«Мне нравятся радикальные состояния»Баста сначала рассмешил, а затем растормошил «Янтарь холл»

Баста сначала рассмешил, а затем растормошил «Янтарь холл»

«Твой бро» встретился с самым популярным рэпером в стране Бастой перед концертом в светлогорском театре эстрады, и поговорил о роке, смерти и записи на бобинах, а затем стал свидетелем поразительно мощного выступления рэпера.

Раньше главным вопросом русского рэпа было: «Что ты сделал для хип-хопа в свои годы?», сейчас же вопрос звучит, как «Кто перевернул игру?». И на тот, и на другой легко может ответить 36-летний Василий Вакуленко, практически в одиночку выведший русский рэп на самые большие площадки (полный «Олимпийский» в прошлом году и два Государственных Крмелевских дворца в этом) и давший ему ход в прайм-тайм по телевизору (судейство в телепроекте «Голос на «Первом»). 

В театр эстрады «Янтарь холл» Баста прибывает в статусе хип-хоп артиста номер один в стране, рэп-исполнителя, которого знают «и мама, и папа, и бабушка», и тем выше ожидания от его живого выступления.

В бело-серых коридорах «Янтарь холла», ведущих к гримеркам, гремит рэп: играет композиция челябинской «Триагрутрики», читает MC Джамал. Из установленных на стенах динамиков доносится то, что происходит в зале: слышно, как две с половиной тысячи зрителей выстраиваются у  сцены и усаживаются в кресла театра эстрады. Саундтреком служит подборка треков артистов лейбла «Газгольдер»: ТГК сменяет Смоки Мо, за ним включается старая песня Басты «Чувства» и относительно недавний «Рашн парадайз» АК-47. Ростовский рэпер Василий Вакуленко организовал «Газгольдер» в 2006 году; спустя десять лет в открывающем его новый альбом «Баста 5» треке «Мое время в пути» он читает: «Говорят, у меня миллиард «лавэ», говорят, у меня империя». Коммерческие и творчески победы Вакуленко можно перечислять бесконечно. Однако меньше всего он похож на человека, который собирается останавливаться на достигнутом: свою империю он расширяет и идет напролом во главе нее. С разницей в две недели этой весной увидели свет сразу два сольных альбома «Баста 5», на них рэпер живо рефлексирует по поводу своего нынешнего статуса и метит куда-то в вечность, попутно покоряя все новые и новые аудитории. Вакуленко, однако, виду не подает: одетый в черную майку с зашифрованным лого «Газгольдера» и черную бейсболку, он сидит в кресле боком к зеркалу гримерной и поворачивается только для того, чтобы залить жидкость в «вейп», которым периодически «парит». Через 15 минут ему нужно быть на сцене, но он расслаблен и излучает комфорт и спокойствие.

Баста сначала рассмешил, а затем растормошил «Янтарь холл»

Наконец-то вышли обе части твоего альбома «Баста 5». Разделить пластинку на две половины было каким-то концептуальным решением или это связано с дефицитом внимания слушателей?

Никакого концепта тут нет, свою роль сыграл дефицит времени. Я просто не успевал все доделать в срок, и пока выходила первая часть, вторая доделывалась.

На альбоме у тебя звучит больше, чем когда-либо, живых инструментов.

Это тебе только показалось, на самом деле они всегда были.

Ну гитар на «Басте 5» точно больше, чем на всех остальных альбомах.

Нет, гитары всегда были на каждом альбоме, рок-песням всегда уделяется особое внимание.

То есть когда в «Вечернем Урганте» к реплике ведущего про то, что ты «Министр рэпа», ты добавил, что «Министр рока», ты действительно имел это в виду?

Ну, это была ирония. Рока уже не существует, по-хорошему. Есть люди, которые играют на тяжелых гитарах, и все. У меня даже в шутку есть строчки: «Русский рок, как царь свергнут, теперь тут рэп-террор». Ну, какой-то рок есть, есть люди, которые пользуются уважением, но рок в том виде, в котором он должен существовать как нерв общества, такого я не слышу.

Все очень ждали на альбоме фит со Скриптонитом.

Он выйдет обязательно, просто они с ATL не успели дописать куплеты. Осенью выпустим это отдельным синглом. Скриптонит, ATL, Тати и я – разрыв будет просто нереальный, поэтому решили с ним не торопиться. Я-то свой куплет написал и отправил, а ATL не знал, что я так быстро альбом выпускаю, ну и стоит также учитывать особенности Скриптонита, который может вообще год один куплет писать. Раньше или позже, этот трек обязательно выйдет.

На альбоме какое-то совершенно запредельное количество композиций, посвященных смерти или жизни после смерти. Ты не мог бы как-то раскрыть эту тему сейчас?

Мне кажется, что жителям Калининграда, хранящим на своей территории бренное тело Канта, это должно быть особенно близким. Это естественная вещь, перепросмотр каких-то жизненных состояний через понимание смерти, любви. Мне нравится размышлять о смерти, я сторонник православной традиции, и вижу смерть как неотъемлемую часть жизни. Без смерти не будет жизни, и смерть - это естественный процесс.

Это возрастное?

Нет, я всегда об этом думал. Это такой радикализм определенный. Наоборот юношеское что-то такое, пока ты думаешь о смерти, что-то молодое живет в тебе. Когда нам по 15-16 лет, все думают о смерти, пишут прощальные письма, особенно сильно переживают разрывы. Это инфантильность, но в этом очень много молодого, юношеского. Мне очень нравятся радикальные состояния, на пределе. У меня нет ровных песен. Я даже когда специально хочу написать ровную, мажорную песню о жизни, все равно получаются какие-то перегибы.

Скоро выходит фильм Сергея Соловьева «КЕ-ДЫ». Ты в нем выступил в качестве одного из продюсеров.

Где есть Сергей Александрович Соловьев, там нет продюсеров, есть только мастер, который использует всех нас как плагины, которые необходимы для его работы и осуществления его идеи. Гениальный человек, я безумно ему благодарен. Несколько песен, которые появились на альбоме «Баста 5», стали возможны благодаря тому, что он приехал на студию и поставил несколько набросков. Так появились «Партизан» и «Я смотрю на небо» - мои две любимые песни с этого альбома. Он посмотрел и сказал: «Давай я возьму вот эту и вот эту песню, а к «Я смотрю на небо» ты допишешь еще один куплет». Думаю, елки-палки, еще один куплет писать! Но я сел, дописал, и получилась такая работа, за которую я ему очень благодарен.

А вообще в фильм ты не вносил никаких корректировок?

Нет-нет, слава богу, хватает мозгов понимать, что я просто участник процесса. У меня нет профессии, я не профессиональный актер, не умею играть роль. Но Сергей Александрович дал мне почувствовать себя на площадке суперзвездой, профессиональным актером. Он правильно настроил, указал правильное направление.

Судя по твоей реакции в Инстаграм, ты очень обрадовался, когда получил пластинку с саундтреком к фильму и увидел свои песни напечатанными на виниле.

Конечно, это особое чувство. Молодому поколению оно, наверное, не очень понятно, но мои песни выходили еще на кассетах. Я помню, что когда мы записывали первую песню вместе с Влади для сборника «Первый удар», то писали еще на бобинах. Песок с нас уже должен сыпаться, по идее. (смеется) Особенно я рад, что на этой пластинке вышла песня Ноггано «Дети капитана Гранта», этой композицией я по-настоящему дорожу.

Нет ли в связи с этим желания выпустить что-то еще на пластинке?

Есть, но из-за того что на винил можно мало музыки записать, я думаю, мы сделаем какую-то выборку композиций из «Баста 5». Мы объявили уже голосование «Вконтакте», какие песни войдут на винил, и мы их выпустим.

«Мои разбитые мечты»! Я за эту голосую.

Вообще супер! Эта сто процентов попадет. Я припев для этой песни написал еще в 1999 году. Специально спел так, чтобы звучала как старая пластиночка. Самая последняя песня, которую я для альбома доделывал. Убил на нее несколько ночей перед выходом, мне очень нравится. На виниле она идеально впишется.

Когда ты записывал «Басту 5», думал ли ты о том, как будешь исполнять эти песни живьем? Или альбом отдельно, а концерты отдельно?

Даже не знаю, я, честно говоря, их даже особо не репетировал. Я сегодня буду петь «Выпускной», до этого исполнял ее всего два раза. Буду разучивать прямо во время концерта. Но их все можно сыграть легко, я представляю, как сделать это круто. Опыт уже есть.

Спустя пару минут после того, как «Твой Бро» оказывается в заполненный до отказа зале, свет гаснет. Из партера этим вечером убраны кресла, и здесь просторно, несмотря на огромное количество зрителей, но заполнены также весь амфитеатр и весь балкон под самым потолком. После непродолжительного громкого «интро» к вышедшим на сцену барабанщику, бэк-эмси и девушке-диджею добавляется сам Василий; вечер мигом стартует с взрывной исповедальной «Это дороже денег». Песни вроде этой – типичный Баста: прочитанный с интенсивностью отбойного молотка монолог «по душам» и рефлексия по поводу творческого и жизненного пути. Замечательный звук в «Янтарь холле» позволяет разобрать каждую строчку из тех, что выпаливает под надвинутой черной кепкой Баста. Отыграв первую композицию, он шутит про то, что шоу в театре эстрады стартует в 17.30 («Зато у вас весь вечер свободен!») и подтрунивает заходящих в зал опоздавших («Долго не могли припарковаться? А надо пешочком ходить!»).

Прямота – характерная черта не только текстов песен Басты, но и его общения с аудиторией: Вася сразу же объясняет, что приехал «качать», и «не качать» на его выступлении могут только «влюбленки» и те, кто пришел на концерт с барсеткой.

«А что вы смеетесь, я с Ростова-на-Дону, там барсетка была, как сейчас «Макбук», - продолжает шутить он – «Вся жизнь была в ней!». Капитально прокачивать зал Баста, правда, пока не торопится. Звучит совместная с Полиной Гагариной композиция «Голос» из первой части «Басты 5», уже ставшая довольно крупным радиохитом. Непростой и построенный на хитрой игре слов хук из «Голоса» слушатели подхватывают с трудом: подпеть явно хочется, но многие не до конца уверены, что понимают слова. Баста исполняет новые песни «Я смотрю на небо» и «Партизан» -  лиричные, минорные номера, в которых он совершает вылазки на территорию бардовской песни. В композициях доминирует акустическая гитара, Василий больше поет, нежели читает. Лирическая часть шоу продолжается «шансонной» песней «Мама» с припевом «Скажи мне, мама, сколько стоит моя жизнь?» и неспешным размышлением о патриотизме - «Там, где нас нет».

После последней зал пребывает в некоторой прострации, но Вакуленко быстро возвращает всех на землю, обращаясь к амфитеатру: «Ну что, вам удобно сидеть?», и тут же добавляет с другой интонацией: «Это я в тюрьму звонил сейчас». Баста приглашает на сцену артистку «Газгольдера» Тати, записывающуюся вместе с Вакуленко с 2012 года. В этом году она обещает выпустить свой второй сольный альбом, и ожидания относительно него уже довольно высоки: опубликованный сингл «Вернуться домой» на бит от Скриптонита звучит очень многообещающе. Вместе с Тати Баста исполняет песню «Я или ты»:  спрыгивает в зал и читает, пытаясь прорваться к сидячим местам, однако его тут же останавливает навалившийся партер, пытающийся сделать с артистом «селфи». Он возвращается на сцену к другой совместной композиции «Ты моя вселенная», после чего дает Тати исполнить несколько своих песен. По окончании своей секции Тати акапелла исполняет сегмент «Fallin’» Алишии Киз, но сцену после этого не покидает, а присоединяется к составу Басты на правах бэк-вокалистки.

Василий снова включает шутника: он задирает стоящего неподалеку от сцены мужчину: «Как зовут? Виталий? Виталь, что грустный такой? Хотел в воскресение в баню, а жена заставила на Васю идти? Просто сказала тебе: «Пойдешь со мной». Ну, спасибо тебе, что пришел». Под хохот зала он сообщает, что ничего не может поделать с собой, ему хочется шутить, что на него влияет место, в котором проходит концерт, и связывает это с проходящим здесь КВНом. После напирающей композиции «Удивительный мир», бит в которой звучит так, будто бы его записал эстрадный оркестр из передачи «Голос», Василий представляет своих музыкантов, а на вопль: «Ну чем не Зеленый театр?», отзывается: «Это что, КВН, вопросы из зала?».

Перед тем, как исполнить взрывной трэп «Лед» со своего совместного со Смоки Мо альбома, Василий принимает цветы из зала от девочки лет восьми и предлагает ей посмотреть концерт со сцены.

Ребенка усаживают на стульчике возле диджея, а Баста не унимается: «Это – наша пенсия. Когда я буду совсем старый, она вспомнит, что я ее когда-то на сцену посадил, и придет на мой концерт».

После «Льда» Баста объявляет исполнение новой песни «Выпускной»: моментально оседающего в памяти, просчитанного до каждого звука «медляка», который просто не может не стать в России тяжеловесным хитом на годы вперед. В толпе рэпер замечает молодого человека и приглашает на сцену для того, чтобы тот сделал предложение своей возлюбленной. Под аплодисменты Баста обнимает молодых и произносит напутственные слова: «Чтоб на следующий концерт с детишкой пришли». Про то что «Выпускной» он будет учить прямо на концерте, артист ранее не обманул: второй куплет песни Баста зачитывает с пюпитра, но делает это практически незаметно. Завершает исполнение череды новых песен стадионный боевик «Фонари», под который зал освещается тысячами фонариков мобильных телефонов.

Наступает череда хитов: Василий исполняет «Чистый кайф» - «проклятие всех пабликов про любовь», заставляет всех до последнего качать в такт руками на «Раз и навсегда» и поет совместный трек с группой «Бумбокс» «Солнца не видно». «Царь ставит своих на места, и такие, как мы с тобой, здесь в роли крепостных крестьян / И ждать рестайлинга - не вариант, либо покорно в стойло, либо ковылять в кандалах», - скорострельно выплевывает он акапелла второй куплет. – «Эй, гражданин начальник, а корона не жмёт? Это ложка дёгтя в ваш липовый мёд».

Ближе к концу выступления, Баста рассыпается в благодарностях аудитории «за домашний прием», и в прочувствованном монологе благодарит каждого за то, что они осуществляют его мечту. «Урбан» он посвящает всем тем, кто делает это возможным. На обязательной «Моей игре» - первой удаче Басты в карьере (которую он продолжает исполнять и по сей день) с места внезапно вскакивает девочка, которую полчаса назад посадили на стул. Получив в свое распоряжение микрофон, она поет припев композиции («Моя игра, она мне принадлежит и таким же, как и я!»), но не останавливается и бросается читать куплет за куплетом

«Я много раз ошибался, делал что-то не так / Но я вставал и делал следующий шаг / Я верил людям, которым верить нельзя / Они пользовались этим и, поверьте мне, – зря», - зачитывает девочка под гул сходящих с ума от такого зрелища зрителей.

Под овации «Янтарь холла» и одобрительные кивки Басты ребенок, не пропуская ни единой строчки и ни разу не запнувшись,  исполняет песню «от и до». Баста возвращает ребенку букет, с которым она пришла, и напоследок исполняет песню Ноггано «Солнце Калифорнии», которую предваряет признанием, что «следующий трек не хотел бы исполнять, но спою».

После двух невероятно жарких и эмоциональных часов единственной композицией, с которой выходит на бис Баста, становится рэп-рок «Я поднимаюсь над землей», предпоследний трек из его нового альбома. Добавить ко всему этому, кажется, нечего: концерт Басты в «Янтарь холле» проносится как маленькая жизнь.

Фото: Бока Су