1 миллион, 2 фильма и бесконечный запалКак калининградцы впервые защищали свои сценарии и выиграли

Фото недоступно

10 декабря экспертная комиссия первого «Калининградского питчинга дебютантов-2020» подвела итоги и поделилась своими мыслями насчёт сценариев участников и потенциала региона. «Твой Бро» законспектировал напутствия профессионалов и узнал, как питчинг «прокачал» наших начинающих специалистов киноиндустрии

На пару дней в Историко-художественном музее открылся портал в мечту и большое кино: всем, кто пока только примеряет на себя различные кинопрофессии или, быть может, уже создал пару-тройку дебютных проектов, представилась возможность встретиться лицом к лицу, маской к маске (и на расстоянии 1,5 метра!) с ведущими специалистами отечественной киноиндустрии. 9 декабря тут проходили мастер-классы, круглый стол и прогон защиты сценариев, а на следующий день состоялся питчинг и дискуссия на тему развития кинокластера в регионе. Даже стало немножко завидно тем счастливчикам, которые прошли в шорт-лист: дорогого стоит мгновенный фидбэк на собственный проект и наставничество от высокоэкспертной фокус-группы. Кстати, в самом шорт-листе оказались пятеро калининградцев, пятеро москвичей, трое жителей северной столицы и один новосибчанин. До защиты добрались не все: Москва приехала в урезанном на один проект составе. Прямая трансляция защиты доступна на Youtube-канале соорганизаторов питчинга, а шорт-лист можно подглядеть здесь. Бай зэ вэй на днях мы выпустили мини-интервью с калининградскими финалистами о том, какие фильмы они планируют снять. И это классно, что сегодня мы снова пообщаемся с двумя из них — из двух призовых мест пичтинга оба достаются калининградцам!

Арсений Заянчковский, победитель «Калининградского питчинга дебютантов-2020», сценарист, режиссёр, специалист по визуальным эффектам фильма «Небесный сторож»

— За эти дни случилось огромнейшее количество новых знакомств и знаний, особенно после семинара с Александром Велединским. Подобные мероприятия позволяют калининградцам, оторванным от большой России, стать на шаг ближе к киноиндустрии. Для меня это новый опыт — пообщаться вживую с профессионалами своего дела. Наш фильм на стадии «сценарного девелопмента», то есть сейчас дорабатывается сценарий и налаживаются договорённости по аренде техники, ведётся поиск команды, актёров, локаций, спонсоров и так далее. Предстоит глобальный препродакшен. Не могу себе позволить разбрасываться точными цифрами. Задумка амбициозная, множество компьютерной графики, большая ответственность перед людьми, которые поверили в данный сюжет. Что могу сказать точно, главное, чтобы в течение 2021 года «Дом Советов» реально не был снесён…

Я не могу сказать, что Калининград станет столицей отечественного кинематографа. Москва нечто недостижимое, на мой скромный взгляд. Но нам и не надо становиться Москвой. Во что я искренне верю и к чему хотелось бы стремиться — Калининград обладает невероятным потенциалом для некой базы по реализации кинопроектов самого разного жанра. У нас уникальное расположение с не менее уникальными локациями, архитектурой и прочей фактурой, которую трудно найти в России. Не хватает сообщества в Калининграде, в более глобальном смысле. Лишь благодаря семинарам и питчингу я смог познакомиться с рядом людей, которые неравнодушны к кино и которых вижу впервые. Без проведения данных мероприятий, возможно, наши пути никогда бы не пересеклись. А именно так и формируется сообщество, через общение, знакомства, обмен опытом.

Мария Ковалёва, победитель «Калининградского питчинга дебютантов-2020», сценарист и режиссёр фильма «Моя сладкая Эн»

— Замечания экспертов были очень крутые. Это было ценнее, чем сам грант. Я прочитала много книг по сценариям, но не одна не вдохновила меня так, как их разборы. Мне захотелось переписать сценарий — ведь мне дали очень ценные советы, как его улучшить. Помню, как в 15 лет я обожала «Бригаду», как сильно плакала в грустных местах. И когда её сценарист сказал мне, проходя мимо: «У вас отличная история, продолжайте обязательно!» — я почувствовала детский восторг. Будто у меня крылья выросли. Надеюсь, фильм мы сможем увидеть на фестивале «Короче» следующим летом.

Калининграду просто необходимы учебные заведения не только для специалистов второго плана, но и для режиссёров, сценаристов, фильмейкинг в целом. Для подростков особенно. Потому что много кто из Калининградцев снимает что-то своё, но без знаний и опыта часто получается не очень. А так могло бы быть местное профессиональное производство. Мы с мужем при наличии времени и сами хотели бы поучаствовать в кинообразовании калининградских подростков, которые видят себя в этом.


Полную версию интервью можно будет тогда, когда мы проводим этот год — в январском номере «Бродвея». А если вы любите длительные прощания, то ниже вас ждут напутствия экспертов за несколько минут до окончания питчинга.

Евгений Григорьев, режиссёр неигрового кино, генеральный директор компании «Первое кино»

— Это большое удовольствие — слушать тех, кто собирается снимать свои дебютные картины и понимать, что вас волнует. У всех без исключения, на мой взгляд, проблема с драматургией, со сценариями и диалогами. Лучше всё починить до первого съёмочного дня, на постпродакшене это будет невозможно.

Не упоминая никаких проектов, скажу, что почти во всех сценариях люди говорят прямые вещи. Диалог в кино — это не обозначение слова. Участвуйте в других питчингах, и помните: когда вы рассказываете историю много раз разным людям, они делают её сильнее. У меня лично есть несколько правил. Первое: не работайте с теми, кто вас не любит. Исключение только, если человек до одури любит ваш замысел и тогда, возможно, полюбит вас. Второе: ищите в этом мире тех, кому ваш замысел может быть тоже интересен. Наверняка есть те люди, которые часть вашего замысла уже воплотили. В моей практике такое было несколько раз. Когда я снимал картину «Пророк», не было вообще ни копейки на костюмы. В итоге мы нашли тех, кто уже сделал костюмы, им нужна была только визуализация. Ищите единомышленников, помогайте друзьям, которые делают первые шаги, — это хорошо и по-человечески, и профессионально — когда ответственность лежит на другом режиссёре, ты многому учишься.

Ольга Ерофеева, генеральный продюсер группы компаний «Первое кино»

— Мне очень понравились сами идеи, большинство из них можно развивать и доводить до реализации, они совершенно не стыдные, во многом даже прекрасные. Не стесняйтесь снимать ваше кино, даже если в него никто не верит. В худшем случае, если вдруг вы плохое кино снимите, — не произойдёт ничего.

Елизавета Меледина, редактор студии «Рок»

— Хочу сказать, даже если не выиграете, продолжайте работать над своими проектами, прислушайтесь к критике, которую здесь услышали, делайте их лучше и побеждайте где-нибудь ещё.

Ольга Каверзина, продюсер, руководитель Автономной некоммерческой организации «Фестивальная дирекция»

— Благодарю всех вас за идеи и за то, что вы потрудились. Всегда помните про вариативность и про то, что никогда нет только одного решения. Если вам не удалось через питчинг получить поддержку, то всегда можно через что-то другое. Если вам нужна техника, можно прийти к нам в кинокомиссию и обсудить, чем мы сможем вам помочь. И это точно дверь, которая всегда для вас открыта. Всегда ищите пути для реализации своих идей.

Кирилл Зайцев, актёр, режиссёр, продюсер

— Я берусь за работу, только если пойму, что не могу её не снять. Если вы понимаете, что не можете не снять, то берите и делайте. Когда есть какие-то сомнения и мысли, что вы бы занялись чем-то ещё, то я бы тогда задумался, потому что на это уходит всё ваше время, вся ваша энергия, выжимает вас полностью. И если вы уже решились сделать, то первое — это сценарий. Я бы использовал все деньги и ресурсы на сценарий.

И, конечно, ищите актёров. Если будет хороший сценарий и хорошие актёры, то ничего делать, считай, больше не надо. Ничего не бойтесь. Кто если не мы будем делать наш кинематограф?

Анна Хадалаева, редактор, сценарист кино и ТВ

— Идей много, они все рабочие. Приятно, что все коллеги поддерживают нашу боль про сценарии, это значит, что рано или поздно мы уже навалимся всем миром и начнём писать хорошо. Хочу поздравить регион с тем, что первый питчинг для вас не был комом и выглядел достойно. Смысл этого мероприятия не в том, чтобы город был использован как декорация, — мне верится, что Калининград станет идейным местом притяжения, будет рождать новые смыслы и инициировать новые начинания.

Артём Рыжков, писатель, кинокритик, программный директор фестиваля кино стран Европейского союза и фестиваля короткометражного кино «Короче»

— Честно говоря, боялся, думал, что эти четыре часа тут будет безумно скучно, мы все заснём. Но зря время мы здесь точно не провели. Надеюсь, что вы тоже чему-то научились, а кто-то получит ещё и денег, это тоже приятно. Для тех, кто будет снимать в Калининграде, просто знайте, — у нас здесь сейчас открылась Школа креативных технологий, там есть шесть студий — анимации, VR, фото-видео и другие — все укомплектованы. Есть кураторы, можно прийти, они вам смогут дать за какие-то небольшие деньги, а может даже иногда и бесплатно, оборудование и советы. Когда слушал сценарии, мне, честно говоря, не хватило в них смелости. Ловил себя практически на каждом проекте на мысли, что где-то это я уже видел. Хотелось бы, чтобы на экране в окошке для референса было пустое место, чтобы ни на что не похоже и вы прямо сами это изобрели.

Ольга Данилова, руководитель Представительства Союза кинематографистов в Калининградской области, сценарист

— Был замечательный питчинг, по-моему вы уже не зря пришли в профессию, поскольку все, кто питчинговался сегодня, родили плодотворные идеи. Идеи, над которыми можно работать, которые способны стать фильмами. И вообще нам, кинематографистам, ведь можно позавидовать — наша профессия обеспечивает нам интересную и нескучную жизнь. Не экономьте на сценаристах, везде есть режиссёр, продюсер, актёр, а хороших сценаристов мало. Берите профессионала, без этого хорошего кино не бывает.

Сусанна Альперина — российский журналист и писатель, продюсер, кинообозреватель «Российской газеты», программный директор Фестиваля экранизаций «Читка»

— Мы когда прилетели в Калининград, первое, что бросилось в глаза, — плакат, который призывает снимать кино в этом регионе. И я подумала, это же ворота на запад. У нас сейчас кино всё идёт за рубеж, показатели сумасшедшие, вон сегодня российская «Эпидемия» вошла в десятку популярных сериалов на «Нетфликс. Да, может вы сидите в какой-то маленькой комнате и пишете свой сценарий, но за вами уже следят, не только в стране, но и мире. Поэтому не бояться мечтать, не бояться сделать проект, который должен быть понятен в любой стране, делать, чтобы понятно было самому. У вас регион, который оборудован сейчас лучше, чем все остальные. Все маститые продюсеры сейчас рвутся снимать в Калининграде. Используйте всё, что у вас под руками. И общий уровень питчинга очень достойный.

Александр Велединский, председатель экспертной комиссии, режиссёр и сценарист

— Конечно, сценарий основа, было снято много плохих фильмов по хорошим сценариям и ни одного хорошего по плохому. То что сегодня кто-то не получит приза, ничего страшного: я вот на свой главный фильм тоже 20 лет деньги ждал, это нормально. Если мы приходим в эту профессию, то должны запастись терпением. Это как выдающегося режиссёра Михаила Рома как-то спросили, что главное для режиссёра. Он ответил: «Пять пунктов: здоровье, здоровье, здоровье, везение, талант».