Графический алфавит калининградских улицИли как рождаются работы художника Nakkuree

Или как рождаются работы художника Nakkuree

Нам всегда хотелось видеть на улицах города не только граффити и трафаретные изображения, но и другие формы стритарта. За последний год краску на стенах заметно разбавили геометрические пиктограммы от Nakkuree. Их сложно не заметить, но, вместе с тем, эти работы не создают визуального диссонанса в городской среде. «Твой Бро» встретился с художником, чтобы тот рассказал о себе и показал, как рождаются и монтируются его арт-объекты

Мы встречаемся с художником в спальном районе города. Пока пересекаем улицу под проливным дождём, Nakkuree, он же Иван, прижимая к себе только что купленные в «Бауцентре» потолочные плиты из пенопласта – холсты для будущих пиктограмм, рассказывает, как его забросило из самой восточной части страны на противоположную: 

– Всё сложилось случайно, один знакомый перебрался в Калининград и предложил мне тоже переехать. Я подумал, «почему бы и нет?», прилетел сюда, – мне всё очень понравилось: живописная природа, разнообразие архитектуры, ну и море, – это отличный бонус ко всему прочему.

Или как рождаются работы художника Nakkuree

– Моё увлечение стритартом началось в 2010 году, когда я жил в своём родном городе Хабаровске. Я наклеивал постеры, делал трафареты и инсталляции. После переезда в Калининград в 2014 я продолжил этим заниматься. В 2016 плотно начал рисовать на холстах, и времени на «улицу» оставалось всё меньше, но я не хотел совсем прекращать эту деятельность. Нужно было придумать что-то достаточно простое в исполнении, но в то же время концептуальное. Однажды мне на глаза попались изображения старинных японских гербов. Это натолкнуло на идею создания стритарт-объектов в таком духе. Так появился проект, которому мы дали шутливое название BALABESH. Днём я делал эскизы будующих пиктограмм, раскрашивал их, а вечером, с наступлением темноты, я с друзьями отправлялся искать для работ подходящие локации.

Со временем получилась некая визуальная игра для внимательных, городской графический алфавит, позволяющий взглянуть по-новому на привычный ландшафт.

Более того, движение BALABESH вылилось в идею создания выставки-вечеринки в баре PingPonger с размещением большого количества работ, которая прошла в мае этого года. За год существования проекта было приклеено более 80 геометрических знаков в разных районах города, области и даже в Берлине.

Стритарт – для души. А рисование на холстах – основное занятие, которым Иван зарабатывает на жизнь и в котором реализует себя. Его работы завораживают сочетанием цветов и оттенков. Интересно, что за техникой исполнения нет долгих лет специального образования и надзора преподавателей, – художник ушёл со второго курса академии, со специальности «Дизайн архитектурной среды», выбрав путь самообразования. Усидчивость, самоорганизация и настойчивость позволили таланту проявить себя без обязаловки и академических часов.  

В Калининграде рынок покупки и продажи художественных произведений совсем не развит, приходится ориентироваться на другие страны, например, на Запад, где люди готовы платить за современное искусство. Большая часть работ автора уже отправилась в Америку, штат Аризона.

Или как рождаются работы художника Nakkuree  Фото №2

Но вернёмся к пиктограммам. На процесс создания одного арт-объекта, без учёта ожидания высыхания и монтирования, уходит от силы полчаса. Грунт, визуализация идеи в черновом варианте, её исполнение в цвете, – и готово.

– Мне очень нравится японская эстетика и минимализм, – это отразилось, в том числе, и в проекте BALABESH. Графические символы я придумываю сам, но иногда изображаю реально существовавшие японские фамильные гербы. Эти лаконичные изображения визуально легко считываются, потому как мы сталкиваемся с ними каждый день – в табличках, указателях, дорожных знаках. 

Монтирование арт-объекта в городе, особенно в людных местах, требует скорости и сноровки, нужно постоянно быть на чеку, чтобы избежать лишних вопросов и неприятных ситуаций. Места для размещения своих работ Иван выбирает, руководствуясь, по его словам. здравым смыслом и интуицией:

– Я никогда не наклею свои работы, например, на административное здание или красивый частный дом. Скорее всего, это будет полуразрушенный старый дом, мост, забор или ворота.

Для вылазки в город пришлось дожидаться более сухой погоды. Первая локация – фасад дома с легендарным жёлтым утеплением на Фестивальной аллее.

– Что это вы тут делаете? – за нашими спинами уже собирается совет из бдительных бабушек и дедушек района, – А у вас тут… проблемы с освещением (на плитке, которую Иван собирается приклеить, изображена электрическая лампочка), хотим обратить внимание на проблему, – пришлось выдать экспромтом, чтобы избежать нравоучений.

– Мы уж подумали, что эту позорную стену хотите украсить. Только газон нам не топчите.

– Уличное искусство затягивает. Чем больше ты им занимаешься, тем сильнее хочется двигаться дальше, что-то придумывать и воплощать. И наоборот, меньше уделяешь времени – всё сходит на нет. Меня в стритарте больше всего привлекают те ощущения, которые испытываешь во время поиска места и процесса монтажа. Лёгкое напряжение, но в то же время визуальное удовлетворение от видоизмененного пространства. С большой вероятностью спустя даже короткое время можно обнаружить, что работу уже кто-то повредил и вовсе оторвал. Это печально, но всё-таки большинство из них остаются целыми и невредимыми.

В Калининграде со стритартом всё хорошо, просто его очень мало. В Хабаровске, на мой взгляд, ещё меньше.

Как, наверное, у каждого художника и вообще человека любой деятельности, у Ивана есть свои принципы и правила, которыми он старается руководствоваться в работе и общении со «зрителями»: 

– Никого не слушай; 
– работай много;
– люби то, что делаешь и делай то, что любишь;
– если грустно, поешь вкусностей; 
– не груби;
– не торопись. 

– В данный момент я работаю над экспозицией для персональной выставки. Рассчитываю провести её в Калининграде, но возможно и за пределами РФ, – делится своими планами художник. А заодно делится советом, как ещё можно развить свои художественные навыки: через общение с другими художниками и вообще интересными людьми, образование – самостоятельное или с помощью профессионалов – и через насмотренность. – Я, например, слежу за современными художниками России, Запада и Кореи. 

 

– Стать узнаваемым за пределами Калининграда, – это, конечно, хорошо… Но стритартом я занимаюсь не ради этой цели, а чтобы отвлечься и внести разнообразия в свою жизнь. В том, что это не приносит денег, я полагаю, и есть основная фишка. Желание этим заниматься должно идти изнутри, а не снаружи. Тогда и интерес не пропадёт.

Жизнь мне представляется некоторой мимолетной шуткой, не всегда смешной, но всё же шуткой. Именно поэтому я к ней отношусь как к чему-то, скорее, позитивному. Наслаждайся, пока можешь!

Главный бич нашего времени – людское равнодушие. Стойкое ощущение, будто всем на всё на...ть [наплевать]. Вследствие этого появляется разобщённость, люди становятся дальше друг от друга.

Или как рождаются работы художника Nakkuree  Фото №3