Не трогай, это на Новый год10 фильмов + 5 сериалов для зимних каникул

10 фильмов + 5 сериалов для зимних каникул

Мы попросили кинообозревателя Антона Хоменко составить список картин, которые стоит посмотреть на зимних праздниках. В его подборке — фильмы, проверенные временем и признанием зрителей, а также сериалы на любой вкус

Покровские ворота (СССР, 1982)

Режиссёр: Михаил Козаков.

Картина выпускника школы-студии МХАТ Михаила Козакова — вне времени. События развиваются на границе 1956 и 1957 годов. Москва продолжает восстанавливаться после войны и жить своей жизнью: она показана на примере соседей по коммуналке. Аспирант-историк Костик Ромин (Олег Меньшиков), приехавший в столицу для учёбы в университете, поселяется в квартире своей тетушки Алисы Витальевны (Софья Пилявская). Соседнюю комнату занимает артист Мосэстрады Аркадий Варламович Велюров (Леонид Броневой). Он влюбляется в пловчиху общества «Трудовые резервы» Светлану (Татьяна Догилева). Переводчица Маргарита Павловна (Инна Ульянова), живёт вместе с бывшим и будущим мужьями.

Отпуск по обмену (США, 2006)

Режиссёр: Нэнси Майерс.

Трогательный ромком, наполненный ощущением праздника. За неделю до Нового года страдающая от несчастной любви англичанка Айрис (Кейт Уинслет) убита горем. Вдруг по электронной почте ей приходит письмо от незнакомки Аманды (Кэмерон Диаз) из Лос-Анджелеса. Она только что бросила изменщика-бойфренда и, чтобы меньше страдать, хочет поменяться с Айрис домами на время каникул. И пока англичанка в Калифорнии играется с раздвижными шторами и загорает у бассейна, американка в Англии находится в шоке от классической британской тесноты, снега и правостороннего движения. Но в первую же ночь к ней вламывается пьяный брат Айрис (Джуд Лоу), и быт отходит на второй план. Почему? Потому что Джуд Лоу очень красивый.

Властелин колец (режиссёрская версия) (США, 2001-2003)

Режиссёр: Питер Джексон.

У меня и моей жены есть чудесная традиция — 1 января каждого года смотреть «Властелина колец». Раньше мы более или менее укладывались с тремя частями в один день. До тех пор, пока не решили посмотреть режиссёрскую версию. Это было очень полезно, потому что вырезанные сцены (а их очень много), не вошедшие в классический экранный вариант, помогают очень многое понять. По крайней мере, таким людям, как я, — смотрел только фильмы, книги не читал. В общем, толкиенист из меня так себе. Каждая серия в режиссёрской версии длится почти шесть часов. Давно известно, что Питер Джексон не в курсе, что краткость — сестра таланта.

Унесённые ветром (США, 1939)

Режиссёр: Виктор Флеминг.

Культовый в своем роде фильм. Во-первых, цветной (для 1930-х годов это такой же прорыв, что 3D в начале XX века). Во-вторых, актриса Хэтти Макдэниел стала первой чернокожей женщиной, которой вручили «Оскар». Это не имеет особого значения, потому что её героиня Мамушка прекрасна и безо всяких наград, но не упомянуть об этом нельзя. На производство картины потратили 3,85 миллиона долларов. В нынешних ценах это примерно 75 миллионов. За все время «Унесённые ветром» собрали в прокате (и продолжают собирать на разных носителях и в подписках) 402 миллиона (почти 8 миллиардов).

Бриджит Джонс-3 (США, 2016)

Режиссёр: Шэрон Магуайр.

Третья часть, казалось бы, завершившейся больше десяти лет назад саги получилась намного проще и смешнее. Дотянув до 43 лет, Бриджит Джонс отмечает день рождения в одиночестве. Решив, что надо больше времени проводить со знакомыми, женщина приезжает с подругой на музыкальный фестиваль в Гластонберри и занимается сексом с первым встречным — американцем Джеком (Патрик Демпси). Вскоре после этого на семейном торжестве Бриджит сталкивается с прежним возлюбленным. Когда несколько недель спустя Джонс осознает, что беременна, она понимает, что отцом ребенка может быть как Марк, так и Джек, оказавшийся интернет-миллионером. Стоит ли говорить, что в финале не он стал отцом ребенка Бриджит?

Крепкий орешек-2 (США, 1990)

Режиссёр: Ренни Харлин.

Почему вторая часть? В первом фильме дело было в Лос-Анджелесе, где слишком тепло и совсем нет снега. Действие второго «Орешка» происходит в заснеженном Вашингтоне. Аэропорт имени Джона Даллеса парализован непогодой, да еще и террористы, встречающие экстрадируемого в США диктатора. Негодяи учли всё, кроме того, что в аэропорт приехал Джон Маклейн. В первую очередь, чтобы встретить свою жену, ну и, чтобы два раза не вставать, надавать по щам шайке преступников. «Крепкий орешек-2» — пример сиквела, создатели которого ставят перед собой прагматичную цель — заработать на успехе первой. В большинстве случаев вторая оказывается совсем уж никудышной. Но режиссер Ренни Харлин показал, что сагу о Джоне Маклейне нельзя испортить. Вернее, можно, но это выяснилось уже в 2007 году.

Скалолаз (США, 1993)

Режиссёр: Ренни Харлин.

По сюжету, банда циничных гангстеров похищает чемоданы с миллионами долларов прямо из самолёта. Разумеется, для этого его пришлось сбить в горах. Но чемоданы приземляются в одном месте, а бандиты — в другом. Тогда они хитростью заманивают двух спасателей, чтобы те вывели их к деньгам. Спасателю Гейбу (Сильвестр Сталлоне) удалось вырваться из плена, но всё не так просто — ему нужно спасти друга. Естественно, не обошлось без женщины (Джанин Тёрнер), в которую влюблён герой Сталлоне. Это стандартный сценарный штамп в боевиках подобного рода. Ведь если не отягчающие любовные обстоятельства, героям уровня Джона Рэмбо и Рокки Бальбоа было бы слишком просто преодолевать трудности.

Это случилось однажды ночью (США, 1934)

Режиссёр: Фрэнк Капра.

Сегодня вряд ли романтическая история любви дочери миллионера и простого парня собрала бы много положительных отзывов кинокритиков, получила пять номинаций на «Оскар», да ещё и победила во всех. Фрэнк Капра был мастером комедийного жанра в Голливуде 1930-х годов, тем более что спрос на комедии в то время был высок — в США бушевала Великая депрессия, люди требовали хлеба и зрелищ. Капра взялся за работу над этим фильмом, чтобы отвлечься от личной трагедии, — потери сына. Именно «Это случилось однажды ночью» породил жанр романтической комедии и сделал его необычайно популярным.

Бегущий по лезвию 2049 (США, 2017)

Режиссёр: Дени Вильнёв.

Никуда без киберпанка. Фильм Дени Вильнёва не раздвигает границы жанра, как сделала в 1982 году картина Ридли Скотта, но устраивает пугающее погружение в мир возможного будущего. Вильнёв развивает футуристические идеи, заявленные в предыдущей ленте, и предлагает новые образы и подходы к уже известному материалу. Стараясь сохранить характерный для Филипа Дика (автора книги «Мечтают ли андроиды об электроовцах?») благородный нейтралитет в вопросе противостояния людей с репликантами, наделяя и тех, и других инфернальными чертами наряду с достоинствами, сценаристы сиквела не уберегли мотивацию персонажей от малоубедительности. Но этот досадный недостаток компенсируется фирменной для Вильнёва атмосферой паранойи, усугубляемой перманентной сентиментальной драмой.

Игра на понижение (США, 2015)

Режиссёр: Адам МакКей.

Адам МакКей был одним из тех, кто адаптировал книгу Майкла Льюиса об ипотечном кризисе в США «Большая игра на понижение. Тайные пружины финансовой катастрофы»18+ для экранизации и сам экранизировал. Пока это лучшая его работа в качестве постановщика, принесшая «Оскар» за сценарий. Ближайший аналог «Игры» — «Волк с Уолл-стрит»18+. Но Мартин Скорсезе педалировал угар и личную драму человека, который не может толком придумать, на что потратить деньги. Маккей же показывает людей трезвых, а угар порождает сама реальность. Вслед за автором книги режиссёр предлагает два варианта интерпретации причин катастрофы — злой умысел и тупость жадных людей. Истина, вероятно, где-то посередине.

А вот и сериальчики — наконец-то будет время их посмотреть. Перед вами подборка на любой вкус. Есть среди них история про большое наследство, подростковая драма, в которую вдохнули новую жизнь, и самое ожидаемое продолжение шоу о четырёх жительницах Нью-Йорка.

Наследники (США, 2018 по настоящее время)

Авторитарный основатель медиаимперии Логан Рой (Брайан Кокс) стар и болен, хотя всё ещё пытается казаться бодрячком. Настало время объявить имя наследника и преемника бизнеса, но он не спешит, чем вносит сумятицу в и без того суматошную жизнь своего семейства. Его взрослые дети не просто ждут решения старика-самодура, а пытаются всячески на него повлиять и ведут борьбу между собой. Кроме старшего сына Логана Коннора Роя (Алан Рак): ему не до приземлённой мышиной возни — он метит в президенты США. Ромулус Рой (Киран Калкин) — самый яркий персонаж сериала: острый на язык, циничный, добрый и злой одновременно. За три сезона герой Калкина-младшего проделал длинный путь от придурка до человека с замашками настоящего бизнесмена, способного идти по головам даже своих братьев и сестры.

Новая сплетница (США, 2021)

Миллениалы придумали зумеров для зумеров. Это не то чтобы эксплуатация старого контента, а именно сериала «Сплетница»16+ с Блейк Лайвли, который выходил с 2007 по 2012 годы. Новая версия — это скорее «Беверли Хиллз 90210»12+, удачно замаскированная под похожее шоу. Главный вопрос сериала: для кого он снят? Тем, кто следил за приключениями Блэр, Серены и компании в силу возраста, вряд ли будет интересно смотреть продолжение. Но уже в первой серии выясняется, что, как и следовало ожидать, это зрелище для подростков, практически невыносимое для взрослого человека. Зачастую мотивация поступков героев совсем не ясна и слабо прорисована: они могут ссориться и мириться без видимой причины несколько раз за серию. Также непонятно, куда движется повествование. «Новая сплетница» понравится тем, кто любит следить за жизнью красивых и богатых людей.

Мейр из Исттауна (США, 2021)

Исттаун — типичный американский городок в Пенсильвании, где все друг друга знают. Там случилась трагедия — пропала девочка-подросток. Её не нашли, расследование в тупике, а местные жители относятся к полицейским, мягко говоря, с сомнением. Среди главных виновников того, что никаких известий о пропавшей нет, — детектив Мейр Шиан (Кейт Уинслет). Это женщина средних лет с кучей семейных проблем: на ней висят выпивающая мать, бывший муж, живущий с другой женщиной по соседству, дочь-лесбиянка и внук её сына-наркомана с синдромом Туретта. Сериал хрестоматийно рассказывает историю американской провинции. Жизнь маленького городка только добавляет сложностей главной героине в процессе работы над очередным делом. Молодой детектив из округа старается помогать Мейр изо всех сил, но зачастую только мешает. Пропавшая школьница — это не только очередное дело, ведь её мать детективу приходится видеть каждый день.

Шиттс Крик (США, 2015–2020)

«Шиттс Крик» — лучший ситком из всех, которые я когда-либо видел. Смотрится на одном дыхании благодаря актерскому составу, великолепному юмору, трогательным и грустным эпизодам. Это одно из произведений, заканчивая которое, хочется стереть себе память и посмотреть снова. Сюжет построен вокруг некогда богатого и влиятельного семейства Роуз. Глава семьи Джонни (его играет Юджин Леви, тот самый отец главного героя «Американского пирога»16+ Джимми) — владелец популярной сети видеосалонов. Его жена Мойра (Кэтрин О’Хара) — звезда популярных мыльных опер. И их двое взрослых детей: Дэвид (сын Юджина Леви Дэн Леви) и избалованная светская львица Алексис (Энни Мерфи). Семья лишается всех финансов, и единственное, что Роузам разрешают оставить, — небольшой городок Шиттс Крик. Его они купили забавы ради, когда денег было предостаточно. Теперь бывшим миллионерам предстоит жить в старом мотеле на окраине городка.

И просто так (США, 2021)

Долгожданное продолжение сериала «Секс в большом городе»16+. Получилось то, что получилось. Грустно видеть привычных героев постаревшими, вдвойне печально видеть на экране ушедшего из жизни прошлой осенью Уилли Гарсона в роли Стэнфорда. Нам предложили нелепое объяснение отсутствия Саманты. Её очень не хватает: она была душой этой эмоционально скованной компании, без неё Керри, Миранда и Шарлотта остались наедине со своими несмешными шутками и пресными диалогами. Сериал предсказуемо пытается идти в ногу со временем: Керри ведет не колонку в газете, а собственный блог и делает подкаст об отношениях и гендерных стереотипах. Многие попытки соответствовать модной повестке выглядят жалко. «И просто так» — не только эксплуатация старого контента, но и наших чувств. Игра в ностальгию о том, что когда-то появился прогрессивный сериал с героиней нового типа. И кажется, это чувство тоски будут эксплуатировать по полной.