Ликбез по комиксологииГид по издательствам, фестивалям и прочим финтифлюшкам

Фото недоступно

Пока Железный Человек полирует свой новый костюмчик, чтобы в компании Мстителей надрать задницу злодеям, заодно вытащив собственную из того Армагеддона, что они допустили в предыдущей части, мы близимся к завершению нашего ликбеза. В заключительной части наш лектор, организатор комикс-сообщества Look! Comics и специалист отдела развития ЦБС Анастасия Эйма, рассказывает о том, как ориентироваться в новинках и куда податься начинающему автору или комиксоману в поисках новой крови (нарисованной, конечно)

Индустрия комиксов в России развивается семимильными шагами. За пару десятилетий она выросла буквально из ничего до внушительных размеров. Появились новые издательства, специализирующиеся только на комиксах, фестивали, научные конференции и даже библиотеки. Разобраться во всём этом неподготовленному человеку довольно тяжело. Сразу возникают вопросы: как следить за выходящими новинками? На какие издательства прежде всего обратить внимание, как найти комикс-центр в своём городе? Куда идти, чтобы издать свой комикс? Ответить на самые частые вопросы я постараюсь в своём гайде по комикс-индустрии в России.

Для начала разберёмся в некоторых терминах

Стрип — так называли комиксы, которые вмещались на одну газетную полосу. Сейчас это короткие (3-4 кадра) комиксы, которые мы часто встречаем в интернете.

Сингл — один выпуск, часть серии (18–50 страниц), в тонкой обложке. Проще говоря, это одна серия из сериала. Может закончится на самом интересном месте, чтобы вы купили следующий.

Арка — одна история в рамках какой-либо вселенной, отдельный сюжет в общей истории.

ТПБ — (на английском: trade paperback) — сборник в мягкой обложке (100-300 страниц). Часто в ТПБ публикуют законченные арки из синглов.

Хард — комикс в твёрдой обложке.

Ашеты — российское издание коллекции книг комиксов Marvel в твёрдом переплете, издается издательством «Ашетт Коллекция» совместно с Panini Comics с 9 января 2014 года. Многим не полюбилась из-за плохого качества (начиная от бумаги, заканчивая переводом), распространяется, в основном, через киоски Роспечати. Многие собирают ашеты ради фрески на корешках.

Серия — Serial Comic Book — комикс, рассчитанный на большое количество выпусков и выходящий с определённой периодичностью.

Онгоинг — комикс, который ещё не закончен и продолжает выходить.

Фэнзин — самиздат. Малотиражный журнал, который каждый желающий может сделать любыми доступными ему способами.

Манга — японские комиксы.

БД — аббревиатура с французского La bande dessinee, что означает — «рисованные полосы», те же европейские комиксы.

Косплей — популярное хобби, заключающееся в переодевании в костюмы и отыгрывании характера, различных персонажей. Это могут быть персонажи из компьютерных игр, кинематографа, литературы, комиксов, аниме и манги.

Фото недоступно

А теперь можно смело переходить к издательствам комиксов, которых на данный момент существует около 60-ти, и каждое специализируется на определённом сегменте. Почему важно их знать? Это как бренды с их особенностями! Я расскажу о самых крупных.

КОМИЛЬФО

Одно из старейших издательств. Свой путь ребята начали в далёком 2007-м, и именно благодаря им мы можем приобрести такие серии комиксов, как «Время приключений», «Скотт Пилигрим», «Подростки Мутанты Ниндзя-Черепашки», «Хоукай», «Сорвиголова», «Дэдпул» и многие другие. На данный момент «Комильфо» выпустили более 30 переводных комиксов и серий на российский рынок и продолжают сыпать крутыми анонсами. У издательства есть лицензия на выпуск комиксов Marvel, и делают они это отлично. Недавно «Комильфо» вошли в состав Издательской группы «Эксмо-АСТ». Кстати, у этого издательства комиксов имеется сеть собственных комикс-шопов «магазин 28-ой» (старейший магазин комиксов в России). Кроме того, усилиями ребят проводятся масштабные фестивали «БигФест» и «АваЭкспо», к которым мы ещё вернёмся.

ОСНОВНЫЕ МОМЕНТЫ К ЗАПОМИНАНИЮ:

«Комильфо» выпускает комиксы Marvel, а также крутые серии вроде «Время приключений» и «Подростки Мутанты Ниндзя-Черепашки».

Часто у них можно найти авторские комиксы вроде «Скотта Пиллигрима», «Прибытия» и известный по интернет-мемам «Мэгг, Могг и Сова».

Выпускают комиксы русских авторов или сборники.

Лично у меня «Комильфо» ассоциируется, прежде всего, с чем-то ярким, весёлым и положительно безумным.

Фото недоступно

JELLYFISH JAM

Если в случае с «Комильфо» сначала было издательство, а потом магазин, с Jellyfish Jam всё в точности наоборот. Сначала был первый московский магазин комиксов «Чук и Гик», а потом — издательство. История магазина до сих пор вдохновляет многих любителей комиксов открывать свои комикс-шопы и заниматься любимым делом. В 2010 году Василий Шевченко и Иван Чернявский открыли первый комикс-шоп в Москве буквально с одной коробкой комиксов в руках. До этого ребята работали в издательстве, но в какой-то момент решили пойти своим путём. Позже, в 2015 году, они, наконец, доросли до собственного издательства. В их работе чувствуется внимательность к деталям, любовь к своему делу, а главное — к комиксам. Jellyfish Jam всегда удивляют своими релизами. К примеру, в прошлом году благодаря им вышла «Прекрасная тьма» — необыкновенный комикс, который расширит ваши представления о жанре хоррора. А ещё: «Танкистка», «Девочка-Апокалипсис», «Мышиная Гвардия», «Через Лес», «Звери с Бренного Холма», «Уилсон» и многие другие замечательные и неформатные произведения. Также у издательства есть право на выпуск комиксов Marvel, и благодаря им уже вышло более 35 комиксов и серий. Особенно радует, что ребята не боятся выпускать то, что уже выходило в серии Marvel от Ашет, ведь перевод и качество печати желало оставлять лучшего, а вот Jellyfish Jam подходят к делу со всей ответственностью. Но даже это ещё не всё! Ко всему прочему, Jellyfish Jam занимаются ещё и изданием русских авторов! К примеру, с их участием в свет вышли: «Фронтир», «Победители Невозможного», «Ниндзя Гаттер», «Межгалактическое телевидение» (сборник стрипов, сделанный совместно с телеканалом 2х2), «Петля» (комикс блоггера Оптимисстера), «Золотой Ключ» и многие другие.

ОСНОВНЫЕ МОМЕНТЫ К ЗАПОМИНАНИЮ:

За релизами Jellyfish Jam интересно следить и поклонникам Marvel, и любителям неформатных комиксов. Кроме того, они часто издают русских авторов.

Команда Jellyfish Jam внимательна к деталям и действительно любит комиксы, за что её и ценят.

Фото недоступно

АЗБУКА

Есть одно существенное отличие в подходе Marvel и DC к продаже прав на свои издания в других странах. Если первые продают отдельные серии тем, кто предложит лучшие условия, то DC заключает контракт с одним издательством, давая ему монополию на выпуски своих серий. Представителем DC и Vertigo в России является «Азбука», которая входит в Издательскую группу «Азбука-Аттикус» и специализируется не только на комиксах: на русской и зарубежной классике, современной художественной литературе, фэнтези, фантастике и многом другом. Изданием русских комиксистов они обычно не занимаются, но зато выпускают крутую мангу в хардах, например, Death Note, «Атака на титанов» и «Бакуман».

ОСНОВНЫЕ МОМЕНТЫ К ЗАПОМИНАНИЮ:

«Азбука» — монополист на издания DC и Vertigo в России (если любите Бэтмена, вам туда).

Иногда выпускают мангу, но выбирают самые крупные хиты.

Все ждут от них «Трансметрополитен» уже много лет.

Выпускают красивые увесистые книги в привлекательных обложках, но с недавнего времени занялись и синглами.

Фото недоступно

БУМКНИГА

Всё началось с Международного фестиваля рисованных историй «Бумфест» (о нём чуть позже). Одной из фишек фестиваля был фэнзин «Чпх» — сборник рисованных историй от разных авторов комиксов. В 2009 году сборник «ЧПХ №2» вошел в шорт-лист премии крупнейшего европейского фестиваля комиксов в Ангулеме в номинации «Лучший альтернативный комикс», после чего было зарегистрировано издательство «Бумкнига». Оно выпускает на российский рынок самые необычные, душевные и философские комиксы. В списке таковых: «Араб будущего», «Персеполис», «Священная болезнь», «Номер 73304-23-4153-6-96-8», «Пантера» и многое многое другое. Если названия вам ни о чём не говорят, то крайне рекомендую ознакомиться — почти всё, что выпускает издательств, — настоящие шедевры.
Кроме того, «Бумкнига» активно занимается популяризацией комиксов, помогает библиотекам, продвигает русских авторов и привозит иностранных.

ОСНОВНЫЕ МОМЕНТЫ К ЗАПОМИНАНИЮ:

Если вы ищите неформатные комиксы, относящиеся больше к искусству, чем к развлечению, то выбирайте «Бумкнигу».

Часто издают и поддерживают русских авторов.

Фото недоступно

КОМФЕДЕРАЦИЯ

Как написано на страничке издательства, его задача — познакомить российского читателя с независимыми комиксистами всех стран мира и предложить достойную альтернативу уже привычной супергероике. Ребята выпускают такие комиксы, как: «Джефф ищет джунгли», «Невероятные трансфоботы», «Пацанский клуб», «Магическая академия супермутантов», — список можно продолжать ещё долго.
Издательство очень ориентированно на русских авторов. Среди изданного: «Габитус» Маши Богатовой, «Детектив Мопс» Лены Мурзиной, «Голубь Геннадий» от Коры и многие другие.

ОСНОВНЫЕ МОМЕНТЫ К ЗАПОМИНАНИЮ:

Если бы комиксы были музыкой, КомФедерация поддерживала бы инди-рок.

Здесь вы найдёте самые необычные, местами отбитые на всю голову, забавные авторские комиксы..

Часто издают русских авторов.

Фото недоступно

BUBBLE

Вокруг этого издательства существует столько противоречий, скандалов и интриг, что просто диву даёшься. Дело в том, что BUBBLE пошли дальше всех и начали создавать собственную супергеройскую вселенную. Они начали с 4-х серий комиксов в 2012 году: «Бесобой», «Красная Фурия», «Инок» и «Майор Гром». Кстати, у последнего даже появилась одноименная экранизация. В настоящее время издательство BUBBLE выпускает 8 ежемесячных серий. А ещё на его базе работает киноподразделение BUBBLE Studios, которое, собственно, и будет заниматься киноадаптацией комиксов.

Издательство даже представило своих супергероев на San Diego Comic Con, куда их пригласили в качестве официального гостя. С 2016 года они проводят свой собственный фестиваль комиксов — «Хомякон». У BUBBLE есть своя фанбаза, они явно выделяются среди других издательств и имеют масштабные планы на будущее.

ОСНОВНЫЕ МОМЕНТЫ К ЗАПОМИНАНИЮ:

BUBBLE выпускает свою супергеройскую линейку.

Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать.

Адаптируют свои комиксы к кино.

Фото недоступно

XL MEDIA

Если вы увлекаетесь аниме или мангой, то издательство XL Media должно быть вам уже знакомо. Именно они с 2005 года занимаются изданием манги и комиксов на территории РФ.

«В линейке изданий XL Media — популярная манга («Врата Штейна») и штучные авторские проекты («Я убиваю великанов»), культовые американские и европейские комиксы («Хеллбой», «Спаун»), абсолютные новинки и лауреаты престижных премий в мире комиксов («Жуй», «Сага»), «неформатные» комиксы («Фелл»), артбуки по игровым вселенным (The Last of Us, Uncharted), игровая литература, энциклопедии» — информация с официальной страницы, по которой можно понять практически всё.

ОСНОВНЫЕ МОМЕНТЫ К ЗАПОМИНАНИЮ:

XL Media занимается переводом преимущественно манги, но часто работает с американскими и европейскими комиксами.

Выпускает Артбуки.

Фото недоступно

Да простят меня остальные издательства, но на этих, главных, на мой взгляд, я остановлюсь и перейду к фестивалям, иначе статья получится вселенских масштабов. Рекомендую также ознакомиться с комиксами. которыевыпускают: издательство Манн, Иванов и Фербе», SALBEN Comics,  Другое Издательство, Махаон, Белый Единорог (дистрибьюция Dark Horse Comics), Фабрика комиксов, Alt Graph, Истари комикс.

Фестивали

Обычно фестивали комиксов представляют из себя классический набор: косплей, аллея авторов, ярмарка гик-товаров, фотозоны и различные фанатские стенды (посвященные отдельным комиксам, играм или сериалам) и лекции. Фестивали побольше могут позволить себе привезти известного автора комиксов из-за границы. Фестивали поменьше довольствуются самодеятельностью косплееров и местными художниками. В любом случае, суть у этих мероприятий одна — создать офлайн-площадку, на которой люди могут общаться друг с другом. На фестивалях зачастую можно напрямую встретится с издателями, что важно, если вы начинающий комиксист, познакомиться с художниками и сценаристами, блогерами, актёрами. Кроме того, просто приятно побыть в толпе людей, связанных с тобой общими интересами. Я уже не говорю о ярмарках, на которых можно в один день оставить несколько зарплат, ибо товары, представленные на них, бьют в самое сердце фанатов.

Безусловно, не все фестивали на одно лицо. О самых интересных, на мой взгляд, я вам расскажу.

КомМиссия — международный московский фестиваль рисованных историй. Проходит с 2001 года. Основным посылом фестиваля всегда оставалось желание его создателей — художника комиксов Хихуса и выставочного куратора Натальи Монастырёвой, продвигать и развивать искусство комикса в России. Особое внимание всегда уделяется нашим начинающим комиксистам. Проводится конкурс авторов комиксов с последующей выставкой их работ, выставка фэнзинов, лекции, мастер-классы и встречи с профи. Кроме того, программа фестиваля всегда включает и встречи с иностранными авторами, выставки андеграундного комикса, традиционные ярмарки, анимационную программу и многое другое. На данный момент, КомМиссия существует на базе Российской государственной библиотеки для молодёжи в Москве.

Даты фестиваля на 2019 год уже известны, а со всеми подробностями можно ознакомиться на сайте kommissia.ru

Фото недоступно

Фестиваль японской анимации в Воронеже — старейший в этом направлении в России. С 2000 года Воронеж собирает у себя всех любителей японской популярной культуры, в том числе и японских комиксов — манги. Ежегодно проводится в мае, в этом году сосотоистся в первых числах, с 1 по 5. Сюда стоит ехать всем поклонникам аниме, японских игр, манги и косплея. Одной из фишек фестиваля является традиционное шествие косплееров при полном параде по проспекту Революции.

Подробнее — на сайте vrnfest.ru/2019.

Фото недоступно

БигФест — фестиваль комиксов, косплея и ностальгии. На последнее стоит сделать большой акцент. На фестивале преобладает стиль ретровейв — ностальгия по 80-90 годам. В основном, конечно, имеется в виду западная поп-культура. Это мир восьмибитных приставок, игровых автоматов, мультсериалов из детства и кассетных плееров, приправленный запахом жвачки «лав из». Попадая на БигФест, вы рискуете пробудить в себе внутреннего ребёнка (если ваше детство пришлось на 80- 90-е годы) и сойти с ума от счастья. Выставки кэпсов (фишек), комиксов, плакатов, артобъекты, косплееры, ярмарки, авторы, блогеры, зоны для аниматоров и художников, зоны с играми и всевозможными приставками и автоматами, еда, которую больше нигде не купишь (вроде сычуанского соуса и пиццы из сериала «Черепашки-ниндзя»), музыка, фанатские стенды — всё это БигФест! Ко всему прочему, организаторы фестиваля всегда стараются привезти крутого хедлайнера. Например, БигФест уже посетили: Кевин Истмен (создатель «Черепашек-ниндзя»), Алекс Хирш (создатель Gravity Falls), Патрик МакХэйл (создатель «По ту сторону изгороди») и Райан Норт (автор комиксов «Время Приключений с Финном и Джейком»).

Фестиваль проходит в Питере. Даты на 2019 год ещё не известны, но подробности будут здесь: bigfest.ru.

Фото недоступно

Бумфест

Если вы внимательно читаете статью, то помните, что издательство Бумкнига появилось благодаря фестивалю Бумфест. У этого мероприятия есть свой шарм, своё лицо и узнаваемый стиль. В первую очередь, фестиваль направлен на неформатные авторские комиксы. В рамках Бумфеста проходят выставки комиксов и иллюстрации, перформансы и кинопоказы, конкурсы и мастер-классы для молодых авторов, встречи с художниками и специалистами. Многие любят Бумфест за его ежегодный конкурс комиксов, который позволяет молодым и неформатным авторам проявить себя. Также на фестиваль часто приезжают известные европейские авторы, что служит полезным международным опытом.

Даты фестиваля на этот год уже объявлены: 26-29 сентября. За новостями можно следить тут: boomfest.ru.

Фото недоступно

Comic Arts Tyumen

Международный некоммерческий фестиваль графики и искусства комиксов. Фестиваль, который делается с большой любовью и на чистом энтузиазме. Организаторы собирают средства на проведение самостоятельно, а сам вход на фестиваль свободный! В этом году пройдёт 30-31 марта.

Программа довольно насыщенная и интересная. Все желающие абсолютно бесплатно могут научиться делать комиксы и узнать больше об этой культуре, пообщаться с авторами, издателями, посетить лекции и воркшопы. Среди самых ожидаемых участников в этом году — такие известные художники, как Рон Риджи-младший, Ольга Лаврентьева, Лале Уэствинд, Юлия Никитина, Зане Злемеша, Кристофер Рейнбоу, финское объединение KutiKuti и российское издательство Бумкнига. Это довольно хороший пример того, как можно самостоятельно организовать фестиваль в своём регионе и сделать его успешным.


Фото недоступно

BUBBLE FEST (раньше Хомякон)

Отличительной особенностью является упор на супергеройскую вселенную BUBBLE, вокруг которой уже сформировалась большая фанбаза. Конечно, помимо BUBBLE на фестивале представят себя и другие издательства (обещают много эксклюзивов и новинок). Кроме того, сюда привезут популярных авторов из Америки, чьи имена пока не раскрывают. Ну, и конечно, в программе косплей, ярмарки и игровые зоны — всё как надо. Фестиваль от издательства BUBBLE пройдёт 21 апреля в Москве.

Фото недоступно

Изотекст и Новая образность

Это не фестивали, но мероприятия важные: научные конференции, посвященные комиксам и визуальной культуре. Конференция Изотекст посвящена проблематике изучения комиксов различных направлений (американские, европейские, азиатские и российские комиксы), а Новая образность — иллюстрации, комиксам, графическому дизайну и другим формам существования изображения в издании (в том числе — интернет-издании, электронном издании и т.п.) как с позиции истории их развития и современного состояния, так и в контексте визуальной антропологии, маркетинга и искусства книги. Обе конференции полезны тем, кто изучает комиксы как искусство, и заинтересованы в том, чтобы открыть для себя его новые грани и возможности.

В этом году Изотекст пройдёт 13 апреля. За подробностями можно следить на сайте izotext.rgub.ru или в группе ВК. Кстати! Все записи лекций выложены в свободном доступе — можете начать изучение прямо у себя дома, в комфортной обстановке.

Фото недоступно

На правах лектора, сделаю акцент только на этих фестивалях, так как их центровой темой являются именно комиксы. А так, безусловно, на территории РФ можно найти ещё множество региональных фестов. Ну а что Калининград?

А Калининград тоже в теме! У нас есть свой «Центр Комиксов», который открылся почти 2 года назад. Находится он в библиотеке им. А.П. Гайдара и открыт ежедневно, кроме субботы. Внутри можно найти достойный фонд комиксов для чтения, всё необходимое для создания комиксов (включая лайтбоксы, линеры и графический планшет), и всё это в антуражном интерьереКаждое воскресенье там проходят разнообразные мероприятия, связанные с комиксами или гик-культурой. За расписанием можно следить через соц.сети Центра — в ВК и инстаграме.


Фото недоступно

Кроме того, у нас проводится фестиваль Panicon!, правда, он больше посвящён аниме, манге и косплею, но комиксы там тоже имеют место быть. «Паникон» проводится в Калининграде с 2012 года. С 2013 года он является партнёром фестиваля «Хинодэ» и проводит региональный отбор пар участников. Победители отборочного тура на «Паниконе» в 2018 отправляются в Москву в конце апреля 2019, чтобы принять участие в Hinode Power Japan. Для всех калининградцев это — возможность окунуться в мир гик-культуры, не покидая город. Всегда в программе: ярмарка, косплей, полезные лекции и мастер-классы, а также театрализованное представление от различных косплей-бендов. Проводится в августе. Подробности на сайте: panicon.ru

Фото недоступно

А совсем скоро (в мае) состоится событие, которое позволит познакомиться с комиксистами Калининграда поближе, но пока расскажу о некоторых из них.

Конечно, самый известный наш деятель — это Даня Удобный. В 2016 году издательство «Бумкнига» выпустило в свет Данин комикс «Сомной». До этого, Даня делал фэнзины и распространял их среди друзей и знакомых. Сейчас он рисует веб-комиксы, которые можно найти на его страничках в соц.сетях, например, в ВК. Кроме того, у Дани есть канал на Ютубе, где можно найти интересные и полезные видео «Учимся рисовать комиксы». Юзаете Телеграм — найдёте и стикеры от Удобного.

Фото недоступно

PAL — ещё один калининградский художник комиксов. Занимается коммерческими проектами, а также делает свой комикс про постсоветского маньяка (он ещё в разработке). Кроме того, рисует фан-комиксы по вселенной «Россия 2028». Можно ознакомиться с его работами на страничке ВК.

Задник для комиксы «Мутаген» от PAL

Фото недоступно

И Greentween — творческий дуэт, состоящий из писателя Дениса и художницы Юли. Ребята приехали к нам из Сибири 3 года назад. Выпустили свой фэнзин «На том же корабле». 31 марта можно будет познакомиться с ними лично на комикс-интенсиве в «Центре комиксов» (начало в 13:00), где ребята помогут всем желающим создать свой собственный комикс. С их творчеством можно ознакомиться тут.

Фото недоступно

«Твой Бро» поздравляет всех, кто впитал в себя три насыщеных урока от Анастасии Эймы и теперь гораздо лучше разбирается в этом увлекательном мире комиксов. Если вы что-то упустили или нуждаетесь в повторении, держите полезные ссылки:

Как комикс появился и шагал по миру.
— Как развивался комикс в России.