Композитор Люка БессонаГость прошлого «Короче» Евгений Гальперин о музыке в кино

Фото недоступно

Уже на этой неделе стартует российский фестиваль короткометражного кино «Короче». А мы тем временем вспоминаем прошлогодний фестиваль и его знаменитых гостей. Одним из них был давший нам интервью Евгений Гальперин, замечательный композитор, живущий во Франции.

Евгений Гальперин создавал саундтрек к фильму Люка Бессона «Малавита», получал престижую испанскую премию Гойи за лучший саундтрек к фильму «Ева: искусственный разум», а со времени прошлого фестиваля успел поработать над музыкой к блокбастеру «Битва за Севастополь».
Среди его творений есть саундтреки к научной фантастике, триллерам и детскому кино, а мы поговорили с Евгением о послевкусии от фестиваля «Короче», роли композитора в фильме и будущих технологических революциях в индустрии.

На фото: Евгений с братом Александром в своей парижской студии.

Фото недоступно

Когда договаривались об интервью, вы упоминали, что отправляетесь уже вот-вот в Венецию на кинофестиваль. Какой фильм там представляли? Есть результаты?

Евгений Мы представляли там фильм «Последний удар молотка» (Le Dernier coup du Marteau) талантливой французской режиссерши Аликс Деляпорт (Alix Delaporte), она завсегдатай венецианского фестиваля, даже получила «Золотого Льва» за свой короткометражный фильм. А насчет того, есть ли результаты: участие в главном конкурсе - это уже само по себе результат. Кроме того, наш замечательный четырнадцатилетний актер Роман Поль получил приз Марчелло Мастрояни за лучшую первую роль. За музыку в Венеции призы не дают, а значит, нет ни напряженного ожидания, ни ревности - просто кино и, наверное, самый удивительный на земле город.

Вы приезжали к нам на фестиваль короткометражных фильмов. Насколько важна вообще музыка в такой, прямо скажем, малой форме, как короткометражные фильмы?

Евгений Важность музыки в фильме, какой бы он ни был длины, ощущается в зависимости от той роли, которую предусмотрел для нее режиссер или предложил композитор. Если задача музыки - не просто иллюстрировать то, что уже происходит на экране, а дополнять историю, характеры и внутренний мир главных героев, подчеркивать режиссерское видение, - то есть делать все то, что другими средствами сделать нельзя, - во всех этих случаях роль музыки в короткометражках так же важна, как и в полном метре. Конечно, в полном метре есть дополнительные сложности, но это уже о другом.

Как вообще вам фестиваль «Короче»? Не показался провинциальным?

Евгений Фестиваль прекрасный. Великолепно организованный, с очень живой энергией и энтузиазмом как организующих, так и участвующих и публики.

Намного менее провинциальный, чем многие фестивали, проходящие в столицах, на которых мне пришлось побывать.

Скажите, а бывает вообще так, что вы спокойно смотрите тот или иной фильм, не пытаясь включать профессионала и разобрать его музыкальную часть, а просто наслаждаясь? И какой последний фильм это был, если не секрет?

Евгений Вы знаете, профессионализм проявляется в момент просмотра фильмов просто в виде повышенной требовательности. Я разбираю фильмы на куски в момент просмотра, только когда скучаю как зритель. Когда зрителю во мне неинтересно, включается профессионал и начинает рвать и метать, когда зритель полностью погружен в кино - профессионал спит. Как сознание и подсознание. Последнее большое впечатление было недавно на премьере «Левиафана» Андрея Звягинцева - это мощнейшая работа, которая настолько сильна, что глубоко проникает в твою жизненную ткань и там остается навсегда.

Последние лет 20 вы живете в Париже. Почему именно там? Музыку лучше слышно?

Евгений Да, музыку лучше слышно, а кино лучше видно! Благодаря французской системе ко-продукции, сюда приезжают режиссеры не только из Европы, но и со всего мира, а это значит - разнообразие взглядов, стилей, эмоционального подхода, возможность встреч и творческого обмена, которая незаменима в нашей профессии.

На ваш взгляд, есть какая-то характерная черта у музыки к французским кинофильмам?

Евгений Да, есть, она обычно плохая! В музыке во французском кино, после прекрасных 70-х и 80-х, когда писали такие прекрасные композиторы, как Франсуа Дерубэ (François de Roubaix), Жорж Делярю и Владимир Косма, пришла новая пора, когда продюсеры и режиссеры решили о музыке "не париться". И потеряли культуру музыки к кино, которая сейчас, буквально последние 4 - 5 лет, начинает восстанавливаться благодаря прекрасному примеру северно-европейского и американского независимого кино.

А вы вообще хоть немного ощущаете себя русским композитором?

Я ощущаю себя русским. Русским ли композитором - не знаю, потому что не знаю, что такое определение может значить сегодня.

В, скажем так, классические времена в центре внимания была фигура композитора. Актеры, танцоры, музыканты опер, балетов и спектаклей, да даже очень часто сюжеты, были вторичными. Все изменилось, когда «картинка» стала развиваться. И композиторы, по большому счету, стали лишь одним из звеньев производственной цепи. Никогда не жалели, что родились, может быть, слишком поздно?

Евгений Жалел много раз, но не из-за положения композиторов в обществе - бог с ним, с положением композиторов, а из-за того, что до боли хотелось бы пожить в каких-то определенных местах в определенные эпохи: Шанхай 20-х годов прошлого столетия, Москва середины 19-го века, Ливерпуль 60-х... Ну а пока не изобрели машину времени, побуду звеном цепи, только не производственной, а творческой, мне ведь именно из-за этого пересечения разных видов искусств так нравится работать в кино.

Возможна в ближайшем будущем какая-то технологическая революция, которая снова поставит в центр внимания потребителя звук фильма?

Евгений Я с опаской отношусь ко всем этим техническим революциям последнего времени, из-за которых поднимаются цены на билеты в кино и падает качество фильмов. Звук в кино всегда немного позади картинки. Я думаю, надо или смириться с этим или писать «чистую» музыку, независимую от изобразительного ряда.

Ну и напоследок, вы можете назвать три любимых – не ваших - саундтрека, скажем так, вещи на все времена, которые должен услышать каждый?

Евгений Vertigo Альфреда Хичкока, Once Upon a Time in America Сержио Леоне и Assassination of Jesse James by the Coward Robert Ford Эндрю Доминика.

На красной ковровой дорожке фестиваля «Короче» в 2014 году. Евгений Гальперин - третий слева.

В этом году «Короче» пройдет с 21 по 23 августа. С программой можно ознакомиться здесь.

Фото недоступно