100 креативных лидеров, фестиваль геймдева и InclusВалерия Гусейнова о главных проектах «Креспективы» в Калининграде

Валерия Гусейнова о главных проектах «Креспективы» в Калининграде

Мы поговорили с директором Фонда «Креспектива» о новом общественном пространстве на Суворова, сохранении тренда на локальность и будущем проекта Anklav. 100 Most Creative Russians

Зачем Калининграду нужен список 100 лидеров креативных индустрий? Он про что и про кого?

Так как голосовали и номинировали друг друга сами креативные люди, можно сказать, что это признание в своей среде. И оно отличается от признания аудитории, потому что коллеги более требовательные и критично мыслящие. Мне кажется, для каждого креативщика очень важно получать похвалу, поглаживание по голове. Я сама очень сильно от этого завишу. Фонд представляет область от лица всех креативных индустрий. И нам проект нужен, чтобы начать какой-то диалог о том, кто есть кто, иметь общее представление, договориться о терминах.

А во что в итоге конвертируется этот проект?

Полагаю, о тех, кто попал в нашу сотню, широко узнает индустрия. Теперь на виду их регалии и достижения. Логично предположить, что к ним всё чаще будут обращаться за сотрудничеством для коллабораций, тематических проектов или консалтингом. Мне кажется, всё это конвертируется в экспертный вес каждого, кто оказался в нашем списке.

Есть ли у этого списка дальнейшая жизнь, будет ли он обновляться?

Мы планируем продолжать это исследование, хотим проводить его регулярно. Но как часто, пока не знаем, примем решение летом. Скорее всего, будем проводить раз в два года и делать что-то вроде биеннале. Потому что прошло ещё мало времени, хочется переварить информацию и получить фидбек.

Иллюстрация к проекту Anklav. 100 Most Creative Russians. Автор — Дмитрий Чайка

Иллюстрация к проекту Anklav. 100 Most Creative Russians. Автор — Дмитрий Чайка

С января вы запустили акселератор «Сделано в Калининграде», где помогаете креативным бизнес-проектам сделать первые шаги. Из каких индустрий его участники?

Мы обнаружили заметный тренд: большая часть проектов, подавших заявки, — про крафт и ремёсла. Речь о производстве предметов дизайна, украшений или уникальных арт-объектов на продажу. Когда создавался акселератор, практически не рассматривали эту сферу и не выделяли её в отдельную индустрию. Сейчас мы собрали 59 участников. Среди них есть абсолютно разные инициативы, например онлайн-игры, керамика, человек, разрабатывающий виртуальную метавселенную. Есть ребята, собирающиеся создать новое СМИ или маркетинговое агентство. Могу сказать, что цель проекта — дойти до конца. 25 февраля мы организуем демодень: участники смогут защитить проекты, встретиться и пообщаться с трекерами.

Ещё один ключевой проект — фестиваль PlayPort16+. Почему вы решили собрать в Калининграде геймдев-тусовку?

На наш взгляд, в Калининградской области геймдев — такой локомотив, который может вести за собой креативную индустрию. Это направление сильнее, денежнее и успешнее всего остального. Наши разработчики игр конкурируют с мировыми компаниями, получают огромные инвестиции и доходы. Чего, к примеру, нельзя сказать о локальных киношниках или дизайнерах одежды. Поэтому такая индустрия нужна и важна, чтобы вообще нести флаг. Сейчас игры, производящиеся в Калининграде, приносят налогами в бюджет и зарплатами большие суммы, но они могут увеличиться в разы. Потенциал роста очень большой, и это действительно может повлиять на благосостояние региона. Поэтому важно уделять внимание тому, что способно дать максимальную отдачу.

В прошлом году на фестиваль потратили около 8 млн рублей. А как в этом? Складывается ощущение, что всё будет несколько масштабнее.

Прошлый год показал большую востребованность PlayPort как локально, так и со стороны России. К нам приезжали целыми командами по 20 человек. И, по отзывам экспертов, получился нужный и приятный фестиваль, который очень хорошо вписался на карту подобных мероприятий. Индустрия нас заметила, появилась возможность привлекать спонсорские деньги. Именно поэтому фестиваль может стать масштабнее, а не за счёт регионального бюджета.

Фестиваль PlayPort в 2021 году

Фестиваль PlayPort в 2021 году

Вы также собираетесь заниматься разработкой нового общественного пространства на Суворова. Там расположены немецкие казармы, которые после реконструкции должны отдать местным художникам и музыкантам. Чем конкретно будет заниматься «Креспектива» в этом проекте? Есть ли понимание того, что город получит в результате?

Когда проект запустится, «Креспектива» будет курировать это пространство. Сейчас мы занимаемся разработкой концепции и модели функционирования. Потому что самое важное — каким образом станет существовать это место. Нам важно, чтобы оно жило: если не независимо, то хотя бы полуавтономно от Фонда. Теоретически у этого пространства есть потенциал к самоокупаемости. Там должны появиться различные формы для креативной индустрии — галерейные пространства, мастерские, офисы, возможно, коливинг, чтобы можно было проводить многодневные мероприятия. Мне кажется, город получает новое место, которое будет жить. Там живописный уголок, малоэтажная застройка, исторические объекты. И это место не закроют за семью замками — туда можно будет попасть, оно обретёт новый смысл.

«Креспектива» это про что? Чем она всё-таки занимается?

«Креспектива» — про коммуникацию между властью и креативщиками. Наша задача в поддержке талантов, а их в Калининградской области великое множество. Мы выделились из Центра поддержки предпринимательства, который возглавляет Кирилл Лило. У нас в чём-то схожие задачи, но если там работают с «традиционным» бизнесом, где всё довольно понятно, – счётные бизнес-модели, рыночные сегменты, то у нас та отрасль, где простым бизнес-анализом нельзя понять, «полетит» проект или нет. И меры поддержки нужны не только денежные. Отсюда и такая разница в наших проектах. Кому-то необходимы средства, и тут мы всегда можем помочь оформить заявку на грант или субсидию от Фонда поддержки предпринимателей, а кому-то нужно комьюнити. Здесь на сцену выходит наш проект на Суворова и тот же геймдев, например. Когда мы только начинали, то поняли, за кем можно следовать. Есть два похожих фонда — в Гамбурге и в Ульяновске. Если говорить про немецкую организацию, то они делают всё то же, что и «Креспектива». А ульяновский фонд занимается комплексным развитием креативных индустрий, мы даже брали за основу их устав.

Годом ранее областные власти выделяли вам 80 млн рублей, а в этом году — 220 млн. Значит ли это, что с увеличением ваших компетенций бюджеты будут постоянно увеличиваться?

По поводу этих цифр и мы, и правительство области тогда весьма чётко пояснили, что бюджет Фонда по сути не изменился. Та разница между бюджетом прошлого и этого года, о которой все говорили, — это целевой, «строительный» бюджет проекта на Суворова. Сама проектная деятельность не предполагает выделения огромных средств.

Проекту поп-ап шоурума Inclus уже почти полтора года. Если говорить про ожидание и реальность, то всё ли с ним получилось?

Я очень требовательный человек. К себе, к своим проектам, к окружающим людям. Поэтому всегда думаю о том, что улучшить, что не работает. И, наверное, я — не лучший амбассадор своих достижений. Считаю, что проект не оправдал моих ожиданий по вовлечённости зрителей. Хочу, чтобы туда заходило больше людей и узнавало о том, что там происходит. С точки зрения своей креативной ценности выставки действительно продолжают удивлять, с этим там всё вообще супер. Проект доказал, что у нас есть что показать и существует неограниченное количество способов это сделать. У нас там проходили театральные постановки и музей, мы туда привозили маркеты, устраивали выставки современного искусства. Был даже виртуальный инклюз. Перед нами сейчас стоят важные задачи — повысить его узнаваемость и сделать так, чтобы больше людей туда заходило.

Поп-ап шоурум Inclus

Поп-ап шоурум Inclus

Что самое сложное в вашей работе? А что приносит максимальное удовольствие?

Самое сложное — это управление ресурсами команды, чтобы мы могли максимально эффективно создавать наши проекты. Плюс ещё нелегко иметь дело с общественным мнением и уметь рассказывать о себе. Многие люди не понимают, что такое креативные индустрии и почему именно мы этим занимаемся. А удовольствие приносит сам процесс и те люди, с которыми мы всё это делаем. И ещё один вид удовольствия: когда ты попадаешь в атмосферу самих проектов. Люди с горящими глазами знакомятся, благодарят друг друга и тебя тоже.

Насколько сильно креативные индустрии двигают экономику России и нашей области?

Думаю, что в Калининградской области креативные индустрии двигают экономику больше, чем в России в целом. Мы — регион, у которого кроме них и стройки, по сути, нет других ресурсов. В этом смысле очень похоже на Якутию, где 10 лет назад тоже стала развиваться креативная сфера. И теперь там очень мощный IT*-кластер.

Почему сегодня сохраняется тренд на локальность во всех сферах креативных индустрий? И почему важно локальное находить и знакомить с миром?

Мне кажется, современному человеку очень важно вернуться к ощущению комфортного проживания в небольших городах. Людям надоело жить в неудобных и больших мегаполисах. И этот комфорт, и ощущение качественной жизни складываются в том числе из того, что город состоит из локальных бизнесов и инициатив. Именно они способны удовлетворить потребности местного жителя. Поэтому очень важно стремиться к тому, чтобы креативные индустрии формировали локальную городскую среду.

* Информационные технологии