Вот так «Встречи»Владимир Логутов открыл выставку в «Воротах»

Фото недоступно

8 октября в арт-платформе «Ворота» открылась выставка «Встречи» одного из самых именитых российских современных художников Владимира Логутова. Московский художник больше известен своими видео, однако в Калининград он привёз графические работы. Тем не менее, медиаискусство Владимир Логутов тоже показал — в рамках творческой встречи на следующий день. «Твой Бро» побывал на встрече и на открытии выставки, а также поговорил с её автором

В «Воротах» в субботний вечер — многолюдно. К десяткам зрителей, которые разглядывают небольшие графические работы на стендах, добавляются ещё 18 зрителей, которые смотрят с картин. Именно поэтому выставка называется «Встречи»: почти в каждой работе художника присутствует фигура человека, который находится в своей выставке. Запутались? Надпись на одном из полотен хорошо иллюстрирует идею Владимира Логутова: «Не картина на выставке, а выставка на картине». Участник многочисленных выставок, в том числе Московских биеннале современного искусства, триеннале современного искусства в Гуанчжоу, двукратный номинант премии Кандинского, двукратный номинант премии «Инновация», двукратный номинант премии «Черный квадрат» поговорил с нами о представленном проекте и других формах искусства.

О чем выставка «Встречи»?

Я создаю искусство об искусстве, тем самым продолжая то, что в 20-м веке начали делать приверженцы концептуализма и дадаизма. В проекте «Встречи» я создаю другую реальность, другой мир. Мы видим выставку, которая существует только на этих картинах. Она там родилась и есть только там. Мне нравится этот парадокс.

В своём творчестве и в этой выставке вы придаете большее значение зрителю, почему?

Меня всегда волновал момент встречи картины со зрителем. Именно этот момент и есть искусство. Потому что зритель, когда приходит на выставку, по-своему интерпретирует то, что видит, и тем самым создает новые культурные коды. Каждый человек уникален и его интерпретация — тоже.

Фото недоступно

А возможна инструкция по чтению современного искусства?

Я часто создавал произведения, которые работают именно так. Например, в видеоработе «Сумерки». С виду это обычный городской пейзаж. Но как только зритель замечает какой-то артефакт, его внимание включается, и он начинает разглядывать, всматриваться и пытаться осмыслить.

В этом большое отличие медиаискусства от кино, куда люди приходят, чтобы заснуть на полтора часа и видеть красивый сон. Видеоработы заставляют зрителя стать активным. Именно поэтому я против описаний и комментариев на выставке — после прочтения текста зритель уже не создает смысл, а лишь оценивает, насколько произведение хорошо иллюстрирует смысл.

На творческой встрече, где Владимир Логутов демонстрировал свои видеоработы, гости тоже смотрели это видео. Спустя минуту кто-то из них с удивлением замечает двух одинаковых идущих людей. Оставшиеся минуты просмотра сопровождались комментариями зрителей: «Человек без головы идет», «Вон машина исчезла за сугробом».

Тебе не кажется, что современное искусство часто говорит о себе самом? Зачем зрителю в этом участвовать?

Чаще всего выставки с попыткой осмысления современного искусства — это разговор художников с художниками, ну или с суперзрителями. Это экспериментальная сфера, как у физиков, которые сидят и выдумывают какие-то вещи, которые не связаны с ежедневным применением. Через некоторое время, после этих разговоров, появляются, например, сотовые телефоны. Также и у художников. Все эти, казалось бы, разговоры ни о чем влияют на культуру. Мы видим супрематизм и «квадрат Малевича» в современном дизайне, архитектуре, искусство здорово повлияло на внешний вид городов.

Ты больше известен, как видеохудожник, почему тебя привлекает этот вид искусства?

Вообще мне не важна форма, но мне нравится, что видео — это динамические картины. У этого «материала» много возможностей. Изучая их, я создал работу «Ненужное». Мне хотелось замедлить и убыстрить разные потоки времени — я фантазировал какое-то действие, которого никогда не видел.

С чем бы ты еще хотел поработать?

Я бы хотел сделать кино внутри кино, интерактивный фильм с дополненной реальностью. Чтобы внутри кино можно было поворачиваться и смотреть на происходящее с разных ракурсов. Чтобы можно было выбирать сюжеты. У этой индустрии невероятный потенциал, однако я понимаю, что в кинотеатрах для большого количества зрителей такое не сделаешь. А в медиаискусстве — можешь.

Выставка графики Владимира Логутова «Встречи» продлится 26 октября, вход на неё осуществляется по добровольным взносам. 

И пока вы планируете свой визит в арт-платформу «Ворота», посмотрите, как прошло открытие выставки, в нашем фотоотчёте:

 

Текст: Кристина Черемушкина
Фото: Александр Любин