«Дарит стиль»5 причин, почему нельзя пропустить Скриптонита на «Вагонке» в эту субботу

Фото недоступно

В Калининград с концертом приезжает казахский рэп-исполнитель, чьё имя намертво ассоциируется со словосочетанием «переворот игры», плотно вошедшим в речь молодых россиян в конце прошлого года. Скриптонит делает хип-хоп, как никто другой, и обозначает своим пришествием начало новой эпохи в жанре. «Твой Бро» попытался сформулировать, в чём сила Скриптонита и чем он резко выделяется на фоне остальных артистов.

«Танцуй сама»

Рэпер и битмейкер из Павлодара ввел в русский рэп грув, которого здесь раньше не было

Фото недоступно

Два года назад «Балтийский Бродвей» брал интервью у L’One, приехавшего в Калининград в рамках своего масштабного турне «Все или ничего», включавшего 29 российских городов. «Хотим мы этого или не хотим, неизбежно глазеем на Запад. Без этого никуда, потому что они в этом задают тенденции», - говорил тогда он. – «Жирнее у них почему-то музон выходит. Ты его включаешь и понимаешь: вот это жирно». Минувшей осенью альбом Скриптонита «Дом с нормальными явлениями» заставил немалое количество человек охнуть и подумать про себя: «Вот это жирно». 25-летний казах делает хип-хоп наотмашь, с совершенно поразительными «качем» и грувом, который буквально обволакивает слушателя и раньше на этой земле отсутствовал вовсе. Мало у какого хип-хоп исполнителя паузы, затишья и «пробуксовки» в треках значат столько же, сколько басы и сэмплы, его музыка соткана из материй, которые, казалось, были недоступны в «неритмичной стране», которые сюда просто не завезли. «Я слышу новый ритм, а не просто топот», - читал Скриптонит в удушливом, вязком психоделическом трэпе «Океан».При этом, его музыка - это не русскоязычный рэп, который достоверно имитирует англоязычный, «чёрный». Это своё, настоящее, не надуманное, очень органичное, такое, какое есть, и в этом заключается его достоверность.

«На должном»

Скриптонит дарит стиль, и это не просто строчка из песни

Фото недоступно

Когда говорят, что у рэпера «крутой звук» - подразумевают, что у него хорошие биты. Как говорится, музыка отдельно, тексты отдельно. Скриптонит же мыслит иначе, в его музыке голос – часть общего звука. «Мало кто понимает, что голос – это тот же инструмент, и что он должен быть вписан в трек», - объяснял Жалелов в передаче Funbox на канале A1. – «Даже сведение в русском рэпе другое. Голос всегда очень сухо звучит <…>, он не то, что не в треке, он где-то вообще наверху». Его подход к звукорежиссуре для русского рэпа совершенно инновационный, и, скорее всего, в ближайшие пару лет кардинально изменит то, что жанр собой представляет. В конце мая «Твой Бро» общался с судьей калининградского #dabudetbattle2 битмейкером 9P, который воодушевленно рассказывал о том, что русские рэперы наконец-то отходят от текстов и всё больше внимания уделяют флоу и тому, как оно ложится на бит; «забивают» на стихи и работают над тем, как голос взаимодействует с ритмом. «Стихи прочитывают, а рэп читают», - объяснял он. Скриптонит стоит в авангарде этих перемен и в каком-то смысле их символизирует.

«Я не улыбаюсь»

Адиль Жалелов – необыкновенно артистичный MC

Фото недоступно

Наиболее расхожее критическое мнение относительно Скриптонита заключается в том, что он «читает невнятно», глотает звуки или несет бессмыслицу. «Половина слов непонятна», - произносят в его адрес. Тем временем, Скриптонит с большим отрывом сейчас является самым оригинальным эмси, читающим рэп на русском языке. Его хаотичный, «фристайловый», лишённый чёткого нарратива рэп вряд ли назовут глубоким, но Адиль Жалелов берёт другим: на его стороне подача и харизма, и то, как он выплёвывает слова на бит своей лающей читкой, в разы важнее того, что он в своих песнях говорит. Там, где рэперы тасуют парой флоу в лучшем случае, он переключается между десятком, сменяя по три разных стиля в одной композиции. На своем альбоме «Дом с нормальными явлениями» он предстаёт одновременно очень родным и совершенно непредсказуемым, и не перестает удивлять даже спустя полгода прослушиваний.

«Сны»

Дебютный альбом рэпера «Дом с нормальными явлениями» - лучшая русскоязычная пластинка за последние пять лет, а то и больше

Фото недоступно

До выхода альбома главное лицо лейбла «Газгольдер» Василий Вакуленко описывал дебютную пластинку Скриптонита как «разрыв». Собственно, с выходом альбома разрыв и случился: с первых же звуков «Дома с нормальными явлениями» очевидно, что ничего подобного на этой местности ранее никто не делал. Музыка здесь по-настоящему «триповая», обитающая в провале между сном и реальностью. На «Доме с нормальными явлениями» выстроены в цельную картину утяжеленный гангстерский хип-хоп Западного побережья, замедленный трэп и психоделический казахский блюз. Сдобренные алкоголем и дымом биты переходят из чистого «вест коуста» в готический южный хип-хоп, а затем – в надрывные рок-баллады. Музыка мечется в алкогольно-наркотическом бреду, блюзовый госпел сменяется трэпом, будто бы сыгранном брасс-бэндом , а в финале Скриптонит выдает едва ли не собственную «А не спеть ли мне песню» («Это любовь»). Пилотный сингл «Притон» звучит как русский рок, в который ввели инъекцию соула, «Коньяк» по своему накалу напоминает саундтреки Ханса Циммера (Hans Zimmer) к фильмам Кристофера Нолана. Киноматографические ассоциации тут неспроста: несмотря на разнообразие материала, атмосфера «Дома с нормальными явлениями» совершенно незыблемая и цельная, композиции связаны воедино шипом плёнки, Скриптонит очень убедительно добивается от слушателя ощущения, будто он смотрит кино. За семь с лишним месяцев с момента своего выхода «Дом с нормальными явлениями» не приелся и не надоел, с него не слетел инновационный лоск и к нему всё так же интересно возвращаться снова и снова. Это одна из тех записей, что живут потом в сердцах долгие годы.

«Вечеринка»

Скриптонит просто дико хорош живьём

Фото недоступно

Недавнее выступление Адиля на «Вечернем Урганте» было неплохим и даже заставило говорить о смене стереотипов, связанных с русским рэпом, но представление о возможностях Скриптонита как живого артиста давало далеко не полное. Гораздо занимательней обратиться к любительским видео на другие песни. За две недели до калининградского шоу Скриптонит выступил на московском фестивале Bosco Fresh Fest, проходившем на ВДНХ, и кому-то удалось снять исполнение композиции «Стиль». Собственно, видео говорит само за себя: