Роняем ЗападЗачем калининградские артисты ездят за рубеж и каких успехов там добиваются

Фото недоступно

Калининград – самый западный регион России, однако творческие люди с карьерными целями отсюда отправляются как на Запад, так и на Восток. «Твой Бро» узнал, как совершенно разные музыканты отправились нести свою музыку зарубежной аудитории, и что из этого получилось. Рассказываем о рэперах Semo28 и Khop’a, легендах калининградского брит-попа Max + The Stereofilms и поп-рэп-рокерах Novo

Заграница всегда казалась чем-то недосягаемым, но в последние годы, несмотря ни на что, кажется, что она стала ближе. Голливуд с удовольствием примеряет одежду с надписями на кириллице, на радиостанции, работающей под началом Эминема, звучит русский рэп, в новом альбоме британского рыжеволосого принца арт-попа Кинга Крула можно услышать русскую поэзию. Калининградские музыканты вносят посильный вклад в сближение миров: «Твой Бро» узнал у трех местных музыкальных проектов, что они делают за границей, как там оказались и с чем вернулись обратно.

 

Кто поехал: Semo28 и Khop’a, ветераны калининградской хип-хоп-сцены
Куда: Хеерлен, город и община в Нидерландах
Что сделали: сняли видео, записали демо, навели связи
Рассказывает: Nine_P – битмейкер и один из представителей Crew039

Фото недоступно

– В 2004 году голландские ребята Het VerZet, название которых переводится как «Сопротивление», взорвали тогдашний интернет. Они выпустили «олдскульную» тему, в которой человек 8-10 зачитали на фоне стены, разрисованной граффити, фристайлы, очень круто, вживую, настоящий «сайфер» (Сайфер - это как брейкданс, только в рэпе: стоят в кругу парни, один выходит и разносит, при толпе, когда заканчивает, его тут же сменяет другой. – Прим. авт.). И у меня тогда возник «коннект» с одним из них, начали переписываться по поводу музыки. В 2014 году они приезжали в Питер и Москву, записали там пару «фитов», и я тоже договорился насчет «фита» здесь. Сделали тогда трек: битмейкер Ezhen сделал минус, от Калининграда были рэперы Semo28 и Khopa, с их стороны были тоже два MC – один рэпер и рэперша. Тогда же нас позвали в Голландию, но мы тогда упустили момент и не смогли все это организовать как надо. И вот, спустя несколько лет, когда нас всех уже ничего не отвлекало, мы вернулись к этому разговору вновь. Идея была в том, чтобы не тратить деньги на развитие наших имен в российском сегменте интернета, а съездить за границу, где нас уже воспринимают, и своей работой там заставить говорить о себе здесь.

Фото недоступно

В итоге в семидневный тур из Калининграда поехали в Голландию четверо наших ребят - рэперы Semo28 и Khopa, художник граффити Sho и оператор Антон Рыбалкин. Сэмо и Хопа достаточно давно в рэп-игре, у обоих огромный опыт, оба выступали на одной сцене с артистами в диапазоне от Onyx до Дэцла, записали множество треков. В Нидерландах их уже ждали музыканты, видеооператоры и сами рэп-артисты. Целью было записать несколько объединенных треков и снять видеоклип. Хотелось сделать это все на их земле, с их «вайбом», атмосферой. Хотелось, чтобы чуваки этим всем пропитались, через себя это все пропустили и сделали на выходе классный продукт.

Ребят встретили очень тепло, парни постоянно перемещались по гостям и везде их принимали радушно, по-семейному: жены артистов накрывали на столы, по домам бегали дети, и так далее. Людям там в Голландии по 30-40 лет, но они при этом живут хип-хопом, и это чувствуется. Semo28 говорит, что, когда вернулся, была охота напялить широкие штаны и панаму – настолько его овеяло хип-хопом.

Фото недоступно

Ребятам хотелось вырваться из зоны комфорта: не так, чтобы пойти с утра на работу, затем поделать какие-то дела, потом еще что-то, потом наконец-то добраться до студии и записать трек. Тут по-другому: оградился, полностью сосредоточился и начал делать. Хотелось поменять подход, и здесь это сработало. Мы постоянно созванивались, и в один из созвонов Khopa говорил: «Блин, меня тут так прет, я хочу рифмовать больше, хочу писать и записывать больше рэпа!» А там все на тебя прямо давит, там невозможно не заниматься хип-хопом, если ты это любишь. Там у каждого члена команды Het Verzet дома мини-студия – неважно, читает ли он рэп, делает биты или просто диджеит. И у них еще есть общая студия, в которой собираются все члены банды. Каждый сидит дома, делает какой-то материал, а затем все приходят в одну точку, все собираются и работают уже вместе. Мы это увидели своими глазами, и к этому мы теперь хотим стремиться.

Сняли там в итоге два клипа: один со всей бандой, второй уже непосредственно с теми, с кем договаривались изначально. И в той же атмосфере родилось порядка 3-4 песен, родились биты, которые ребята привезли сюда. Теперь осталось только состыковать и записать это все. Охота показать, что хип-хоп есть в Калининграде, что есть люди, которые живут этим на протяжении уже долгого времени.

Всем кажется, что сложно достучаться до Запада, до Европы, чтоб с кем-то «законнектиться». У нас же это всегда получается легко: мы пишем, они нам отвечают, мы общаемся, и в итоге получается продукт. Почему бы этим не пользоваться? А для многих это какое-то ноу-хау, они не верят, что можно взять и легко и просто связаться, но на самом деле это нормально, это надо делать.

 

Кто поехал: группа Max + The Stereofilms, долгожители местной бритпоп-сцены
Куда: Манчестер и Лондон, Великобритания
Что сделали: выступили на радио, дали несколько концертов в знаковых местах, навели связи, работают над альбомом
Рассказывает: Максим Нафеев – гитарист и вокалист группы

Фото недоступно

– В Манчестере у нас был концерт, мы были на радио, презентовали наш новый сингл, и в Лондоне играли в Кэмдене, в The Dublin Castle – культовом месте для британской инди-музыки. В мае на нас вышел британский продюсер Майк Беннетт. Он работал со многими известными музыкантами, в частности, с Яном Брауном, The Fall, The Stranglers, Intastella и многими британскими пост-панк-группами. В апреле мы познакомились с его подругой-менеджером из индустрии музыкальных ивентов Greet Buettner-Jenkins, на визитке которой прочитали о нашем теперешнем продюсере и друге Майке. Мы отослали ему свои песни, он откликнулся и предложил сделать два микса, свои версии. Отправили ему наши сессии, вокал и все остальное, он это все пересвел, подключил дополнительных музыкантов, среди которых люди, имеющие отношение к The Stone Roses и The Smiths. Мы подписали небольшой контракт на выпуск этих песен, сходили на манчестерское радио, где один из наших треков был в горячей ротации этим летом. В ближайшее время планируем выпустить эти песни на физическом носителе, пока что - на CD.

В Великобритании мы были уже пять раз, и только в этом году ездили туда уже трижды. Благодаря этим поездкам мы познакомились со многими британскими музыкантами – с участником Happy Mondays Безом, с Lightning Seeds и другими.

Мы сейчас пишем новый альбом в Калининграде, но все отсылаем в Англию, и там это все доделывают. На самом деле, все просто. Благодаря интернету мы поддерживаем связи, всегда можем что-то спросить, и на нас всегда откликаются.

Играли в Англии мы в этом году в первый раз. Атмосфера, конечно, совершенно другая. Артисты, которые выступали у нас на разогреве, были на голову выше нас. Был парень из Шеффилда по имени Николас Аслам и американская группа, которая играла гаражный рок. У меня, конечно же, дикое волнение было по этому поводу, но все равно они нас поддерживали, выступали, как «суппорт», и публика на нас реагировала хорошо. Волнение довольно быстро в процессе концерта проходит, и ты чувствуешь себя в своей тарелке.

Мы читаем рецензии на нас, пока все сплошь положительные. Есть такое радио в Лондоне, Soho Radio, и там один из самых популярных диджеев Тони Глид, который по совместительству является концертным директором в клубе The Dublin Castle, написал, что мы звучим, как парни с его улицы. Нам всегда казалось, что в Англии полно групп со звучанием, как у нас, а они все равно нас почему-то выделяют. Может быть, для них какая-то экзотика, для них просто удивительно, что в России такую музыку играют. Многие, с кем мы встречались, слушали наши песни, мы их даже на вечеринках включали. И там человек, который работал с New Order, послушав, говорит, что то, что мы делаем, резонирует с ним. Для нас это, конечно же, честь.

Альбом, который мы сейчас пишем в Калининграде, выйдет на физическом носителе и здесь, и в Англии. У Майка Беннетта контракт с Universal Music, и с их помощью у него есть возможность издавать пластинки. Четких сроков у нас пока нет. Подходы у нас немного отличаются: у нас все по-простому, у них сложнее. Мы пишем альбом, с нами работает Макс Сингл, бывший участник группы «ГитарыStereo», и если надо что-то переписать, записать, отмастерить и свести, то он может просто дома сесть и это сделать. В Англии почему-то такой возможности нет, там все идут в большую крутую студию, где все платно и надо отстаивать очереди. И когда надо что-то по нашей части переделать, то нам говорят, что необходимо подождать, и когда будет окно, нашей музыкой займутся. У них подход более серьезный, основательный, не кустарный. Надо идти в студию, подключать кучу аппаратуры и людей для записи. До конца этого года в Великобритании выйдет наш сингл, и в течение следующего года уже можно ожидать новый альбом. Здесь и в Англии.

Кто поехал: Novo, калининградская поп-рэп-рок-группа
Куда: Китай
Что сделали: постоянно гастролировали, записали и выпустили новый альбом
Рассказывает: Иван Яловой, лидер коллектива

Фото недоступно

В Китае мы уже два с лишним года. Гастрольная жизнь тут очень спонтанна. В любой момент можно резко сорваться поехать на выступление. Большая часть публики у нас здесь - это, естественно, китайцы. Особенно на фестивалях. Но все зависит от места. Есть европейские клубы, где много иностранцев. Но и те, и другие очень круто принимают нас и нашу музыку.

В Китае очень много лакшери-студий с топовым оборудованием, но нам бы не хотелось полностью доверяться звукорежиссерам, которые на них работают. Свой новый альбом «Rapisdeaц» мы сделали здесь же, в Китае. Именно здесь мы придумали все треки. К определенному моменту нам оставалось записать инструменты. И так получилось, что в августе мы выступали в маленьком (по меркам Китая) городке Циньчжоу. После концерта мы хорошо затусили с какими-то китайцами, которые отдыхали в клубе. На следующее утро проснулись у них на очень крутой студии. Казалось бы, в такой глуши. Но там мы дописали все что надо и уехали сводить.

В названии нашего нового альбома зашифрована фраза «Rap is dead», что многих сбивает с толку, ведь сейчас рэп – самая популярная музыка на планете. Это не так просто объяснить в двух словах. Мы отталкивались от того, как в 90-е писали на заборах надписи типа «Punks not dead» или «Rap is dead», и решили поиграть со словами. Так появилось название «RAPISDEAЦ». И наш альбом как раз можно охарактеризовать этим словом.

Наше звучание поменялось, но я бы не сказал, что мы стали звучать мрачнее, но стали жестче. Мы меняемся, и, соответственно, наша музыка тоже меняется. На данный момент мы вообще не загоняем себя в рамки, а делаем музыку так, как хотим. На альбоме имеется композиция «Rock Star» - совместный трек с участником хип-хоп-объединения Dead Dynasty и соратником Pharaoh Mnogoznaal. Этот трек вышел синглом еще год назад. До этого мы предложили Mnogoznaal поработать с нами. Ему понравилась песня, он прописал свой куплет, а мы довели все до ума.

Фото недоступно

Подводить итоги этого года сложно. Почти год назад мы повесили на стену доску, на которой сразу же написали кучу дел, которые нам нужно сделать. Сейчас там красуются только несколько неприличных рисунков. Так что, видимо, планировать что-то это не про нас, соответственно, и подводить итоги не имеет смысла. Все идет своим чередом.

Знаю точно, что в конце января приедем в Калининград, так что думаем выступить в родном городе. Есть предложения по концертам в Москве, Питере, но у нас особо некому разруливать эти вопросы пока что. Отсняли клип с нашей съемочной группой Green Elephant в Шэньчжене. В ближайшее время он появится. А так мы делаем новую музыку, которую скоро вы услышите, будьте уверены.