«Полюби своё дело всей душой — и сможешь наслаждаться им ежедневно»Как строилась с нуля гончарная «Лепим-Жжём»

Как строилась с нуля гончарная «Лепим-Жжём»

Если отбросить все негативные предпосылки, то режим самоизоляции — как маленький декретный отпуск, который является прекрасным временем для переосмысления и начинаний. Подумайте над этим, пока читаете материал с участием Анны Шумейко, создавшей в Калининграде студию «Лепим-Жжём». Мы подготовили его совместно с образовательной онлайн-платформой «Мастера», которая недавно запустила курс по открытию гончарной мастерской, доступный любому желающему

Чтобы зарабатывать тем, что действительно нравится, вовсе не обязательно искать поводы в детских увлечениях или иметь какое-либо образование в приглянувшейся сфере. Достаточно захотеть и сделать, как героиня нашего материала, которая за полгода прошла путь от сильного «хочу» до открытия собственной гончарной мастерской, — и вот уже 2 года её проект принимает гостей, предлагая им с десяток разных услуг: от свиданий за гончарным кругом до корпоративных праздников. Ниже вас ждёт рассказ о том, как Анна чуть-чуть не успела на покупку известной франшизы, но не отчаялась и пошла дальше; как справлялась с нехваткой информации и не растерялась на период пандемии.

Муки выбора, поиск душевного бизнеса и опоздание с франшизой

— Я всегда занималась предпринимательской деятельностью. До того как переехала в 2012 году в Калининград, в Мурманске держала бизнес в сфере информационного консалтинга на протяжении 10 лет, также занималась автопрокатом. По приезду сюда вместе с мужем держали бизнес в сфере кредитования — в общем, всегда работала сама на себя. Затем я ушла в декрет и продолжила заниматься кредитованием. Но этот бизнес не назвать социально этичным, что меня очень угнетало, и начались поиски себя в чём-то новом. Задача была непростая, я читала книги, вдохновлялась, ходила на семинары и даже посетила выступление Ирины Хакамады в надежде на просветление. Весь декретный отпуск я находилась в мучительном поиске бизнеса, который был бы душевным и социально ориентированным, перебрала кучу вариантов: магазин детских игрушек, производство авторских игрушек, производство готовых супов тэйк-эвэй и ещё множество забавных, бредовых и не очень идей. И в один момент я наткнулась в сети на страницу мастера с красивой керамикой. В этот же вечер сказала мужу: «Вот оно!» При том, что все мои знания относительно керамики сводились к тому, что удалось запомнить на парочке мастер-классов на гончарном круге, супруг поддержал и сказал, отлично, дерзай! С такой поддержкой я могла бы свернуть горы. 

Как строилась с нуля гончарная «Лепим-Жжём»

Я начала с поиска франшизы, отправила письмо — «Вот она я, готова открыться под вашим началом!», и через день получила ответ, что опоздала: франшиза в Калининграде уже готовится к открытию. Это, конечно, меня расстроило, но не остановило. И уже через месяц я проходила курс обучения гончарному мастерству в этой школе, за что ребятам очень благодарна. Разумеется, одних курсов было мало, и я продолжила учиться керамике и гончарному делу. И осенью 2018 года открыла свою гончарную студию с дерзким названием «Лепим-Жжём», в самом центре Калининграда. 

От полной разрухи до первых посетителей за 1 месяц

На запуск у нас имелись личные средства. Началось всё с поиска помещения. Задача была непростой: гончарная требовала хорошую вентиляцию, воду, канализацию, 380-вольтовую сеть, и прочие нюансы, которые, включая условия пожарной безопасности и метраж, составили более 20 позиций. Нам повезло с локацией — такое помещение нашлось в самом центре, но вот с ним самим было много сложностей. Точнее, в нём не было «живого места»: бывшая хим. лаборатория завода Судореммашавтоматика хоть и имела потолки в 5 метров и огромные окна, но была захламлена настолько, что спокойно зайти в неё было просто невозможно. По всему периметру потолка шли метры труб, не функционирующих проводов и прочего хлама, вдоль стен лежали горы разбитой плитки, на облезлых стенах красовались огромные дыры… Так что история началась с ремонта «своими руками».

Тем не менее, первые посетители пришли к нам примерно через месяц. Это были пробные и бесплатные занятия, поэтому записывались гости охотно. Стабильный поток людей мы отметили только через месяцев пять, на новогодних каникулах. Так что общий период от идеи до первых реальных клиентов составил примерно полгода.

Когда недоставало какой-то  информации, я обращалась к опытным калининградским и российским мастерам. Как правило, все помогали и общались очень открыто. Вообще сейчас в сфере керамики наблюдается тенденция открытости и доступности информации. Плюс эта сфера на пике популярности, и многие ресурсы открывают доступ, проводят онлайн-обучения.

Как строилась с нуля гончарная «Лепим-Жжём» Фото №2

У нас в команде крутые ребята, увлечённые нашим общим делом мастера-керамисты и гончары. Сейчас нас семеро: я, в качестве руководителя, администратор, двое постоянных мастеров по лепке и гончарке, двое приходящих мастеров — художник и детский педагог в одном лице и ещё один мастер-гончар. Интересно, что одна из наших главных мастеров, Настя Фролова, сперва пришла к нам на должность админа и только через пару месяцев скромно призналась, что много лет занималась керамикой... и тогда всё встало на свои места. Большая часть команды — женская, а работа у нас порой самая мужская. И я очень рада, что среди нас есть мужчина, Женя Мудренко, который помогает с реальным ручным трудом. Коллектив сложился из людей, с которыми я уже общалась, также частично искала сотрудников через объявления на сайтах, а где-то и вовсе просто звёзды сложились удачно. 

В этом бизнесе сложилось всё, что мне нравится: сфера услуг, работа с людьми и детьми в том числе, творчество и ручной труд, позволяющий самовыражаться. На момент открытия на рынке Калининграда было 3-4 небольших мастерских и крупная франшиза, а также известные мастера-керамисты. Я зашла на рынок с желанием показать потребителю гибкий подход к работе с керамикой. Меня не сдерживали рамки и условия франшизы, можно сказать, это был surf clay. Я пробовала бесплатные занятия с привлечением аудитории в студию, предлагала индивидуальные условия работы, активно продвигала занятия для двоих, сотрудничала с фотографами, предоставляла широкие возможности коворкинга в студии. Ну и, конечно, в основе лежал личностный и клиентоориентированный подход. В этот бизнес вложено много моей души и любви, и наш слоган «Мы обжигаем теплом и любовью» отражает всё, что происходит в студии. К нам приходят за удовлетворением потребности в самореализации, в общении. Для кого-то важно просто поработать руками с живым материалом, отвлечься от суеты, забот и мобильного телефона. А для кого-то — быть в тренде, посещать модные в городе места. 

Специфика бизнеса и основные сложности

Самое сложное, пожалуй, — особенности сферы керамики и гончарного дела. Со стороны у многих складывается такое впечатление, что тут всё выглядит примерно так: накопали в карьере глину, слепили кружку, и вот уже вечером из этой «поделки» можно пить чаёк… Или вазу огромную сгончарили на круге с закрытыми глазами, ну как том фильме «Привидение»... На деле всё далеко не так. Керамика — это весьма сложная сфера с кучей технологических особенностей. Для общего понимания: полный цикл изготовления одного изделия — это минимум 5 этапов, занимающих примерно месяц работы. Так что без основ и академического образования во всем этом разобраться мне было весьма не просто. Усложняется история мастер-классами, на которых большинство гостей работает с глиной впервые, и им надо донести, что воооот такую идеально ровную вазу мы с вами сегодня не сделаем, её можно купить вон там за углом. А в студии мы учимся работать с глиной, под чутким руководством мастера, радоваться удачам и философски смотреть на брак. Учиться мастерству можно бесконечно… Наверное, тут мне помогли две вещи: моя предприимчивость и то, что я влюбилась в керамику бесповоротно.

Как строилась с нуля гончарная «Лепим-Жжём» Фото №3

В этом бизнесе задействовано очень многое. Во-первых, общение с клиентами (тут целый коктейль особенностей: от привлечения клиентов до психологических бесед на тему «ой, у меня руки не из того места»). Во-вторых, педагогический момент (наша задача сделать мастер-классы интересными, увлекательными, и чтобы при этом у гостей получились красивые аутентичные изделия). В-третьих, эстетическая и творческая составляющие (керамика — это искусство, и нам важно не терять этот аспект при работе с новичками). В-четвёртых, технологическая часть (это физика, химия, основы материалов и многое другое). Далее — безопасность (в студии много электрического и пожароопасного оборудования), снабжение (закупки материалов, доставка и тд), а также организация внутренней работы студии и психологический климат коллектива.

Отдельная история с материалами. Из-за того что в Калининграде их попросту нет, мы заказываем всё из Санкт-Петербурга и Москвы, в среднем одна закупка включает 200 кг глины и 15 кг глазурей, хватает на пару месяцев. Основная керамическая масса, с которой мы работаем на мастер-классах, производства Украины, а глазури — известного немецкого бренда. Для изделий на заказ, как правило, используем другие материалы — высокотемпературную керамику.

Заказы материалов составляют треть наших ежемесячных затрат, ещё треть уходит на заработную плату. Остальное распределено так: аренда и коммуналка — 20%, и по 10% приходится на рекламу и тех.обслуживание оборудования.

Текущая ситуация на рынке и в условиях коронавируса

Мы довольно быстро сориентировались в сложившейся ситуации и в качестве приоритетных выбрали три направления:

1. Онлайн мастер-классы с бесконтактной доставкой глины на дом. Доставка подарочных сертификатов на дом.
2. Разработка линейки посуды к продаже на летних маркетах. Не совсем привычный для нас формат, но время есть, и мы пробуем.
3. Развитие профессиональных навыков и рост наших мастеров. Это то самое время, которого им очень не хватало в обычном ритме работы студии. Они штудируют онлайн-лекции, книги, уроки.

Конечно, эти действия не сравнимы с нашим обычным оборотом и нормальной работой студии. Но я утешаю себя мыслями, что, во-первых, это поддержание контакта с нашей аудиторией, во-вторых, это финансовая поддержка наших основных мастеров. В период карантина наша студия работает только в техническом режиме — мы закрыты для гостей, но мастера работают по 1-2 человека в студии с соблюдением мер безопасности.

Именно с форматом мастер-классов новых игроков на рынке не появилось, и я склоняюсь к мысли о том, что Калининград насыщен этим видом услуг. А вот новые и новые керамисты-мастера появляются постоянно. И это радует — керамика развивается, выходит на новые уровни открытого и огромного информационного поля. 

Идея выходить на новые рынки греет душу. Надеюсь, с общей стабилизацией обстановки мы будем покорять новые керамические горизонты.