Дирижёр из Австралии Алан КукКультура не должна использоваться как оружие в идеологической борьбе

Культура не должна использоваться как оружие в идеологической борьбе

На концерт-открытие фестиваля классической музыки «Кантата» прилетел австралийский дирижёр Алан Кук. «Твой Бро» поговорил с ним об участии в фестивале, Сергее Дягилеве и «отмене» России

Чем вас заинтересовал фестиваль «Кантата»? Вы сразу согласились принять в нём участие?

Я специализируюсь на русской музыке. Моё университетское образование посвящено творчеству «Могучей кучки» и произведениям русских авторов начала 20 века. У меня не так часто бывает возможность исполнить эту музыку, потому что её редко ставят в Австралии и даже в Европе. За последние 15 лет я много раз бывал в России и исполнял прекрасные композиции, но это первая возможность сыграть столько произведений Мусоргского и Римского-Корсакова — именно ту музыку, которую Дягилев привёз в Европу. Меня пригласили поучаствовать в «Кантате», и как только организаторы озвучили программу концерта, у меня не осталось сомнений, ехать или нет. Я сразу согласился, потому что для меня эта музыка имеет особое значение.

Почему для вас важно работать на концерте, посвящённом Сергею Дягилеву?

Да. Именно Дягилев был человеком, открывшим русскую музыку всему миру. И это честь, что именно меня пригласили на этот концерт в качестве дирижёра. Организаторы легко могли найти дирижёра из России, и возможно, он бы справился лучше. Но для меня огромная честь исполнять русскую музыку для русских.

Сегодня вы будете дирижировать Калининградским симфоническим оркестром. Что можете сказать об уровне музыкантов? Как вам кажется, у нас хороший оркестр?

Калининградский оркестр хорош, учитывая, что это небольшой город, где нет таких ресурсов, как в Москве и Санкт-Петербурге. Естественно, лучшие музыканты Калининграда часто уезжают в столицу — больше денег, больше престижа. Тем не менее, оркестр здесь хороший. В нём отличные, талантливые музыканты.

Со стороны может показаться, что от дирижёра мало что зависит — плохой оркестр не станет играть лучше, если поставить хорошего дирижёра. Объясните, на что на самом деле влияет дирижёр?

Это самый частый вопрос, который мне задают. Интересно, что Римский-Корсаков написал об этом целое эссе. В целом дирижёр ответственен за интерпретацию музыки. В оркестре много музыкантов, и у каждого есть своё мнение, как исполнять произведения, но нельзя, чтобы каждый играл по-своему — все должны звучать вместе. Вот за это и отвечает режиссёр: он определяется с интерпретацией, объединяет оркестр и направляет их, чтобы они играли настолько слаженно, насколько возможно.

Культура не должна использоваться как оружие в идеологической борьбе

Вы много лет работали с оркестрами в России и Украине. В частности, не раз выступали в Мурманске. Как это получилось? Почему Мурманск?

Да, я много раз бывал в Мурманске, местная филармония часто меня приглашает. Я выступал там почти каждый год, начиная с 2007, кроме последних «ковидных» лет, и в этом сентябре поеду снова. Они были первыми, кто вообще пригласил меня в Россию, то есть впервые дали мне эту возможность. Мурманск — интересный город, и обычно меня приглашают туда именно в середине зимы, когда там темно и холодно (смёется). Но в прошлый раз я приезжал туда в мае, и впервые за 15 лет увидел город при свете солнца. Это было даже странно. У меня с ними хорошие отношения, поэтому они приглашают меня снова и снова, и я только рад приехать.

А в Калининграде уже бывали раньше? Как вам город?

Нет, здесь я впервые. На экскурсии по городу я особенно обращал внимание на старые исторические здания немецкого периода. И конечно, Калининград известен как город рождения Иммануила Канта, где он создал свои известные философские труды. У меня второе образование по философии, а здесь я увидел могилу Иммануила Канта — довольно мрачно. У Калининграда и Кёнигсберга долгая история, поэтому было интересно осмотреть город именно с этой точки зрения. Город намного спокойнее, чем Москва и Санкт-Петербург, которые очень шумные, оживлённые и перенаселённые. Калининград намного более тихий и самобытный. Это мне в нём понравилось.

В связи с ситуацией многие зарубежные артисты и компании отменяют визиты в Россию, но вы согласились приехать на фестиваль «Кантата». Не боитесь быть подвергнутым критике и стать нерукопожатным в Австралии? Уже что-то подобное слышали в свой адрес?

Меня критиковали за это решение, особенно из-за того, что в прошлом я участвовал в концертах в Украине — в Полтаве и Харькове. Там у меня есть старые знакомые и коллеги, которые были недовольны, что я приехал в Россию. Однако я думаю, что искусство, в частности музыка, намного важнее для человечества, чем возможные политические разногласия. Мне нравится считать, что музыка выше этого. И всё равно, кто её написал — не важно, хорошим ли человеком был композитор. Музыка есть музыка. Я считаю, что Вагнер был ужасным человеком, но его произведения замечательные. В истории было много плохих людей, которые создавали прекрасные вещи.

Мне кажется, что Австралия, США и европейские страны даже не пытаются понять, что у конфликта между Россией и Украиной есть две стороны. Они не хотят слушать российскую сторону, а принимают простое решение поддерживать Украину. Лично я не согласен с австралийскими мерами поддержки Украины — мне кажется, они только ухудшают ситуацию. Но это моё личное мнение, и в Австралии не так просто его выражать, потому что за это критикуют. Однако вся моя карьера посвящена русской музыке, и моё отношение к России не поменялось. Я уже говорил своим коллегам: Китай тоже регулярно осуждают за ужасное нарушение прав человека, но австралийцы постоянно туда путешествуют, создают бизнес, выступают. Многие австралийские музыканты ездят в Китай на гастроли. Если по их мнению я не должен был ехать в Россию, почему они могут ездить в Китай? В общем, я просто думаю, что искусство должно быть вне политики.

В последнее время у нас часто говорят об «отмене» России. Вы замечали это явление? В чем оно проявляется в культурной сфере? Как к этому относитесь?

Да, замечал. В Австралии из-за происходящего отменили несколько русских культурных программ. В марте на фестивале в Аделаиде всё-таки сыграли оперу Римского-Корсакова «Золотой петушок», но у них были большие сомнения, стоит ли её оставлять. Я близко общаюсь с русским сообществом в Австралии, и их беспокоят антироссийские настроения в обществе. В Австралии живёт много русских, но сейчас они иногда даже боятся говорить о своём происхождении, нервничают, когда их спрашивают, откуда они. Так не должно быть.

То есть вы считаете, что поддерживать международные культурные контакты в такое время всё равно нужно?

Безусловно. Думаю, культура не должна использоваться как оружие в идеологической борьбе. Я не до конца понимаю все причины, почему это происходит, и не комментирую ситуацию, потому что всё, что я скажу, могут понять неправильно. Политические дебаты нужно оставить экспертам. Но я думаю, что любая отмена — это абсурд. Вещи, которые сейчас происходят, такие как уход «Макдоналдса» из России, мы называем «демонстрация добродетели». Это когда компании публично делают что-то, чтобы показать своё моральное превосходство. Но знаете, мне даже нравится находиться в стране, где нет «Макдоналдса», потому что еда там просто ужасна (смеётся).

Фото: Александр Мелехов, Александр Подгорчук