Братья ЯковлевыЛюди могут купить iPhone за 60 тысяч, но не готовы вкладываться в искусство

Люди могут купить iPhone за 60 тысяч, но не готовы вкладываться в искусство

Братья Алексей и Антон Яковлевы о выставке в самой узкой галерее в мире, коллаборации с немецким фотографом и героях

Близнецы Яковлевы начали писать картины несколько лет назад. Алексей говорит, что у него всё получилось спонтанно: купил холст, краски попробовал, и затянуло. Понаблюдав за творчеством брата, к нему спустя два года присоединился Антон.

— Заразился этим. Было любопытно следить за работой Алексея. К тому же вся атмосфера и некая ритуальность — краски, кисти. Помню, он стоял, рисовал, а я пришёл к нему в мастерскую, взял кисточку и спросил: «Мазнуть можно?» Хотелось прочувствовать эти ощущения, процесс был интересен с тактильной стороны, — рассказывает Антон.

Сегодня они делят одну мастерскую, у каждого — отдельная комната. И оба пишут портреты, зачастую случайных людей.

— Это обычные люди, которых ты встречаешь, или твои близкие. Все портреты основаны на сделанных мною фотографиях. Один из последних героев — мальчик в трамвае. Он сидел на скейте прямо в вагоне, мне очень понравился его недетский задумчивый взгляд. Когда видишь такой необычный образ, как-то интуитивно срабатывает, что ты хотел бы его запечатлеть, — говорит Алексей.

Антон тоже фотографирует тех, кто впоследствии появится на его портретах. Однако герои картин приходят к нему сами.

— У меня конкретная серия про гостей, зашедших ко мне в мастерскую. Прийти может кто угодно: охранник здания, девушка в шубе, кураторы из арт-мира. В этой серии портретов очень много людей, которых я видел один раз в жизни. Бывает любопытно перекинуться с ними парой слов, чтобы прочувствовать личность. Хотя это и не обязательно, — продолжает Антон.

По его словам, узнав, что оба брата занимаются живописью, многие удивляются.

— Естественно, окружающих это привлекает, ведь есть такое мнение, что близнецы — это одинаковые люди. И многим интересно выявлять различия в наших работах. Да и нам самим с братом любопытно анализировать. Мы даже часто друг у друга подглядываем, — добавляет Антон.

Работы Алексея попадали на выставку Survival Kit16+* в Риге. Также он участвовал в московской выставке в betweenwindows Gallery. Её называют самой узкой галереей в мире потому, что это стена между окнами. Организаторы искали произведения молодых и не очень известных художников и связались с Алексеем. Впоследствии они же помогли ему с выставкой в столичной галерее «Азот». Там он представил портрет брата.

Антон в конце 2020-го принимал участие в локальном фестивале арта Raum Space16+. Он готовил билборды с видами Берлина в сотрудничестве с немецким фотографом Джереми Ноулесом.

— Решил, что буду рисовать уличные пейзажи. Предложил Джереми прислать его фото из Берлина, какой-то обыденной жизни. Серия называлась «Повседневная жизнь», часть работ сделали по его снимкам, а часть — по моим из Калининграда. Некоторые из них распечатали на билбордах и вывесили на улицы, — объясняет Антон.

По словам его брата, смысл этих интервенций в том, чтобы прохожие оглянулись вокруг и взглянули на обычные вещи другими глазами.

— Это были билборды в каких-то привычных местах, на остановках, где обычно не думают ни о каком искусстве, все спешат на работу. Прохожие пытаются успеть на автобус, а здесь вдруг хоп — какое-то искусство. Они остановились, немного приземлились, и, возможно, их день уже сложился иначе, — добавляет Алексей.

Недавно Алексей участвовал в проекте по созданию мерча калининградских художников Who is Who** для выставки Inclus16+. Создавать собственный мерч автономно он не хочет: считает, что это будет отвлекать от творчества.

Иногда братьям удается продавать работы, но происходит это не так часто. Чаще всего покупателями становятся знакомые или люди, имеющие отношение к искусству.

— У нас Калининград ещё не готов. Ты называешь минимальную цену, и после этого человек исчезает. Картину хотят получить просто за копейки, — утверждает Антон.

Примерно такого же мнения придерживается Алексей. Он сотрудничает с московской галереей Sample, которая занимается молодыми художниками.

— Здесь это не совсем развито. Люди могут купить iPhone за 60 тысяч, но не готовы вкладываться в искусство, даже за условные 10 тысяч. И ничего не сдвинется, пока не поменяется приоритет ценностей. Но постепенно мы к этому идём, люди начинают лучше понимать и разбираться. Вообще для меня коллекционеры — это фанатики не меньше, чем художники. Чтобы искать и покупать чьё-то искусство, должен быть определённый склад ума. Полагаю, что среди моих знакомых таких ценителей не так уж много, — отмечает художник.

Антон и Алексей Яковлевы

Антон и Алексей Яковлевы

Тем не менее Алексей считает, что не стоит сосредотачиваться на продаже своих работ, это не самое главное.

— Не нужно зацикливаться на продажах. Если тебе действительно нравится то, что ты делаешь, в любом случае ты уже счастлив. Вот твоя плата. Неважно, продаются картины или нет, — говорит Алексей.

Говоря о жизни без живописи, Антон произносит слово «скучно» и намекает на то, что есть высшая сила:

— Как сказал Чарльз Буковски, жизнь обычного человека очень скучна и лучше не жить. Ну просто проснулся, выпил чаю. Ну что, идти гулять, смотреть телевизор? Как-то это всё тленно. Это даже как некое призвание. Ты его не выбирал, оно само выбрало тебя.

Фото: Светлана Андрюхина

* Набор для выживания
** Кто есть кто