Кому писал стихи Кант, и что находится в подвалахКафедральный собор запустил экскурсию по надгробным плитам

Кафедральный собор запустил экскурсию по надгробным плитам

Калининградский Кафедральный собор запустил авторскую экскурсию хранителя музея Иммануила Канта Марины Серебряковой по эпитафиям. Эпитафии — это тексты в стихотворной или прозаической формах, которые писали на надгробных плитах университетских профессоров, духовенства, светской аристократии, деятелей культуры и политики. «Твой Бро» узнал у Марии Серебряковой о самых интересных историях жителей Кёнигсберга

— Раньше эпитафия для меня была просто плитой на стене, украшением собора. Но по мере изучения этой темы я всё больше углублялась в истории жизни людей: за каждой эпитафией стоит конкретный человек, со своим характером и судьбой, — говорит Мария Серебрякова.

Кафедральный собор запустил экскурсию по надгробным плитам

ИСТОРИИ

Один из ректоров Альбертины Христофор Прейс родился в бывшей римской провинции, являлся профессором элоквенции и особенно увлекался творчеством Цицерона. Написал эпитафию самому себе (заранее).

Эпитафия математика и философа Матиаса Стойуса — о том, что означает должность «первый архиатр», чем отличается экстраординарный профессор от ординарного; и почему он составлял гороскопы.

Целестин Ковалевский — юрист, который четыре раза избирался ректором университета. Он пользовался такой большой популярностью среди студентов, что Иммануил Кант даже написал стихи (эпитафию) на смерть Ковалевского.

Кафедральный собор запустил экскурсию по надгробным плитам Фото №2

В органном зале собора находится плита-эпитафия Лютеру Брауншвейгскому — Великому магистру Тевтонского ордена. Именно его захоронение 18 апреля 1335 года является первым погребением в Кафедральном соборе.

Канцлер Пруссии, Иоханн фон Крейтцен, расскажет, с какой целью он был направлен в Литву герцогом Альбрехтом Бранденбургским и кто из его рода вписал свои имена в историю Российской империи, снискав воинскую славу.

Сара Бригелия раскроет тайну, почему она, простая дочь кормилицы, была похоронена в Кафедральном соборе, и кто такая, упомянутая в тексте эпитафии, завистливая Лахеса.

Более 100 надгробий и эпитафий, выполненных на различном художественном уровне, расположены на внутренних и внешних стенах. Иногда — в самых неожиданных местах, о чём рассказала художница Ольга Дмитриева, побывавшая на самой первой экскурсии:

— По ходу у нас возникло обсуждение, где и что на самом деле располагалось. Скорее всего, советские люди сбивали плиты со стен, а реставраторы потом хаотично их устанавливали. Например, эпитафия профессору Пройсу на самом деле в другом месте располагалась, ближе к углу собора; а одну доску и вовсе в окно вставили. Обсуждали ещё другой вопрос: хорошо, эпитафия — это знак памяти, а хоронили тела где? Неужели прямо под стенами? Всех профессоров Альбертины? А жён, если они упомянуты в эпитафии, — тоже? Археологических раскопок внутри не проводили, подвала у собора как такового нет, внизу есть только трубы и другие коммуникации. Но говорят, что там есть следы и какие-то дыры, куда могли ставить гробы. 

Более 100 надгробий и эпитафий, выполненных на различном художественном уровне, расположены на внутренних и внешних стенах. Иногда — в самых неожиданных местах, о чём рассказала художница Ольга Дмитриева, побывавшая на самой первой экскурсии:— По ходу у нас возникло обсуждение, где и что на самом деле располагалось. Скорее всего, советские люди сбивали плиты со стен, а реставраторы потом хаотично их устанавливали. Например, эпитафия профессору Пройсу на самом деле в другом месте располагалась, ближе к углу собора; а одну доску и вовсе в окно вставили. Обсуждали ещё другой вопрос: хорошо, эпитафия — это знак памяти, а хоронили тела где? Неужели прямо под стенами? Всех профессоров Альбертины? А жён, если они упомянуты в эпитафии, — тоже? Археологических раскопок внутри не проводили, подвала у собора как такового нет, внизу есть только трубы и другие коммуникации. Но говорят, что там есть следы и какие-то дыры, куда могли ставить гробы.  Фото №2

А вот какие байки о подвалах Кафедрального собора рассказывают исследователи немецкого наследия Калининграда на форуме «Подземелья Кёнигсберга»


«Мне кажется, что именно таких [высоких сводчатых] подвалов в соборе нет и быть не может — грунтовые воды слишком высоки, а помещения подвалов никак не напоминают кессоны. Между тем, достоверно известно, что ниже уровня пола главного нефа (про боковые нефы точно не скажу) была устроена громадная усыпальница и хоронили в соборе сначала знать, а потом профессуру... Всем известна хранящаяся там же в соборе картина — извлечение останков И.Канта из склепа. На картине четко видно, как разобран плиточный пол и чувак с черепом нашего любимого философа вылезает из склепа по лестнице». 

«По моим скромным данным, под собором действительно существуют подвальные помещения с высотой потолка около 160 см! Были доступны для посещения вплоть до начала активной реставрации здания, в этих подвалах до середины 80-х находились с времен войны какие-то слесарно-токарные станки и остатки сопутствующего инструмента...»

«Сейчас проживаю в Алма-Ате, но в 1990 году был в вашем городе. В Кафедральный собор заходил с товарищем, много лазили по руинам. Не знаю, как сейчас, но тогда это были просто остовы стен, с винтовыми лестницами в их толще, проход в собор закрывала ржавая решетка, через которую мы туда и попали, охраны не было. Что касается могильных плит, по моему, магистров — они точно были, мы ногами раскидали слой обломков на полу — плит с четкими надписями и рисунками. Входы в подвальные этажи видели: частично засыпанные битым кирпичом, частично — грунтом. Фонарей с собой не было, поэтому не полезли внутрь».

Кафедральный собор запустил экскурсию по надгробным плитам Фото №3