Начало уже близко7 вопросов о кинофестивале «Край света. Запад» в Калининграде

7 вопросов о кинофестивале «Край света. Запад» в Калининграде

В преддверии главного кинофестиваля этой весны мы поговорили с его продюсером и худруком «Гоголь-центра» Алексеем Аграновичем

Что особенного будет на фестивале «Край света. Запад» в этом году?

В этом году особенным является сам факт того, что фестиваль проводится. В остальном мы следуем нашим традициям. Основную программу фестиваля будут оценивать учительское и подростковое жюри. Они должны договориться и выбрать победителя. В этой работе, в их диалоге заключена главная метафора фестиваля. Потому что фестиваль это, с одной стороны, о том, как живут подростки, как они видят свою жизнь, а с другой — о том, как мы, взрослые, видим эту жизнь своими глазами. По понятным причинам в этом году сокращено финансирование, ну и вообще проводить сейчас какие-то большие, сложные и торжественные мероприятия, мне кажется, не совсем тактично. Поэтому мы в этом году локализовались, сознательно стали меньше. Хотя это не скажется на количестве показанных фильмов.

Почему решили остановиться именно на творчестве Сергея Соловьёва? Какие новые смыслы несёт сегодня фильм «Асса»?

Сергей Соловьёв, к сожалению, совсем недавно ушёл из жизни. Он серьёзно разрабатывал подростковые темы в своём творчестве. Если говорить про фильм «Асса», то не знаю, для кого смыслы новые. Для меня — вряд ли. Честно скажу, что он мне не очень нравился, когда вышел на экраны. Казался немного формальным и придуманным. Только по прошествии нескольких десятилетий я его посмотрел и понял мощь образа, созданного Крымовым, которого сыграл Говорухин. Очень интересно следить за тем, как старый и надёжный мир начинает шататься под напором такой наглой и бурной молодости. Для тех, кто этот фильм увидит впервые, все смыслы будут новыми.

Что дает фестивалю коллаборация с Третьяковской галереей?

Инициатива исходила от директора Третьяковской галереи Зельфиры Трегуловой. Что для нас большая радость и честь. Это, безусловно, классное партнёрство. Идея заключалась в том, где мы можем найти нашу линию соприкосновения. Сергей Соловьёв был из немногих режиссеров, для которых визуальная составляющая кинематографа была не менее важна, чем сюжетная и сценарная. И это как раз-таки про кино как изобразительное искусство. Думаю, «Третьяковка» рассматривает фестиваль в качестве своеобразного входа в музей для подростков в перспективе. Ведь очень скоро в Калининграде откроется филиал Третьяковки.

7 вопросов о кинофестивале «Край света. Запад» в Калининграде

В чём сложности проведения фестиваля в этом году?

Конечно, в формировании международной программы и сохранении международного статуса.

Насколько ответственно школьное жюри подходит к выбору финалистов? Всегда ли понятны критерии выбора?

Да, это очень ответственно. Могу смело сказать, что это не игра, а настоящий процесс, начиная с конкурса среди подавших заявки на участие в жюри. Впереди у ребят ежедневная работа — им предстоит посмотреть восемь фильмов основной программы, а затем непростой разговор с учительским жюри, в результате которого должен быть определен лучший фильм фестиваля. В прошлом году этот разговор занял почти три часа. Изначально позиции были абсолютно полярными. В этом году куратором подросткового жюри станет Филипп Авдеев. Он — ведущий актер «Гоголь-центра» и исполнитель главной роли в фильме «Чернобыль» Данилы Козловского, также снимался в картинах «Лето», «Выше неба» и других.

Как на языке искусства говорить с детьми и подростками в это сложное время?

Так же, как и на другом языке. Любой настоящий диалог в любое время требует от человека больших затрат, если это серьёзный разговор. А язык искусства ничем не отличается от прочих. Это такой же способ коммуникации.

В этом году продолжат работу творческие мастерские для детей и подростков. Почему сегодня важно обучать детей азам кинематографии?

Мы не ставим перед собой задачу обучения подростков азам кинематографии. Настаиваем на том, что любой процесс — игра. Большинство участников мастерских не свяжут свою жизнь с культурой и искусством. Мы и не ставим перед собой такой задачи. Важно, чтобы они росли и развивались, тем самым развивая культурную среду, в которой живут. Потому что культура — это основная составляющая любых жизненных процессов. От полёта в космос до утилизации отходов.