«Девяностые будут жить долго, потому что не было интернета»Интервью и репортаж с концерта «Фактора-2»

Интервью и репортаж с концерта «Фактора-2»

Незадолго до выступления «Фактора-2» в клубе xXXx, «Твой Бро» встретился с лидером группы Ильей Подстреловым и поговорил о дружбе и бизнесе, кредитах и популярности, вечности и российском мелодизме. Ну и разумеется посмотрел концерт, странным ностальгическим ощущением от которого охотно поделится

На картинке в интернете изображены двое улыбчивых лысых молодых людей, тычущих пальцами в снимающую их камеру. Ехидная подпись гласит: «И не говори, что не слушал их». Отрицать глупо, слушали и слышали все, даже те, кто старался всячески избегать. Образовавшийся в Германии русскоязычный поп-дуэт «Фактор-2» появился в середине «нулевых» из ниоткуда, мигом стал невероятно популярен, и точно также растворился в никуда, спустя всего пару лет. Группа, состоявшая из Ильи Подстрелова и Владимира Панченко, свела вместе пацанскую дворовую песню с прилипчивой мелодикой группы «Руки вверх!», и, похоже, стала одним из последних коллективов в истории, чьи песни можно было услышать, проходя дворами, из открытых окон и форточек. Сдобренные матом, переходящие с рэпа на пение привязчивые песни «Фактора» про любовь к «химичке» и «шалаву» в течение нескольких лет пели на переменах, в подъездах, на лавочках во дворах, в армии и летних лагерях, переписывали с болванок, передавали «по блютусу» и записывали в тетрадки.

«Фактор-2» озвучил жизнь и быт русской молодежи в середине прошлого десятилетия: сейчас на YouTube их клипы собирают тысячи диковинных комментариев про первые попойки, нелепые драки за позабытую теперь уже любовь, сборы в армию и даже «пыхание бензина». Однако, став одной из самых коммерчески успешных групп в стране, примерно в 2007 году, «Фактор-2» внезапно куда-то пропадает. Ходят слухи про то, что у коллектива закончился крайне невыгодный контракт и отобрано имя, что Подстрелов и Панченко вернулись обратно в Германию, что они завели семьи, и решили завязать с производством музыки. Школьники, слушавшие «Фактор», недолго думая, мгновенно находят себе новых героев, в жизни российской молодежи появляются форумы и чаты, во дворах уже никто не собирается, а песни пересылаются «Вконтакте».

В 2012 году Илья Подстрелов, в «Факторе-2» бывший своего рода Саймоном из Simon and Garfunkel – основной движущей силой и автором исполняемого материала - опубликовывает на YouTube продолжительную, 23-минутную исповедь – правду о том, как развалился некогда супер-успешный дуэт:

В ролике Подстрелов подробно рассказывает о неудавшемся бизнесе в Германии, поссорившем его с Панченко, о кредите, взятом на строительство русской бани, суде с владельцем помещения, арендованного под нее и недобросовестном менеджменте. В том же году начинается новая история «Фактора-2»: Подстрелов возвращается из Германии в Россию, берет вторым участником клавишника Андрея Камаева и отправляется в непрекращающийся тур по городам и весям, чтобы закрыть историю с неудавшимся немецким бизнесом. В рамках этого тура обновленный «Фактор-2» заезжает и в Калининградскую область с тремя выступлениями за два дня: одним на свадьбе в «Резиденции королей», другим в баре xXXx, и третьим в Черняховске. Примерно за полчаса до начала концерта в «Иксах», «Твой Бро» встречается Ильей Подстреловым в гримерке.

В ролике Подстрелов подробно рассказывает о неудавшемся бизнесе в Германии, поссорившем его с Панченко, о кредите, взятом на строительство русской бани, суде с владельцем помещения, арендованного под нее и недобросовестном менеджменте. В том же году начинается новая история «Фактора-2»: Подстрелов возвращается из Германии в Россию, берет вторым участником клавишника Андрея Камаева и отправляется в непрекращающийся тур по городам и весям, чтобы закрыть историю с неудавшимся немецким бизнесом. В рамках этого тура обновленный «Фактор-2» заезжает и в Калининградскую область с тремя выступлениями за два дня: одним на свадьбе в «Резиденции королей», другим в баре xXXx, и третьим в Черняховске. Примерно за полчаса до начала концерта в «Иксах», «Твой Бро» встречается Ильей Подстреловым в гримерке.

- Правильно я понимаю, что сейчас существует две группы под названием «Фактор-2»?

По факту, получается так. Бывший солист, с которым я раньше работал, живет в Германии. Оттуда он не выезжает и изредка дает там концерты. Вся территория Российской Федерации и дальнейшие страны – это уже наш контингент, и мы там работаем. Мы - это Илья Подстрелов и Андрей Камаев.

- Была история про то, что вам запретили пользоваться названием «Фактор-2» и вы даже вынуждены были одно время переименовываться. Тем не менее, сейчас на афишах мы видим название вашей группы.

В принципе, никто не запрещал нам им пользоваться, мы немного раздули эту шумиху в свое время. Название «Фактор-2» придумал я, кто у меня его отберет? Мне было 19 лет, я читал словарь интернациональных слов, и мне понравилось слово «Фактор». Я сказал Владимиру (Панченко, - прим. ред.): давай возьмем это слово, и он сказал: «Давай». А цифру «2» мы прилепили потому что в интернете был уже зарегистрирован такой домен, вот так все и повелось.

- Еще в 1980-х была болгарская группа под названием «Фактор», я думал, что двойка в названии взялась из-за них.

А я и не знал об этом. Мне просто тупо понравилось слово. В 19 лет я думал по-другому. Закрепилось уже, как бренд.

- В 2012 году ты опубликовал продолжительное видеообращение на YouTube, в котором объяснял причины распада группы и рассказывал о неудачном бизнесе, который вы открыли со своим тогдашним коллегой по группе в Германии.

Я целых семь листов тогда написал! И зачитал на камеру их! (смеется)

Интервью и репортаж с концерта «Фактора-2»

- Ты говорил, что вынужден выплачивать кредит за русскую баню, которая у вас прогорела. Ты эту историю закрыл?

Нет, я кредит до сих пор выплачиваю. Мне его еще целый год тянуть. Там большой кредит был, это необыкновенная сауна была! (смеется) Там такое строение мы замутили! Строили втроем: я, бывший солист Вова и отец моего друга очень хорошего, который руководил стройкой. Благодаря ему эта баня и появилась на свет. Потом еще ее надо было раскручивать. Я кредит взял на своих родителей и сам теперь должен это все выплачивать. Вот что значит привлекать друзей к бизнесу.

- Лучше было все-таки сделать караоке-бар, как вы с женой и собирались изначально?

Да надо было. Хотя ты знаешь, все, что ни делается, делается к лучшему. Если бы меня тогда так жутко не опрокинули, я бы не сидел сейчас здесь и не добился бы того, что у меня есть сейчас. А мы собираем полные залы почти везде. А так бы я сейчас сидел в Гамбурге и парился! (смеется).

- Да, я посмотрел вашу группу «Вконтакте», количество народу на ваших выступлениях реально впечатляет.

Ага, последние полтора года у нас прям пошел такой подъем хороший. Куда ни приедем, везде люди собираются. Сегодня, правда, не сказал бы, что людей прямо очень много, но это нормально.

- Еще придут, рано еще просто.

Ну, дай бог, соберутся.

- Стиль группы - дворовая песня пополам с рэпом - он как сформировался, под влиянием каких артистов?

Певучие песни, которые под гитару, они все-таки наверное под влиянием прослушивания группы «Сектор газа» появились. Еще с детства я любил творчество Виктора Цоя, у меня, конечно, от него ничего в песнях нет, но я просто обожаю его слушать. Речитативы пошли от первых рэперов страны - «Bad B. Альянс», Лигалайз, Децл. Я тогда первые треки услышал, подумал: прикольно. Только биты у них были не слишком мелодичные, и я подумал, что надо мелодий прибавить. Также придумал прибавить попсовости в припевах, что-то такое незатейливое, легкое, три аккорда. Ну вот и подцепил это дело, подхватил.

Интервью и репортаж с концерта «Фактора-2» Фото №2

- Был вообще момент, когда ты понял, что тебя слушает вся страна? Проснулся вдруг однажды и понял, что тебя слушают все?

У нас просто несколько периодов было. Группа зарождалась в Гамбурге, я там прожил 12 лет, с 1996 года по 2012. Собственно, наш творческий путь начинался там. Я проснулся и понял, что нас слушает вся русскоязычная Германия. Было три года бурных гастролей по немецким городам, по русскоязычным клубам. А потом приехал Сережа Жуков в Германию на гастроли и ему дали наш диск послушать. Он говорит: ребята, круто, вас уже и в России слушают, надо вас там продвигать. А уже где-то через полтора года, в середине 2004, я пронял, что нас уже и другие страны знают. Мы и в Америке были с гастролями, выступали. Блин, ну четверть земного шара я точно проехал.

- Осознание этого как-то ударило по голове?

Ну если идет речь о звездной болезни, то наверное были какие-то заносы в эту сторону, но я быстро остепенился. Я понял, что популярность это кратковременное явление, она как появляется, так потом и исчезает. Нельзя нос задирать, нужно оставаться человеком. Вообще у меня в связи с популярностью были какие-то странные чувства, неопределенные. Я просто гулял. Бухал (смеется). Я гастролировал, я думал, что это всегда так будет продолжаться и не думал о будущем, плыл по течению до какого-то момента, когда популярность пошла на спад. А когда спохватился, было уже поздно, популярность упала. А вот четыре года назад я взялся за голову, и четыре года мы ездим и напоминаем о себе. Сейчас уже наконец-то стало попроще. Конечно, прежнего ажиотажа нет, да его и не будет уже никогда, но то, что мы имеем на данный момент, меня очень устраивает. У нас в больших городах, в среднем, 800 человек, тысяча приходят. В некоторых городах и по полторы собирается. Недавно был концерт в Вильнюсе совместный с Сергеем Жуковым, понятное дело, что очень много из-за него пришло народу, но там мы собрали почти шесть тысяч слушателей. В Курске было пять тысяч человек, мы там на День Победы выступали, были хедлайнерами. Народ помнит и сейчас все больше и больше человек приходят на концерты. Это радует.

- Если изучить историю ваших релизов и историю продвижения группы, то кажется, что у вас достаточно новаторская стратегия была. Вы наводнили пространство пиратскими релизами, а потом уже пришли на готовую популярность, и стали пожинать плоды.

Самое интересное это то, что мы этого не делали. Мы приобрели народную любовь, не вложив ни копейки. Просто мы записывались своими силами сначала под синтезатор, потом компьютерные программы пошли. Был Reason Propellerhead, помню. Я сел за Reason, начал первые аранжировки делать. Мы просто тупо штамповали диски и раздавали друзьям. Больше ничего не делали.

- Если уж про новаторство говорить, то нельзя не вспомнить ваш интерактивный клип «Отчим», который выходил на канале «Муз-тв», и повороты сюжета в котором выбирали зрители голосованием.

Это идея Сереги Жукова была, выбирать концовку клипа. У него вообще много идей было, когда мы с ним работали с 2004 по 2007 год. Три года длился наш контракт, и он был режиссером нескольких наших клипов, пиаром очень умело занимался. Вообще он такой креативный человек. Музыку, тексты - это все я делал, а Серега больше продвигал нас в массы, хотя пираты это уже сделали до него.

- Как думаешь, если бы в середине «нулевых» были развиты социальные сети, популярность «Фактора-2» была бы более стабильной? Мне просто кажется, что группа в не очень удачное время попала, переменчивое, когда народ только начал привыкать к интернету, учился им пользоваться.

Мне кажется наоборот, хорошо, что его тогда не было. Потому что у людей тогда какие-то другие переживания были, за счет этого музыка запомнилась. Сейчас из-за интернета все теряется, все тонет в общей массе. Сейчас перенасыщенность. Сейчас каждый второй в нашей стране рэпер. Но ты знаешь, сейчас эта музыка, которая выходит, она не будет жить долго. Про тех, кто сейчас продолжает в каком-то смысле наше дело, Kawabanga Depo Kolibri и ZippO там, про них через год никто не вспомнит. А про «Фактор» вспоминают, «Фактор» будет жить долго. Сергей Жуков будет жить долго. Девяностые будут жить долго, потому что не было интернета.

- Из сегодняшних артистов, на твой взгляд, есть такие, про которых могут вспомнить спустя время?

Мне кажется, что нет. Сейчас уже мелодичность другая, сейчас все пытаются внести в свое творчество европейскую мелодичность, все с Европы идет. Это прикольно, необычно, но это не наше. Я все-таки больше патриотом являюсь. А может быть это я просто старый стал. Мне нравятся другие мелодии.

- Немного про своего нынешнего соратника Андрея можешь рассказать? Как он пришел в группу?

Андрюха очень крутой музыкант и бэк-вокалист. Он двадцать лет играл на всяких банкетах. У него была своя студия, у меня была своя студия, когда я еще в Гамбурге жил. Мы работали над общим проектом: он записывал вокал девушке, пересылал мне, я делал аранжировку, сводил и мастерил. Переписывались, потом в Серпухове, в Подмосковье, где он жил и до сих пор живет, у нас был концерт, и там мы впервые встретились. В 2012 году я переехал из Германии в Россию и предложил ему работать со мной, и он поехал. А так, мы простые люди. Любим повеселиться, посмеяться. В баньке попариться, у нас много общих интересов.

Интервью и репортаж с концерта «Фактора-2» Фото №3

- Гастроли тогда и сейчас сильно различаются?

Тогда я был более развязный. Я любил выпить, с девчонками зажигал. Был навеселе. Зато сейчас я больше отдаюсь на сцене и выдаю более качественный продукт. Раньше не обращал внимания на пение, мне было пофигу, что мы там поем, как мы поем. Сейчас же мы очень обращаем внимание на качество выступления.

- Ты не жалеешь о том, что в свое время ушел с «Монолита» и уехал в Германию? Нет у тебя ощущения, что тогда надо было продолжать ковать железо и не бросать все?

Самое интересное - это то, что я ушел как раз потому что они его не ковали. Мне показалось, что они пустили все на самотек, я посчитал, что для группы стало делаться мало, и они начали больше обращать внимания на другие проекты. А я человек такой, немножечко … (безумный) (смеется). Если на меня перестают обращать внимания, то я ухожу и начинаю делать все сам. Я всегда и все делаю сам. У меня все очень плохо получалось поначалу, но сейчас уже получается лучше.

В клуб, тем временем, прибывают посетители. Контингент этим вечером очень разный: за столом с кальяном и бокалами вина восседают женщины за пятьдесят, у барной стойки не протолкнуться от тех, кому за тридцать, на танцполе отплясывают вчерашние школьники. После непродолжительного обмена репликами ведущих, включается вступление, в котором низкий голос, как из трейлера кинофильма, представляет выступающий сегодня ночью коллектив. «Легендарная группа, на песнях которой выросло целое поколение», - доносится из колонок. На сцене под аплодисменты возникают Илья Подстрелов с клавишником Андреем Камаевым, и стартуют с поппури из хитов «Фактора-2»: по пол-минуты звучат песни «Кареглазая», «Ах, если бы ты выбрала меня», «Студентка», начинающаяся со строчки «Она сидела на лекции и мечтала о Греции» и более новые треки, такие как «Узбагойся». Подстрелов в микрофон просит включить мониторы, но и без них поет очень чисто, попадая во все нехитрые ноты своих песен без промаху.

Он прекрасно понимает, что посетители его концерта пришли тряхнуть стариной, и затягивает композицию «Весна». «Пепел падает на пальцы, обжигая плоть мою / Ты торопишься на танцы, где тебя давно я жду», - текст песни раскочегаренная уже пять минут спустя после начала шоу аудитория подхватывает на раз. «Ого, вы даже слова помните?!», - с улыбкой восклицает Подстрелов. Припев пропевается хором: «Опять врывается весна / И созрели семена / Я прошу тебя, давай / Собирать мой урожай».

Матерные слова Подстрелов пропускает, но публика берет их на себя. Звучит другой хит «Фактора» «Некому мне», текст которого построен целиком и полностью на пошлых недосказанностях. «Некому дать пососать... чупа-чупс, что в кармане / С кем же теперь мне пое... ехать к маме?». Клавишник Андрей Камаев исполняет в песне виртуозное соло на синте, после которого сразу же следует уже другой хит про «Рельсы-рельсы, шпалы-шпалы».

Вокалист Подстрелов обращается к слушателям: «Ребята, добро пожаловать в прошлое, приготовьтесь, мы отправляемся назад!», и заводит песню про «Класс, детка, класс, дай почувствовать экстаз». На этой композиции в «Иксах» собирается такой хор, что кажется, будто ревет целый стадион. Шоу «Фактора-2» на удивление крепко сбитое и отрепетированное буквально до секунд. Дуэт выпаливает ностальгические хиты практически без пауз, Подстрелов, несмотря на то, что мониторы ему, похоже, так и не подключают, попадает во все ноты своих песен и не лажает вообще. Все «затухания», все моменты, в которых должны подключаться слушатели, отработаны на сто процентов и срабатывают в десяти случаях из десяти. Зрители дарят Подстрелову яблоко, он, в свою очередь исполняет кавер на «Девчонку» группы «Руки вверх!», плавно перетекающую в ту самую «Шалаву», которую ждут все. С момента выхода песни прошло уже больше десяти лет, но под разливающийся по клубу дым кальяна с черносливом, она играет совершенно новыми красками. В финале стремительного сорокаминутного сэта «Фактора» звучат «Война» и, разумеется, неизбежная «Красавица».

«Мне было 18, когда я написал эти песни, сейчас мне 36», - делится со сцены растроганный реакцией на свою музыку Подстрелов. Точно также растроганы и посетители его концерта: на первый взгляд люди совершенно случайные, но на деле знающие тексты его композиций от и до. Не все поймут, немногие вспомнят, но не делай вид, что их не слушал.

Интервью и репортаж с концерта «Фактора-2» Фото №4


Фото: Бока Су

comments powered by HyperComments