Профессии будущегоScience-художник

Фото недоступно

В ближайшие годы появятся такие профессии, о возможности существования которых многие из нас даже задуматься ещё не успели. И «Твой Бро» постепенно рассказывает о наиболее интересных из них, рассуждая об их актуальности с теми, кому выбранная сфера более близка

Art&Science – это синтез науки и искусства, который сегодня набирает все большую популярность: в Нью-Йорке школа визуальных искусств запустила программу обучения по биоарту, в Москве проходит все больше тематических мероприятий, а «Атлас новых профессий» прогнозирует, что профессия сайнс-художника появится на российском рынке труда уже к 2020 году. Мы не стали рассуждать, что в этом синтезе первично: искусство или наука, а поговорили с куратором арт-пространства «Ворота» Дмитрием Селиным и художником, куратором Балтийского филиала ГЦСИ Дмитрием Булатовым о том, чему необходимо учиться, чтобы работать в направлении сайнс-арт.

- Важно отметить, что профессия художника непростая, особенно в Калининграде, – художники преимущественно занимаются тем, что рисуют персонажей для игр и других коммерческих проектов,

- говорит Дмитрий Селин. - В сегодняшних реалиях с учетом экономической ситуации принять сайнс-художников на постоянную работу для арт-пространства «Ворота» просто невозможно.

Между тем, по словам Дмитрия Селина, сайнс-арт может представлять интерес для образовательных учреждений:

- Современным исследователям было бы полезно по-новому взглянуть на объект своего исследования, и здесь как раз пригодится креативная составляющая, - отмечает Селин. - Сайнс-арт можно преподавать на всех факультетах, а художественное мышление применять в любой научной области: от нейрохирургии до ядерной физики.

Туур ван Бален (Бельгия / Великобритания). «Золотой голубь», 2011 г. Реализация новой биологической функции у голубей, испражняющихся моющими средствами. Синтетическая биология. © 2011 г. Фото: Питер Барт.

Фото недоступно

- Я уверен, что профессия сайнс-художника будет очень востребована. В первую очередь потому, что художник в своих высказываниях может обращать внимание на множество неочевидностей по применению науки и новых технических возможностей. Художник будет играть роль «кризисного исследователя»,

– говорит Дмитрий Булатов. - Чтобы посмотреть, как это выглядит на деле, достаточно посетить музеи и фестивали, которые специализируются в области art&science. Среди наиболее мной рекомендуемых – Центр искусства и медиатехнологий ZKM (Карлсруэ), Галерея искусства и науки (Лондон), фестивали Ars Electronica (Линц), Transmediale (Берлин).

Согласно данным «Атласа новых профессий», управление проектами, межотраслевая коммуникация, мультиязычность, мультикультурность и навыки художественного творчества – качества, которыми должен обладать сайнс-художник.

Луи-Филипп Демер (Сингапур). «Слепой робот», 2012 г. Интерактивная робототехническая инсталляция. Смешанная техника. © 2014 г. Фото: Луи-Филипп Демер.

Фото недоступно

- Я не уверен, что сайнс-художникам нужны навыки художественного творчества, - комментирует Селин. – Они ведь не нужны для того, чтобы вводить себе инъекции (Дмитрий говорит о художнице, которая делала себе инъекции, чтобы ввести кровь лошади и благодаря этому почувствовать себя лошадью. – Прим. ред.). Современный художник не должен конструировать объекты или создавать механизмы – воплотить его авторские задумки способен помощник. Мне кажется, к 2020 году может исчезнуть необходимость самому писать кистью.

Томас Фойерштайн (Австрия). «Поджелудочная железа», 2012 г. Процессуальная скульптура, перерабатывающая книги в глюкозу – универсальный источник энергии для клеток мозга. © 2013 г. Фото: Томас Фойерштайн.

Фото недоступно

- Я думаю, что к 2020 году в этой профессии все большую роль будет играть воображение. Наряду со способностью художника обращаться к проблемным полям и инструментам биомедицины, робототехники и IT, будет цениться его дар видеть и создавать альтернативные версии реальности, выходя за пределы возможностей науки, - отмечает Дмитрий Булатов.

Зарабатывать, занимаясь сайнс-артом, по мнению Селина, можно лишь в том случае, когда крупные компании выступают спонсорами проектов. Так, компания Lexus спонсирует московский сайнс-арт-проект (ежегодная выставка гибридного искусства Lexus Hubrid Art. – Прим. ред.), отмечает Дмитрий.

- Идея о том, чтобы менеджеры культуры сами выступали с инициативой и приглашали к сотрудничеству такие научные предприятия, как, например, атомный концерн, жизнеспособна, - утверждает Дмитрий Селин. – Эта коллаборация действительно поможет развить сайнс-арт и станет важным шагом, в том числе для становления сайнс-художника как самостоятельной профессии.

Художник сможет зарабатывать не на прямых продажах своих произведений, а на реализации своих исследовательских проектов, убежден Дмитрий Булатов. По словам куратора, вполне возможно, что это будет и за счет распределенного финансирования по типу технологии блокчейн.

Фото: архив ГЦСИ