которая помогает детям из неблагополучных семей, чаще афроамериканцам и латиноамериканцам, поступать на более выгодную работу. Эта программа рассчитана на один год, и она позволяет детям из низших социоэкономических слоев населения получать места в компаниях, которые входят в список Fortune 500. Я там выступал больше как наставник, проводил консультации.

Кем-то вроде мотивационного спикера были для них?

Нет, больше консультировал организацию, давал стратегические советы по расширению, но все, кто там работал, должны были работать и с учениками тоже. У них были учителя, а я, скорее, относился к администрации. Но мы тоже с ними занимались, и я повстречался со многими из этих детей, которые принимают участие в программе, включая и того, кто изображен на обложке.

У вас на альбоме четыре гостевых куплета от двух MC. Расскажите об этих рэперах, почему вы выбрали именно их?

Честно говоря, это вышло случайно, мы не держали никаких конкретных рэперов в голове, когда садились за эту пластинку. Одним из сопродюсеров «Life is Everywhere» выступил Виктор Феррейра, более известный, как Sun Glitters. Он еще и свел альбом, а также участвовал в треке «A Ride to Nowhere». Он знал Serengeti и Airøspace и посоветовал нам взять их на диск.

Почему они не читают на темы, упомянутые вами в манифесте, который шел в комплекте с альбомом? Мне показалось, что все их куплеты посвящены чему-то отвлеченному.

У них была полная свобода читать все, что им заблагорассудится.

А не было соблазна вложить в их уста что-то из того, чему вы посвятили альбом?

Мне просто не нравится говорить людям, что им надо делать, мне хочется предоставлять им возможность творить то, что они хотят. Если заставлять художника делать что-то специально, это выйдет не естественно.

Выступление Arms & Sleepers (при поддержке калининградцев SAVVIER и HIRISE):
17 ноября в Kaliningrad City Jazz Club

На концерте также можно будет приобрести мерчендайз: пластинки и компакт-диски.

Фото: vimeo, предоставлены артистом