Больше креативаГде встречается творческое комьюнити города

Где встречается творческое комьюнити города

В последнее время в разных уголках Калининграда стремительно возникают новые креативные пространства. Их для себя открывают дизайнеры, фотографы, урбанисты, представители IT и многие другие. И, кажется, совсем скоро ещё одно культовое место может появиться на Правой Набережной, 21. «Балтийский Бродвей» рассказывает об этом здании, его резидентах, а также о других территориях, где уже вовсю кипит жизнь горожан творческих профессий

Здание элеватора на Правой Набережной периодически становилось предметом оживлённого обсуждения — то в связи с развитием янтарных мануфактур, то в целом как один из проектов концепции развития этой территории. Однако оно тихо жило своей жизнью, о которой многие из нас даже не знали. Всплеск популярности пришёл с открытием творческого пространства «ПОРТ»: каждые выходные сюда стекались калининградцы — в основном на вечеринки, но в том числе и на фестивали, творческие встречи, а также другие культурно-развлекательные и просветительские мероприятия. Справедливо отметить, что в какой-то степени — меньшей или большей — творческое пространство послужило развитию интереса к зданию и привело к сегодняшним планам. Грандиозные планы воплощаются, но уже без «ПОРТа» — в октябре основатели и организаторы проводят последнее мероприятие на прежнем месте, так как оно не совсем вписывается в общую концепцию будущего хаба.

Арт-директор креативно-технологического хаба на Правой Набережной, 21, Анастасия Чернова прокомментировала ситуацию и рассказала о дальнейших векторах развития освобождающегося пространства

— В декабре 2019 года, после анализа состава арендаторов, стало понятно, что большая часть из них относится к креативным индустриям. На основании этого собственники приняли решение развивать это пространство, прошли отбор в федеральный акселератор «100 городских лидеров», собрали команду и начали активные действия по развитию Правой Набережной, 21, как креативного хаба.

 

Что касается «ПОРТа», он занимался развитием исключительно собственного бренда и взаимодействовал со своей  аудиторией — такова позиция основателя творческого пространства. Если бы ребята развивали здание целиком, вы бы наверняка слышали бы и о других резидентах, а не только о клубе. Уже сейчас у будущего креативного хаба большое количество резидентов, интересы которых необходимо учитывать, и совершенно другая аудитория. Да и в целом концепция развития хаба представлена в трёх руслах: образовательно-деловая повестка, поддержка креативных индустрий и досуговые форматы, не пересекающиеся с концепцией ночного клуба.

Где встречается творческое комьюнити города

На месте «ПОРТа» в ноябре появится пространство коллективного творчества White Box, которое будет принимать образовательные, культурные и творческие мероприятия любого масштаба и претендует на статус «креативной точки кипения» Калининграда.


— У нас есть планы на проведение зимних образовательных проектов: архитектурной школы и писательского кэмпа при поддержке проекта «Тотальный диктант». Кроме того, существуют договорённости с калининградскими организаторами на совместное управление данным пространством. Нам уже поступают запросы на различные ивенты — от образовательного мероприятия для геймдев-сообщества до постановки спектакля театральной лаборатории Акт.Опус. С кем-то урегулируем даты, кого то передадим в руки наших резидентов, в общем, налаживаем коммуникацию, — говорит Анастасия.

Также были озвучены планы на создание зон отдыха для горожан и туристов на набережной и крыше. В развитие креативно-творческого хаба активно вовлечён Центр поддержки креативных индустрий Калининградской области «Креспектива» — административный ресурс, поддерживающий инициативы граждан. Работа над проектом ведётся полгода — рабочая группа обучается, изучает вопрос создания креативного кластера, обменивается опытом с другими регионами и ищет инвесторов.

Скейтпарк, скалодром и социальные танцы

Однако сложность работы с этой территорией в том, что она находится в тройной собственности. Само здание — в частных руках, а зона перед ним — в муниципальном и федеральном владении. По словам зампредседателя правительства области Натальи Сибиревой, именно решением этого вопроса нужно заняться в первую очередь.

— Здесь различные формы собственности, и для того, чтобы эту территорию можно было превратить в городскую набережную, здесь, конечно, нужно привести все отношения в порядок. Подход к этому проекту был неоднократный. Все знают и 2017 год, когда в Москве представлялся проект данной территории, но, наверное, он дождался своего часа, когда появились креативные индустрии, — объясняет Наталья Сибирева.

Как говорит Жаклин Александрия, руководитель проекта развития Правой Набережной, 21, процесс согласования документации с различными собственниками займёт не менее полутора лет. Тем не менее она отмечает возросший в последнее время интерес к проекту.

— Запросы к нам растут, достаточно много сейчас обращений на очень разные проекты. Думаю, с ноября мы уже будем готовы принять их в своём пространстве. Интерес резидентов к площадке действительно увеличился. На следующий день после форума городских изменений Urban Sprint (проходил на территории Набережной в начале сентября. — Ред.) земля вокруг подорожала в 1,5-2 раза, — утверждает Жаклин.

Где встречается творческое комьюнити города Фото №2

Она в красках рассказывает об изменениях, которые могут ждать эту территорию уже через год, когда должно произойти первичное благоустройство. Здесь собираются развивать новые сценарии досуга, которые ранее ещё не были представлены в Калининграде.

— Мы планируем, что набережная станет велопешеходной зоной, оттуда уберут все машины, парковка переедет за здание, и территория начнёт использоваться горожанами. Появятся фудтраки или кофейни, можно будет приезжать сюда отдыхать, делать какие-то арт-проекты. У нас есть договорённость с Федерацией скейтбординга России о строительстве здесь скейтпарка для проведения соревнований международного уровня. Но для этого их нужно вписать в общий проект. Думаем также о скалодроме и хотим его тоже включить. Собираемся организовать площадки для петанка и для социальных танцев, — продолжает руководитель проекта развития Правой Набережной.

По её словам, сейчас существует проблема с логистикой: ближайшая остановка находится почти в километре. Резиденты и гости испытывают проблемы с тем, чтобы добраться сюда на общественном транспорте. Как добавила зампред правительства Наталья Сибирева, запрос на организацию здесь остановки поступил и к областным властям.

— Это может быть не только точкой притяжения, но и местом встречи креативного кластера и горожан. Я бы хотела, чтобы Правая Набережная, 21, стала мощнейшей туристической точкой в горизонте 3–5 лет, — заключила Жаклин.

 

 

Тренинг-центр, музей ретроконсолей и ещё три десятка проектов

Кажется, что до более или менее сложившейся картинки креативного кластера ещё далеко, но уже сейчас в здании бывшего элеватора разместили свои производства и пространства порядка 30 резидентов

Среди проектов, представленных сегодня в пространстве Правой Набережной, 21, —  четыре фотостудии, два ателье, мастерские по созданию украшений из янтаря, полиграфическое производство и прочие. Также известная локальная торговая компания планирует обустроить небольшую мануфактуру по обжарке кофе, открыть тренинг-центр для бариста и небольшую кофейню. Мы обсудили с несколькими резидентами их проекты и узнали, как они восприняли новость о развитии арт-кластера.

Никита Одинцов, основатель фотостудии ProBlackStudio

— Наша фотостудия въехала в здание на Правой Набережной в начале июля. Два месяца вёлся ремонт, и вот с сентября мы начали работу. Наша фишка — мы предлагаем вместо готовых решений и тематических фотозон пространство для творчества. Шестой этаж, высокие потолки, большие винтажные окна. Нам приятно делить здание с другими представителями творческих индустрий, и мы видим только плюсы в том, что их станет ещё больше.

Сергей Хлебалин, музыкант, участник коллектива «Кёниг Брасс Бэнд»

— На сегодняшний день я и мой компаньон арендуем на втором этаже помещение под студию, в котором пока ещё не завершëн ремонт. Студия будет использоваться для работы над музыкальными проектами, коллективных репетиций и индивидуальных занятий; возможно, я буду давать здесь уроки игры на саксофоне. Это место привлекло нас атмосферой порта с видом на водный путь в мир. Идея с созданием арт-кластера — хорошая, пусть так и будет.

Анна Широкова, ювелир и создатель бренда AgriasJewelry

— Мы с элеватором живём вместе с 2018 года. Я о нём и не помышляла, пока друзья не позвали поселиться в их пустующей ювелирной мастерской. До этого трудилась дома, а перебравшись в мастерскую, стала получать ещё больше удовольствия от работы: ведь так здорово творить в месте, где вдохновляет вообще всё! Я пришла, выглянула в окошко и поняла, что это надолго. Теперь у меня на восьмом этаже маленький филиал Балтийской косы. Люблю её. Все украшения AgriasJewelry, за редким исключением, сделаны из сокровищ, найденных именно там.

 Моя элеваторная мастерская находится рядом с домом, поэтому для меня она легкодоступна. А от гостей отбоя нет, их не пугает даже путь на восьмой этаж без лифта. В этом есть своя эстетика: доступ к сокровищам не должен быть простым!

Слухи о том, что элеватор и прилегающая к нему территория будут преобразованы в креативное пространство, ходят уже больше двух лет. За это время у меня появилось много новых соседей. Любимое творческое пространство «ПОРТ», например, куда приезжали играть лучшую в городе музыку диджеи с других континентов. Правда, в октябре «ПОРТ» съезжает из-за того, что собственник попросил. Говорят, московская команда, которая взялась за элеватор, собирается присвоить себе их пространство и вести там похожую деятельность. Это грустно. «ПОРТ» дружит с художниками, музыкантами, мы делали прекрасные совместные проекты. Надеюсь, время всё расставит на свои места. Наш город полон талантливых людей. Пусть они дружат и трудятся вместе! Не могу ответить за весь элеватор, но двери моей мастерской открыты для всех.

Павел Дурманов, основатель IT-компании «Бишоп»

— Наша компания въехала в здание летом прошлого года в связи с расширением фирмы. Мы — официальный представитель «1С», решаем задачи, связанные с постановкой и приведением в порядок учёта в организациях. Локацию выбирали исходя из удобства расположения и хорошего вида из окон, — для продуктивной работы сотрудников необходима комфортная рабочая окружающая среда. К созданию арт-кластера относимся положительно: культурное развитие и облагораживание территории всегда положительно влияет на работу и мировосприятие.

Анастасия Бута, создатель бренда одежды Volokno

— С Правой Набережной у нас случилась особенная любовь. Всё произошло внезапно: как-то мы с мужем приехали сюда просто погулять и впервые прошли чуть дальше кораблей. Дошли до бывшего элеватора, рассмотрели его поближе, сделали много снимков. Запомнилась приятная энергетика и даже какой-то магнетизм. Муж сказал мне, что здорово было бы снять здесь помещение для работы. На тот момент он всего месяц как перебрался со своей компанией в новое здание, где полгода делал ремонт. Но на следующее утро прислал мне видео с Правой Набережной, сообщил, что снял там офис с потрясающим видом, — каким-то чудом помещение освободилось (раньше там сидела управляющая компания), и он сразу же его забрал. Оказавшись в офисе, я поняла: это место с идеальной для моего проекта атмосферой. Сперва уговорила мужа поставить там один рейл с вещами, а затем перевезла туда всё остальное, теперь это база нашего бренда по производству одежды из льна, конопли и крапивы. В двух словах: мы занимаемся созданием одежды из натуральных тканей, которые сильно недооценены, а также труднодоступны для массового покупателя.

 Я в восторге от того, что нахожусь здесь! Можно зарядиться вдохновением, просто гуляя по этажам и понимая, что на каждом творят люди. Не знаю, каково здесь будет зимой, — помещение не отапливается, но в целом, если тут планируется что-то грандиозное, мы готовы снять даже второй офис.

Алексей Федоров, основатель музея «Бит и пиксель» и владелец клуба «Склад»

— Наш музей ретроконсолей и компьютерных игр открылся в декабре прошлого года. Изначально многие приставки лежали дома, и я не планировал запускать ничего подобного. Когда мы открывались прошлой осенью, в России вообще не было такого музея.

 В музее хранится порядка 200 компьютеров и приставок, при этом в зале могут одновременно играть около 40 человек. Самые старые приставки, представленные здесь, относятся к концу 70-х. Около месяца назад в зале также установили большой оригинальный игровой автомат. Интерактивности добавляет оружие, с помощью которого можно стрелять.

Место, где мы появились, само по себе очень самобытно: мы вроде и в городе, но нет привычной суеты, можно приехать с семьёй, с друзьями. Город понимает, что из этого можно сделать классное пространство, но проблема с логистикой стоит здесь очень остро. Пешком идти далековато, автобусной остановки рядом нет, а на такси денег не у всех хватит.

Это пока не финальное видение нашего музея. У нас была идея постоянно менять экспозиции, начиная с того, чтобы тематически что-то придумывать, и заканчивая тем, чтобы воссоздавать определенные временные периоды. Пока ещё много чего не хватает, например современных штук вроде VR-технологий.

Нас посещает абсолютно разная аудитория. Бывают мамы с детьми или целые компании, которые целенаправленно приходят во что-то сыграть. У нас уже такие мемы появляются. Заходит папа с ребенком, весь такой серьёзный, заявляет: «Я не играю». Через час он уже сам сидит в приставке, сын говорит: «Пап, ну пошли», а тот ему отвечает: «Подожди-подожди, через пять минут». И такие истории происходят довольно часто.

Музей закрывается в 22.00, но с этого времени в соседнем помещении открывается клуб «Склад». Это концертная площадка, плюс проводим различные мероприятия. Изначально думали организовать квартирник такой. Но когда запустились, даже месяца не отработали: провели буквально пару вечеринок, и начался карантин. У нас тут и по 300 человек было перед всей этой ситуацией. Выступали ребята из Риги, планировали, чтобы и Москва приезжала, на полтора месяца вперёд всё было расписано. А сейчас у нас по средам стримы проходят и играют калининградские диджеи.

Сегодняшние точки притяжения

Заодно мы вспоминаем историю других ныне существующих творческих пространств в Калининграде и области

Ворота

Закхаймские ворота — с одной стороны, близкая к будущему кластеру на Правой Набережной история: когда берётся пустующее, но представляющее культурную и историческую значимость место и превращается в точку сосредоточения творческих инициатив.

— До того как мы начали работать в Закхаймских воротах, там располагался склад. Я и художник Егор Лучшев в 2013 году провели несколько выставок в галерее «Выход», которые понравились нашему хорошему другу Юрию Селивёрстову, — на тот момент он являлся председателем Калининградского союза фотохудожников. Юрий и сам некоторое время подумывал о необходимости создать в городе арт-пространство, ко всему прочему имел административные ресурсы — мы с ним смотрели в одном направлении и начали развивать площадку. Чуть позже к нам присоединился Евгений Макархин. В течение полутора лет мы на волонтёрских началах обустраивали наши «Ворота», привлекали партнёров, организовали сообщество вокруг них, организовывали там различные мероприятия: выставки, телемосты, международные ланчи, конференции и многое другое. Всё создавалось для того, чтобы развить арт-сообщество в Калининграде и предоставить независимую платформу для творческих людей. Наличие такой площадки актуально для Калининграда и сейчас — таких мест практически нет.

Ряд обстоятельств привёл к тому, что в начале 2018 года наша команда кураторов проекта — я, Евгений Макархин и Кристина Черёмушкина — были вынуждены передать ключи представителям союза фотохудожников. Пусть ситуация и оставила осадок —  ведь мы трудились над «Воротами» три с половиной года — в конечном счете, я рад, что после этого Закхаймские ворота не превратились хотя бы в музей марципана.

View this post on Instagram

English below 👇🏿👇🏿👇🏿Хочется больше рассказать про Арт-Ворота — что есть наша организация сегодня. Мы начинали свой пусть с создания культурного центра в Калининграде, а сегодня - мы некоммерческая организация, которую развивают волонтеры под кураторством арт-менеджеров. В команде более 20 человек из разных сфер, все мы работаем ради одной большой идеи: сделать Калининград пространством для развития творческих профессионалов. Мы верим, что современное искусство и художники — основой компонент развития креативности, по этому главное направление, которое мы сейчас развиваем - поддержка художников через онлайн-галерею. Этот проект на самой начальной стадии развития, но развивается весьма динамично: мы провели презентую в Москве, в команду приходит по одному волонтеру в день, просмотры сайта выросли в 2 раза по сравнению с прошлым месяцем, каждый день поступают новые предложения о сотрудничестве. Сейчас ещё есть возможность присоединиться к команде, если интересна наша миссия и деятельность, пишите ✉️ [email protected] Мы рады любым идеям и предложениям 💫 What is @artvorota today? We started off with the creation of a cultural center in Kaliningrad & now we are a non-profit organization brought up to you by volunteers under the supervision of art managers👭 Our team has more than 20 people working in different fields. We all here for one big idea – to make #Kaliningrad a convenient creative space for professionals and their growth. 💡💡💡 We believe that contemporary art and artists are the basis of creative development, so rn we focus on supporting artists via an online gallery. 🖼️🖼️🖼️ The project is in the early stages, but is growing very dynamically: we held a presentation in #Moscow; a volunteer joins the team every day🐣🐣🐣; online visibility grows & various collaboration offers starts coming in. Now, there is still the opportunity to join the team! If our mission and activities sound right to you, drop us a line ✉️ [email protected]

A post shared by ARTVOROTA (@artvorota) on

ArtCluster

— В 2018 году в здании бывшего ВНИИ «Электротранспорт» на Каштановой аллее, 1а, калининградский фотограф и модельер Юлианна Кириллова открыла свою фотостудию. Студия переросла в целый лофт примерной площадью 1500 «квадратов». На первом этаже расположились фотозоны, флористическая мастерская, музыкальная студия, зал для мероприятий, ателье и бар. На втором — творческие мастерские и студии художников, видеомейкеров, ремесленников.

— Насколько мне известно, история утекает в 2017 год. Учредитель арендовала помещения для цеха по пошиву сумок и одежды под собственным брендом «Белый сад», а потом решила открыть фотостудию и превратить в помещение творческое пространство. Здесь стали проводиться мастер-классы, концерты, творческие мероприятия — ArtCluster жил всё это время на вложения учредителя, деньги со сдачи студий и помещений в аренду. Я присоединился к проекту весной этого года, в разгар пандемии, в качестве резидента и куратора мероприятий, которые провожу в сотрудничестве с управляющей Ольгой Крутаковой. Мы — вполне себе миленький лофт с возможностью работать, все коммуникации к этому располагают, часть помещений пустует в ожидании новых резидентов, да и добраться до нас не так сложно, как кажется на первый взгляд.

Дом культуры

В 2017 году калининградец Анатолий Веровкин организовал арт-пространство в пустующем Доме культуры на ул. Октябрьской, 76, ему было интересно исследовать рынок, опробовать этот бизнес-формат и масштабировать его. Сейчас помещение ДК выставлено на продажу как готовый прибыльный бизнес. Стартапер достиг цели и готов применять опыт на других площадках.

Анатолий Веровкин, руководитель «Дома культуры»

— Когда мы пришли сюда, сделали ремонт: арт-пространству требовалось соответствующее состояние и оформление. Здание преобразилось не только внутри, но и «расчистило» прилегающую территорию от негативных явлений. Мы дали хорошую площадку для старта многим творческим и талантливым ребятам, а также различным организациям. Практически все крупные арт-пространства, включая и нас, существуют за счёт сдачи помещений в аренду, тем самым предоставляя возможность творческим людям заниматься своим делом в соответствующей атмосфере. Но я уверен, что арт-пространства могут в разы увеличить свою прибыль и дать возможность достойно зарабатывать талантливым ребятам, если помимо сдачи помещений в аренду выступят в роли объединяющей и направляющей силы и начнут интегрировать творчество в бизнес (в реальный бизнес). Чем мы, собственно говоря, и начали заниматься. И положительные результаты не заставили себя ждать.

Арбат Да Винчи

22 декабря прошлого года в Гвардейске, в переулке Школьный, 4а, появилось пространство #АртГвардейск. Его основали художник и скульптор по металлу Александр Брага и предприниматель Инга Лебеденко. В сентябре 2020 года на площадку зашли молодые ребята — режиссёр и актёр Никита Капустин и дизайнер, стилист Алина Капустина, в связи с чем случился ребрендинг.

Инга Лебеденко, сооснователь «Арбат Да Винчи»

— В нашем пространстве проходят творческие и бизнес мастер-классы, выставляются художественные работы, организовываются благотворительные и экологические проекты, ведётся набор в театральную студию, представлена музейная экспозиция периода СССР, магазин хендмейда и даже своя мини-библиотека. Любой человек может выступить инициатором мероприятия, концерта, принести творческий продукт и разместить его у нас, а также зайти на чашку кофе. Мы планируем создать на базе нашего творческого пространства туристический инфоцентр, разработать туристический маршрут, а также освоить второй этаж под потребности жителей и наших гостей.

Веранда

В 2011 году архитектурный проект «Инстер год» привлёк консультантов по развитию территорий, в частности малых городов, в Черняховск. Это привело к появлению пространства «Веранда» для инициативной молодёжи.

Арина Смирнова, руководитель «Веранды»

— Во время визита представители сообщества «Прогрессор» из Москвы нашли глубокий отклик на свою работу и единомышленников, а также провокационную и интересную почву для своей работы. Этот фактор, замок Инстербург, притягивающий самых разнообразных людей со всего мира, и разрозненная городская среда Черняховска заставили экспертов задуматься о реализации первого долгосрочного проекта на месте. В 2013 году экспертами на внутреннем дворе тогда ещё Дома офицеров (сейчас Городской театр) была обнаружена пыльная пристройка, самая настоящая веранда с одиннадцатью аркадными окнами 3,5 метра в высоту. Это стало идеальным местом для эксперимента, зарождения нового пространства и сообщества. За семь лет существования «Веранда» пережила много трансформаций. Мы создаём условия для познания себя и мира, самореализации, а также активного вовлечения в осмысление, исследование, присвоение, созидание городской и окружающей среды в целом.

DSGNclub

В 2017 году калининградский дизайнер Костя Кирьянов открыл коворкинг, студию и школу дизайна в здании со львами на проспекте Мира. Через два года DSGNclub въехал в четрырёхэтажное здание на Чкалова, 1а, с заделом на новые направления. Проект обзавёлся  видео- и фотостудией, обустраивает под кофейню первый этаж, а также проводит вечеринки на летней террасе для всех желающих.

Где встречается творческое комьюнити города Фото №3

Телеграф

Полтора года назад местные активисты попросили главу Светлогорска помочь в организации культурного центра. К идее подключились городские активисты, эксперты, Центр прикладной урбанистики и городские сообщества региона. Так родился «Телеграф» — общественно-культурный центр с регулярными активностями: музыкальной гостиной, творческой мастерской, дискуссионным клубом  и многими другими. Он расположен по ул. Островского, 3, имеет кофейню, террасу и коворкинг.

Где встречается творческое комьюнити города Фото №4