Я не стремлюсь к идеалуМарьям Назарова и её жизнь в розовом цвете
- эксклюзив
- 06 марта 2020
![Фото недоступно](http://www.tvoybro.com/photo_not_available.png)
«Твой Бро» общается с победителями фестиваля искусств «Набросок». Мы встретились с художницей Марьям Назаровой, занявшей первое место в номинации Contemporary art, и поговорили о её творческом пути, планах на будущее и новом перфомансе
До
Я окончила Уральский государственный архитектурно-художественный университет, Британскую высшую школу дизайна и курсы живописи в Московском государственном академическом художественном институте имени В. И. Сурикова. Работала дизайнером в Студии Лебедева. У меня была классическая карьера коммерческого дизайнера. В то время я старалась наработать некоторый инструментарий, методологию, которые позволили бы мне более эффективно решать задачи заказчиков. Этот опыт дал, в свою очередь, несколько навыков. Во-первых, организации самой себя. Я помню, когда была студенткой, не понимала, как вообще добиваться определённых результатов, как организовываться, как заставить себя работать. Оказалось очень важным представлять себе конечный результат.
![Фото недоступно](/photo_not_available.png)
Когда ты научился представлять то, что хочешь сказать, становится проще. Инструменты, которыми ты физически рисуешь, ограничивают, а в голове можно представить всё. Конечно, не всё сможешь реализовать, но в любом случае можно представить конечную цель и идти к ней. Также у меня появились представления о творческом процессе и о том, как можно преодолевать проблемные места. Например, если у тебя затык и нет идей или не знаешь, как их искать... Накопилась очень большая насмотренность. В этом процессе я изучила весь визуальный контент мира: в плане истории искусств и фотографических ходов.
Поиск себя
Я стараюсь работать в стиле «актуалочка». Мне интересно словить момент, сегодняшнее настроение и текущее состояние себя и мира. Художник его просто запечатлевает без какой-то своей оценки. Но я запечатлеваю с оценкой (смеётся). В этом смысле интересно в итоге найти визуальный язык, который даст новую информацию, новые впечатления. Сейчас та точка визуального искусства, когда свобода настолько сильная, что фактически в мире мы видели всё. Нас ничего не удивляет, ничего не вдохновляет, не двигает вперёд. Глобализация и общая развитость дизайна привела к тому, что уровень изображения очень высокий и всё уже давно нарисовано. Задачи искусства меняются, интересно наблюдать за этой трансформацией. Если раньше нужно было поразить своим мастерством, позже, в авангарде, — своей эмоцией и свободой, то сейчас это всё уже не работает. Это уже было.
![Фото недоступно](/photo_not_available.png)
Я переключилась на иллюстрацию, живопись, трафаретную графику и керамику. Работаю над серией холстов на тему актуальных событий в социальной, политической и медийной сфере. Развиваю технику керамических панно, работаю в саркастической манере, с использованием узнаваемых героев в нестандартной ситуации, коллаже, с добавлением субкультуры граффити, гранжа, пародии, провокации, векторных эффектов. Техника позволяет миксовать обыденные темы с новыми ракурсами смыслов.
![Фото недоступно](/photo_not_available.png)
«Достижение военпрома». 120х100см, холст, акрил. Разрастающийся военный бюджет как привычный «пончик» для модернизации.
«За айфонами». 140х100см, холст, акрил. Разобщение социальных слоев населения нивелируется привычкой тупить в телефон.
«VR: не вижу, не слышу, не скажу». 140х100см, холст, акрил. Виртуальная реальность наступает, заменяя привычный сюжет на современных героев.
Творческий путь
Я 10 лет потратила на то, что внедряла себя в творческую среду. Не могу сказать, что у меня есть трудности или мне чего-то не хватает в этой сфере или огорчает, потому что мне абсолютно безразлично происходящее в искусстве. Я его изучила, но оно на меня никак не воздействует. То, чем я сейчас занимаюсь, не преследует коммерческих целей и вообще не проходит проверку на выживаемость в коммерческой среде. На меня не оказывает никакого влияния то, как устроена сейчас арт-индустрия, я от неё ничего не жду. Это здорово освобождает. Задача зарабатывать деньги творчеством сильно портит процесс. Моя задача совершенно другая – оставить некое творческое завещание. Я хочу и могу что-то сказать, и неважно, пропадёт оно или нет, мне просто важно реализовать свои возможности. Поскольку я явилась на этот свет как человек, то должна выразить, что могу, чтобы был какой-то смысл в моём существовании.
![Фото недоступно](/photo_not_available.png)
Ограничения в искусстве
Мы находимся в таком удивительном времени, когда всё в сетях, в интернете. Если человек сделает что-то интересное, то он не должен быть связан проблемами определённого региона, в котором находится. Можно спокойно реализоваться в общепланетарном масштабе. Проблема ограничений – только в собственной голове. Я сама человек приезжий, и меня ограничения Калининграда вообще никак не связывают. Здесь много творческих людей, которые ещё не нашли свою площадку и уезжают из-за этого. Хотя, в принципе, в городе есть все условия.
![Фото недоступно](/photo_not_available.png)
Я вижу, что в Калининграде пока не сильно развито образование, но люди очень стремятся к красоте, к стилю. Как будто существует некий социальный договор о том, что красота очень важна. Было бы здорово организовать в городе арт-кластер по типу «Винзавода» или «Флакона», где молодые художники могли бы выставляться и приучить людей ходить на выставки, дополняя жизнь и улучшая её качество.
Творчество — для всех?
Сейчас творчество доступно любому, особенно в популярном формате мастер-классов, где человеку, который ни разу не брал в руки кисточку, мастер за несколько простых действий объяснит, как создать относительно неплохую картину. Это улучшает жизнь людей, да ещё и является отличным развлечением. Но есть большая градация между тем, что называется рукоделием и тем, что можно назвать творчеством. Это разные уровни специализации. А искусство — вообще недостижимо, оно для гениев. Слово «искусство» очень страшное. Это имеет отношение уже к каким-то глобальным совпадениям того, чем наделён человек, времени и места. Таких гениев и совпадений совсем немного. Я занимаюсь «около искусством». То есть более замороченным направлением, чем рукоделие и творчество, но недостаточно одарённым, чтобы называться по-настоящему искусством. Это такая особая ниша, где люди пытаются достичь звезды. Но естественный отбор показывает, на что мы способны. Заниматься и творчеством, и рукоделием, и искусством может кто угодно, но жизнь и время нас отсеет.
![Фото недоступно](/photo_not_available.png)
Перфоманс
Мне уже 33 года. В какой-то момент я поняла, что хочу оставить художественное завещание, хотя не собираюсь умирать. Но если я, как и любой человек, – это странный набор характеристик, то мне хочется, чтобы мой вариант природного явления получился в какой-то форме, которую можно считать и оставить.
Когда мы были студентами, то хотели быть идеальными, и нам казалось, что мы приближаемся к этому и знаем, как жить и что делать. Но через 10 лет стало ясно, что я не такой человек, как раньше о себе думала. Я уже много чего не могу, у меня много чего не получилось, были жёсткие провалы и, наоборот, какие-то успехи в делах, о которых даже не думала. И если в 15-18 лет мы стремились к идеалу, к белизне, то с течением жизни замарываем себя. В начале этого перфоманса я предстаю как нечто белое, совершенно бесформенное, не проявившее себя. А потом закрашиваю себя в цвет конкретного варианта жизни, варианта человека. То есть, я проявляю форму, проявляю себя в каком-то определённом виде. И в конце я уже не идеальная, не белая, не светлая и не прекрасная, а такая, какая есть, но счастливая от того, что знаю себя.
![Фото недоступно](/photo_not_available.png)
У меня было какое-то внутреннее желание выразить своё чувство, разочарования в белом. Оно возрастное, связано с разрушением идеалов, которые меня вели до этого. Вообще, стремление к себе идеальному перестало волновать. И это космическая веха для меня, потому что движение начинает обретать совершенно другой вектор. Я очень стараюсь не двигаться в сторону тотального самопознания и хождения к психоаналитику. Меня пугают люди, которые знают все свои реакции и тем самым, мне кажется, ограничивают свои возможности. И когда они, вооружившись психоанализом, объясняют все свои поступки какими-то причинно-следственными связями, то сами не ждут от себя ничего нового. Я жду от себя нового. Я жду от себя всё время чего-то интересного. Воспринимаю себя, свои цели более сложно, чем стремление к идеалу и к чистой форме. Но пока точно не могу сказать, к чему именно стремлюсь. Если меня взять в пробирку и сплющить, и выжать мой концентрат, то я хочу узнать, что это за концентрат, и стремиться к нему, к наиболее яркой форме себя.
Планы на будущее
У коммерческого дизайнера конкретные задачи, но в случае, когда мы говорим об около искусстве, здесь для меня наиболее важен процесс, чем какой-либо конечный результат. В искусстве ни в коем случае я не хочу ставить каких-то конечных и даже промежуточных целей, но вкладываю все силы именно в энергию процесса, в то, что важно здесь и сейчас. И в то, что для меня это значит, в то, что даёт мне какие-то чувства и мысли. Это такая тема про внутренние процессы, мне кажется, чем про какие-то внешние достижения.
![Фото недоступно](/photo_not_available.png)
Редакция «Твоего Бро» уже делала материал о художнице Виктории Шворень, занявшей первое место на фестивале искусств «Набросок» в номинации «Живопись».
Фото: elena_baranovskaja