Расскажи, «Снегурочка»В чём секрет нового мюзикла по пьесе Островского

В чём секрет нового мюзикла по пьесе Островского

«Твой Бро» попытался разобраться, как Музыкальному театру удалось создать первый калининградский мюзикл, который может претендовать на «Золотую маску»

Национальная премьера мюзикла «Снегурочка» (16+) состоялась на сцене Калининградского областного музыкального театра 10 декабря прошлого года. В подготовке постановки участвовали более шестидесяти человек, а в спектакле занят практически весь коллектив театра и оркестр. Художественный руководитель Музыкального театра Елена Альфер рассказывает, что идею поставить «Снегурочку» вынашивали более пяти лет. 

— Для нас «Снегурочка» — загадочное и мистическое произведение. Принято считать, что этот материал вообще не получается у театров. Существует опера «Снегурочка», но если углубиться в историю, создать именно успешный мюзикл ещё никому не удавалось. Но мы любим ставить эксперименты, для нас было важно преодолеть сложности и справиться с этой сверхзадачей, — говорит Альфер.

К 200-летию со дня рождения Островского Министерство культуры России опубликовало грант на новые постановки по произведениям писателя. На него претендовало более 700 театров по всей России, 19 из них получили деньги. Среди них — Калининградский областной музыкальный театр. Грант позволил привлечь к работе над созданием «Снегурочки» лауреатов премии «Золотая маска», ежегодно присуждаемой за достижения в области театра.

В чём секрет нового мюзикла по пьесе Островского

Костюмы для «Снегурочки» придумала Фагиля Сельская. Она получила «Золотую маску» три года назад в номинации «Работа художника по костюмам» за спектакль «Мы, герои» (16+), поставленный в Театре Пушкина. Фагиля Сельская работала в театрах Москвы, Санкт-Петербурга, Екатеринбурга, Пекина, Сеула, Сиэтла, Тель-Авива и других. Как художник по костюмам оформила более 150 спектаклей. При работе над образами персонажей «Снегурочки» важно было уйти от лубочности и стереотипных кокошников, создать современные костюмы с этническими элементами, отсылающие к стилю фэнтези.

Ещё один лауреат «Золотой маски», участвовавший в работе над «Снегурочкой», — художник по свету Денис Солнцев. Он неоднократно номинировался на соискание премии и получил её в 2014 году за спектакль «Онегин» (16+) Новосибирского театра «Красный факел». «Снегурочка» для него не новый вызов — он участвовал в оформлении оперы Римского-Корсакова в Мариинском театре три года назад.

Работа началась с написания либретто. Пьеса Островского объёмная — нужно было пересмотреть весь материал и выделить суть произведения, чтобы сохранить максимально приближенный к оригиналу вариант, а затем отразить его и в музыке. Всю эту работу проделала либреттист театра Ольга Болычева. Автором песен выступил известный российский поэт Константин Арсенев, писавший для Григория Лепса, Кристины Орбакайте, Анжелики Варум, Алсу, Валерия Леонтьева и других звёзд шоу-бизнеса. Музыкальный театр уже не в первый раз работает с Константином Арсеневым — его песни зрители слышали в мюзиклах «Робин Гуд» (12+) и «Любовь в стиле джаз» (16+).

Музыку для «Снегурочки» писала молодая и суперталантливая композитор из Калининграда Ева Симуран — Трент Резнор, Аттикус Росс, Хильдур Гуднадоуттир и Джон Уильямс в одном лице. У неё получился характерный экспрессивный саундтрек, содержащий в себе отсылки к этническим, нью-эйджевым, этноджазовым и фолк-роковым мотивам.

— Мы хотели привлечь молодёжь к классическому произведению с помощью современной музыки. Стиль Евы Симуран стал для нас открытием: это эмбиент-саунд с элементами фолка, который звучит как саундтрек к блокбастеру или игре. Мы рискнули, пригласили её и не прогадали, — уверена Елена Альфер. — В хоровых партиях звучит оригинальный текст Островского, под который Ева сочинила музыку. Получился синтез современной музыки и этнического звучания.

Качество звука — зачастую основная проблема провинциальных театров. Если во время монологов главных героев она не так заметна, то когда актеры говорят или поют одновременно, это режет слух. А это происходит в наиболее страстных, напряжённых и драматургически важных моментах. Порой нужно напрягаться, чтобы разобрать слова героев, находящихся на арьерсцене. Актёрам, особенно исполнителям главных ролей, приходится прилагать дополнительные усилия, чтобы эти сцены выглядели и звучали ярко и доступно для зрителя. К счастью, они прекрасно с этим справляются, буквально проживая историю, а не просто изображая персонажей.

В чём секрет нового мюзикла по пьесе Островского Фото №2

Режиссёром стала Оксана Холева, работающая в Музыкальном театре уже около 25 лет. В её активе — огромное портфолио из десятков спектаклей всех жанров и опыт работы на крупнейших сценических площадках, в том числе «Геликон — опера» и Московском областном государственном камерном театре. Спектакли в постановке Оксаны Холевой принимали участие в Театральном фестивале «Споткане», Opera na Zamku, Международном фестивале имени Кристины Ямроз в Польше и многих других.

— На протяжении пяти лет мы искали режиссёра, ездили по городам, думали. И так случилось, что этот режиссёр оказался у нас в театре. Оксана очень тонко чувствует хореографию, а мюзикл подразумевает 85% работы хореографа. То, что делает Оксана, создаётся очень качественно, на высоком профессиональном уровне, — объясняет Елена Альфер.

Хореография в «Снегурочке» действительно комплексная, хотя со стороны движения могут показаться простыми. Как и остальные элементы мюзикла, она несёт в себе сюжетную линию. Смысл заложен в каждое движение и каждый хороводный рисунок, чтобы настроение сцены считывалось без слов.

— Поскольку действие происходит в более древнюю эпоху, старались найти пластику, которая выразила бы то внутреннее дерзкое, полузвериное состояние. Мы много раз прогоняли движения, чтобы найти это выражение в хореографии. Конечно, невозможно отказаться от стилистики русского танца. Но мюзикл — это современное произведение, поэтому не хотелось полностью уходить ни в классику, ни в чисто народную хореографию, — рассказывает Оксана Холева.

Режиссёр говорит, что не рискнула бы взяться за постановку без сильной творческой команды. Коллектив Музыкального театра состоит из профессионалов, имеющих хорошую театральную школу. Большое внимание уделили хору. Как правило, в состав хора входят вокалисты, а не драматические артисты. Но глядя на солистов и заряжаясь творческой энергией команды, они быстро включились в процесс.

— В «Снегурочке» много хоровых партий, которые сочетаются с пластикой и движением. Вокалисты стали не просто хором, а полноценным действующим лицом спектакля, — считает Оксана.

За сценографию «Снегурочки» отвечал Игорь Капитанов, выпускник постановочного факультета Школы-студии МХАТ 1978 года. Работал в театре «Красный факел», «Глобус», Камерном театре Тель-Авива, Театре на Малой Бронной и Театре имени Пушкина. Также сотрудничал с МХТ имени Чехова.

В чём секрет нового мюзикла по пьесе Островского Фото №3

Но самая сложная и масштабная задача легла на плечи декораторов — Алексея и Елены Старцевых. Просто, со вкусом, ни одной лишней детали, каждый элемент на своём месте, что не перегружает визуальное восприятие происходящего на сцене. Это первое, что бросается в глаза и даёт понять, что «Снегурочка» — не театральный эксперимент, а цельная постановка, квинтэссенция многолетней командной работы всей труппы.

— Театр не работает для себя — мы делаем продукт для зрителя, поэтому должны оправдывать его желания и потребности. И совмещать это с эстетикой и культурным воспитанием, — говорит Елена Альфер.

Главные роли исполняют актёры музыкального театра: Мария Свежинская/Юлия Русакова (Снегурочка), Михаил Петров (Мизгирь), Сергей Тарасов (Лель) и худрук Елена Альфер (Купава). По сюжету их персонажи составляют «любовный квадрат». Не забывайте, что «Снегурочка» имеет возрастное ограничение 16+. Это не детская сказка, а цельное драматическое произведение с трагическим финалом. Несмотря на то, что содержание пьесы известно более или менее всем, концовка мюзикла, как минимум, удивляет своей яркостью, динамикой и страстью. Все два с лишним часа напряжение нарастает, чтобы в итоге произошел взрыв. 

С момента премьеры состоялось всего четыре показа, но за это время «Снегурочка» успела не только получить признание местной публики и критиков, но и привлечь внимание федералов. В мае в Калининградский музыкальный театр приезжала московская съёмочная группа, чтобы снять мюзикл для трансляции на федеральном портале культура.рф. Это первый калининградский спектакль, который появился на платформе. Музыкальный театр подал заявки на участие «Снегурочки» во всевозможных российских фестивалях, таких, как «Музыкальное сердце театра» и «Видеть музыку». Но главное — спектакль заявлен на конкурс «Золотая маска» и имеет шансы стать первой калининградской номинацией, если не считать Евгения Гришковца с его «Как я съел собаку» (16+). А может быть, даже получить заветную — и, пожалуй, самую почётную в России — театральную награду.


Фото: Дмитрий Кремер, Виталий Невар, Александр Подгорчук