Новые герои из телевизораПол Браун о переменах в индустрии и роли женщин в них

Фото недоступно

Сценарист, продюсер, преподаватель Нью-Йоркской академии киноискусства в Лос-Анджелесе, автор «Секретных материалов» и «Звёздного пути» в апреле заезжал в Калининград в рамках своего практического семинара. Наша коллега из журнала «Королевские ворота. Woman» Софья Сараева пообщалась с именитым гостем

Прошлый год можно назвать годом камбэков: на экраны вернулись такие культовые сериалы, как «Твин Пикс» и «Секретные материалы». Телеканал CW также анонсировал перезапуск «Зачарованных». Мне кажется, эти истории заведомо обречены на успех.

У сериалов, которые вы перечислили, есть общее – мистика. Она всегда была интересна зрителю: и в девяностые, и даже раньше – достаточно вспомнить культовый сериал семидесятых «Колчак: Ночной охотник» с Дэрреном МакГэвином в главной роли. В 2005 году Фрэнк Спотниц (сценарист «Секретных материалов». - Ред.) снял его ремейк, который, вопреки ожиданиям, провалился. Нельзя сказать, что ремейки всех мистических сериалов обречены на успех, тем не менее шансов стать популярными у них больше – есть зрители, которые выросли на оригинальных шоу, и обязательно будут смотреть обновленную версию. Кроме того, есть новое поколение, которое впервые их увидит. Думаю, этот тренд всегда был актуален в Голливуде. Что касается «Секретных материалов», то и Дэвид Духовны, и Джиллиан Андерсон были абсолютно готовы к перезапуску – поэтому новые сезоны выглядят фантастически.

Нет ли опасности в том, что сценаристы возвращаются к старым историям вместо того, чтобы находить новые?

Думаю, главная ошибка сценаристов не в этом. За последние годы появилось все больше фильмов и сериалов, основанных на комиксах DC и Marvel, которые позиционируются как кино для всех: и для детей, и для тинейджеров, и для взрослых. При этом в каждом из этих фильмов есть либо хорошие, либо плохие парни. Такая модель подходит только для детей, - взрослые понимают, что мир не делится на черное и белое, в нем гораздо больше цветов и полутонов. В историях, где нет этих полутонов, нет и эмоциональной глубины.

Тем не менее эти фильмы могут похвастаться впечатляющими сборами.

И не только. Сценаристы последних фильмов наконец-то перестали делить героев на хороших и плохих. Если вы вдруг не видели, обязательно посмотрите «Чудо-женщину». Этот фильм прекрасен тем, что показывает события и героев с абсолютно непривычного ракурса. В нем нет черного и белого, в нем есть свежий дискурс, необходимый не только кинематографу, но и любому другому искусству. Сегодня в индустрии многое создают через призму мужского взгляда. Я убежден, что необходимо взгляд менять, привлекая больше женщин-режиссеров и женщин-сценаристов. Ведь именно благодаря им получается создавать таких героев, как чудо-женщина – сильных и одновременно женственных. В фильме есть очень показательный момент, когда герои идут по улицам Лондона, и в кадре появляется ребенок. Диана Принс (имя главной героини, которую играет Галь Гадот. - Ред.) замечает его и умиляется – это поступок настоящей женщины, ни один мужчина никогда бы не обратил внимания. Это то новое и живое, что непременно найдет отклик у зрителей. Не знаю, как реагировали зрители в России, когда смотрели «Чудо-женщину», но в Америке они плакали.

Фото недоступно

Получается, сценаристам нужно чаще обращаться к социальным проблемам?

Конечно, в этом немалая доля успеха и «Чудо-женщины», и «Черной пантеры» – еще одного фильма, снятого по комиксам. Если «Чудо-женщина» затрагивает вопросы феминизма, «Пантера» делает акцент на расовых конфликтах и неравенстве. Это нетипично для подобного жанра и очень свежо. Еще одна причина, почему мы находим такие вещи новыми – в российской истории есть и женщины-пилоты, и женщины-космонавты, а в Америке пилотами, космонавтами и военными традиционно становились мужчины. В этом году «Оскар» за лучшую женскую роль получила Фрэнсис Макдорманд, сыгравшая в фильме «Три билборда на границе Эббинга, Миссури». Получая награду, она поддержала Inclusion raider – проект, предлагающий устанавливать квоты: равное соотношение мужчин и женщин на экране, не менее сорока процентов представителей этнических меньшинств, пять процентов представителей ЛГБТ и двадцать процентов людей с инвалидностью. Это смелое высказывание смелой женщины и важная инициатива, которая, на мой взгляд, не только изменит индустрию, но и откроет миру новых героев.

Не могу не спросить вас о скандале вокруг номинации на «Оскар» стриминговых компаний. Стивен Спилберг считает, что «фильмы из интернета» не должны быть номинированы на премию Американской Академии, Каннский фестиваль отказался включать в конкурсную программу продукцию Netflix. Это справедливо?

Никто не хочет иметь нового соперника в лице стриминговых компаний. Как правило, такие сервисы выпускают фильмы с невысокими бюджетами, благодаря чему могут снимать больше – согласитесь, конкурировать с компанией, представляющей десятки картин в год, гораздо сложнее. Я не боюсь конкуренции, но все же соглашусь со Стивеном: телевизионные сериалы должны претендовать на телевизионные награды. Чтобы получить номинацию на «Оскар», Netflix нужно хотя бы в течение недели показывать свой фильм в кинотеатре, на что, уверен, у них есть средства – это стоит всего лишь десять тысяч долларов. Но они этого не делают, поэтому было бы несправедливо включать их в программу кинопремий.

Фото недоступно

Последние десять лет вы регулярно проводите мастер-классы в России.

И убежден, что американским сценаристам стоит последовать моему примеру, чаще приезжать в вашу страну. Настоящая Россия – полная противоположность тому, как ее часто изображают мои коллеги. Приведу пример на еще одном фильме Marvel, раз уж мы их вспомнили – «Железном человеке» Джона Фавро. В нем есть сцена с Москвой, где мы видим зловещую метель и непроглядную тьму. Я много раз бывал в Москве, но никогда не встречал ничего похожего. Для меня удивительно, что сценаристы продолжают изображать Россию, следуя стереотипам, вместо того, чтобы прилететь сюда и увидеть все своими глазами.

А как в таком случае написать хороший и правдоподобный сценарий, например, о межгалактических путешествиях? В Москву слетать легче, чем в космос.

Использовать фантазию, которая может компенсировать недостаток личного опыта. Некоторым сценаристам, например мне, помогают исследования, другие могут и вовсе обходиться без них. Одному моему знакомому достаточно было поставить рядом с компьютером фотографию матча, чтобы написать отличный сценарий про реслинг. Универсального совета нет, но, безусловно, придумать великолепный сценарий о космосе можно, не побывав там.

Фото недоступно

В одном из интервью вы говорили: «Вы должны провалиться. Написать сценарий, который растопчут. Но вы напишите еще один. Вы постоянно должны вставать на ноги». Мне кажется, это очень важная мысль.

Я рад, что вы нашли именно эту цитату – это мой любимый совет, который я часто даю студентам. Терпеть неудачи – единственный способ что-то изучить, все великие сценаристы терпели неудачи. Чтобы встать на ноги, нужно думать об истории, а не о том, как ее продать – рынок открыт, и возможности быть услышанными создаем мы сами. Студенты из России зачастую оказываются усерднее, чем слушатели из других стран, но им всегда не хватает смелости предложить свою работу Западу. Будьте смелее! Америка, Канада, весь мир ждет, когда появится талантливый сценарист и покажет смелую, живую и непохожую на все, что было написано раньше, историю. Еще один секрет – писать ее не как сценарий, а как роман, пьесу или новеллу. В случае успеха у нее будет больше шансов на экранизацию.

А можно сказать, что этим обусловлена невероятная популярность «Игры престолов», основанной на книгах Джорджа Мартина?

О, это отличный вопрос и отличный сериал (смеется). В восьмидесятые годы появился «Блюз Хилл-Стрит», вдохновленный «Крестным отцом», который изменил телевидение. Сегодня телевидение меняет «Игра престолов». В ней нет на сто процентов хороших или плохих персонажей, каждый из них – многогранная личность. Зрители, затаив дыхание, наблюдают, как герои меняются на протяжение сезонов: Джейме Ланнистер перестает быть злодеем и совершает благородные поступки, Арья Старк взрослеет и становится сильной женщиной, способной убивать ради возмездия. К тому же Джордж Мартин вдохновлялся Уильямом Фолкнером – а он верил, что нужно писать только те истории, которые рассказывают о борьбе человеческого сердца с самим собой.

Фото недоступно