Николай ЦискаридзеКак можно считать себя одиноким, когда у вас есть интернет
- эксклюзив
- 05 июля 2022
В Калининградской области впервые пройдёт выпускной концерт учащихся старейшей балетной школы России – Академии Русского балета имени А.Я. Вагановой. Перед выступлением состоялся отбор детей, которые смогут поступить в учебное заведение. За день до концерта «Твой Бро» поговорил с народным артистом России и ректором академии Николаем Цискаридзе
Как сегодня возродить интерес к балету у молодых людей? У того самого поколения зумеров?
Если родители не приведут их в театр в детстве, не станут знакомить с этим жанром, то ничего никогда не произойдёт. Всё идёт от семьи: хотим мы этого или нет, она влияет на формирование мира. Многим мамам гораздо удобнее дать в руки ребёнку телефон с игрушками или iPad, и больше его не слышать и не видеть. К сожалению, потом этим же родителям дети не принесут ничего хорошего. Я не за то, чтобы показывали балет, а за то, чтобы любой ребёнок имел возможность гармонично развиваться и видел разные виды искусства. Ребёнку надо дать шанс. Самое глупое дело — всучить ему гаджет и сказать «играй». Всё закончится очень печально.
Почему Академия имени Вагановой выбрала именно Калининград?
Так получилось. У нас было большое количество мест, куда мы собирались поехать. И в Кемерово, и в Швейцарию, и в Корею два раза. Всё это карантинное время с ограничениями. Если честно, я просто не могу описать вам, какое количество всего пришлось отменить. До последнего момента мне не верилось, что поездка сюда состоится. Потому что в конце июня мне сказали — начались сложности с транспортом в Калининградскую область, может быть опасно. Мне говорили, что не надо рисковать детьми, вы окажетесь в блокаде. До последнего момента не верил, что я в Калининграде. Запугивали сильно, если честно. Но вы не забывайте, что есть множество недоброжелателей, которые не хотят, чтобы это мероприятие состоялось. А в нашей стране как: сначала начали учить балету, потом появилось образование, потом только все проверяющие организации.
Вы говорили о детях, что их будут смотреть профессионалы. А как до этого отбирали таланты?
Никакого таланта у ребёнка не бывает, только способности. Вот это надо запомнить раз и навсегда! Дальше их надо учить профессии, а уже потом, когда они выучатся и пойдут в театр, тогда уже можно говорить о таланте. Есть старая формула: ребёнка и животного на сцене переиграть нельзя. Любой ребёнок победит самого влиятельного артиста, ведь он самый обаятельный. И говорить о таланте в детстве — глупость. Всегда подбирают детей либо по росту, либо по типажу. Когда он вырастает, то после пубертатного периода он становится обыкновенным. Даже у меня в карьере, как у педагога, были такие случаи. Самый невзрачный ребёнок обычно становится лучшим. Я был очень невзрачным ребёнком, и многие говорили, что у меня ничего не сложится.
Считаете ли вы, что российский балет в сегодняшней ситуации может утратить авторитет и мировое признание?
Нет. Классический балет как был самым главным, так и останется. Другое дело, что благодаря железной стене, конечно, Советский Союз во многом отстал от модерна. И несмотря на то, что многие люди успешно занимаются балетом, это никогда не интересно публике. Сколько ни делают в Большом театре современной хореографии, в лучшем случае — исполняется 10 раз, при полупустых залах. Люди приходят и в середине уходят, это никому не нужно. А на «Лебединое озеро» или «Щелкунчика» никогда не попасть. Любой классический спектакль, а это могут сделать только русские, всегда пользуется огромным успехом. Один из самых выдающихся балетмейстеров мира, Уильям Форсайт, западный хореограф, сказал очень интересную фразу, когда ставил в России: «Надо всему миру выделить колоссальные деньги на содержание балета в России, потому что такого классического балета в мире больше нигде не существует и существовать не может». Мы подарили эту систему, по которой учится весь мир. Но для того чтобы так учить, государство должно вкладывать деньги. А никто, кроме российского государства, такие суммы не вкладывает в бесплатное образование. Франция, которая изобрела балет, имеет школу Парижской оперы, систему грантов. Однако по их системе учат пять дней в неделю. Нельзя делать два дня перерыва — это глупость, вы заведомо создаёте второсортную продукцию. Заниматься необходимо только шесть дней в неделю. А шестой день — это деньги. Вы думаете, они сократили дни, потому что думают о детях? Да о деньгах они думают. Мало того, у них был интернат, при Парижской опере, из-за денег они даже интернат сократили. В мире этого нет больше нигде, только русские и китайцы, которые делают это на государственной основе.
Вы упомянули Францию. Как быть нашим артистам в связи с сегодняшней изоляцией России? Как обмениваться опытом, входить в коммуникацию?
Это раньше мы ничего не видели, а теперь у вас в телефоне всё есть. Обменивайтесь, сколько хотите. С кем хотите созвонитесь и обменивайтесь,
То есть не нужно налаживать какие-то мосты?
Понимаете, политика давно живёт отдельной жизнью. Такого бума, как в шестидесятых, не будет больше никогда. Мысль стала безумно воруема. Раньше, чтобы посмотреть спектакль, нужно было поехать в театр, или дождаться, когда по телевидению покажут запись. А теперь уже через пять минут вы знаете, что там происходило. Вы можете посмотреть трансляцию, которую пират снимает и выкладывает. Не надо рассказывать о какой-то изоляции [России]. Я когда слышу слово «одиночество», мне становится смешно. Как можно считать себя одиноким, когда у вас есть интернет? Вам, журналистам, просто хочется о чём-то писать, вы должны зарабатывать деньги, вам нужны темы, вы их выдумываете. Но реальная жизнь немного другая. Сегодня мир изменился, уже третий год нет никаких гастролей, в мире их нет, потому что разорились все компании.
Фото: Александр Подгорчук