Триумфаторы «Оскара»Какие фильмы, выбранные американской киноакадемией, посмотреть в Калининграде

Какие фильмы, выбранные американской киноакадемией, посмотреть в Калининграде

«Твой Бро» вместе с кинообозревателем Антоном Хоменко советует главные картины за три года

Кинематографический сезон 2021 года официально завершен — в Лос-Анджелесе в ночи на понедельник раздали «Оскары». Победу ожидаемо одержала скромная инди-драма «CODA: Ребенок глухих родителей». Картина получила статуэтки во всех трех номинациях, где была представлена: «лучший фильм», «лучший адаптированный сценарий» и «лучшая мужская роль второго плана». «Дюна» (12+) стала лидером по числу наград — 6 «Оскаров» в технических категориях. А лидер по числу номинаций снова провалился — у «Власти пса» (16+) всего одна статуэтка из 12-ти возможных. В прошлом году «Манк» (16+) Дэвида Финчера взял два «Оскара» из десяти, два года назад «Ирландец» (16+) не победил ни в одной из десяти номинаций, а «Джокер» (18+) добился успеха в двух из 11-ти, в 2019 году «Фаворитка» (18+) забрала лишь одну награду из десяти.

Сегодня расскажем о новом лучшем фильме и вспомним победителей в главной номинации последних лет.

«CODA: Ребенок глухих родителей»

Режиссер и автор сценария: Шан Хейдер. В главных ролях: Эмилия Джонс, Трой Коцур.

В начале прошлого года сразу после показа на кинофестивале Sundance Apple выкупает скромную инди-драму «CODA: Ребенок глухих родителей» за внушительную сумму 25 миллионов долларов. Это англоязычный ремейк французского фильма Эрика Лартиго «Семейство Белье» (12+). На Apple TV+ она стартовала в середине августа.

17-летняя Руби (Эмилия Джонс) — важнейший член своей семьи. Дело в том, что в отличие от родителей и старшего брата у нее нет врожденного нарушения слуха. Поэтому девочка является единственным способом общения скромного семейства рыбаков с остальным миром. Однажды Руби записывается в хор, а ее учитель, удивленный талантом, предлагает ей задуматься о музыкальном образовании и поступлении в престижный колледж. Она понимает, что предложение вроде бы заманчивое. Но как бросить семью, оказавшуюся в особенно трудной ситуации? Отец и брат Руби решили открыть собственную компанию по продаже рыбы.

В отличие от авторов оригинального фильма, съемочная команда американской версии во главе с режиссером Шан Хейдер решила задействовать в роли родителей и брата Руби неслышащих актеров Дэниела Дюрана, Троя Коцура и Марли Мэтлин — лауреата «Оскара» 1987 года за роль в «Детях тишины» (16+). А Эмили Джонс проделала огромную работу по освоению азов языка жеста. Ее уверенность и естественность сразу в двух коммуникационных системах сразу бросается в глаза и не может не вызывать восхищения.

Картина не призывает зрителя к жалости. Честно говоря, именно этого я боялся больше всего. Наоборот в экранном семействе создана атмосфера любви и веселья. Родители Руби все еще влюблены друг в друга, а старший брат старается не отличаться от других рыбаков, которые собираются в местных пабах. С самого начала фильма не покидает ощущение, что будь сама Руби глухой, получился бы портрет идеальной семьи. В одной из сцен девочка говорит об этом с матерью.

Если не обращать внимания на особенности главных героев и не попасть в плен этой режиссерской уловки, «CODA: Ребенок глухих родителей» поднимает все те же сакраментальные вопросы, что и любое культурное произведение подобного рода: взаимоотношения родителей с детьми, поисках своего пути, трудностях взросления раньше срока из-за отягчающих, скажем так, обстоятельств, поддержке, любви и взаимопонимания.

«Земля кочевников»

Режиссер и автор сценария: Хлои Чжао. В главной роли: Фрэнсис Макдорманд.

До победы на «Оскаре-2021» картина получила несколько престижных премий, в том числе Золотого льва Венецианского кинофестиваля, стала лучшей драмой на «Золотом глобусе». А Хлои Чжао на все лады пророчили «Оскар» за лучшую режиссуру. Прогнозы сбылись, и мы увидели вторую женщину-победителя в этой номинации после Кэтрин Бигелоу. В этом году Джейн Кэмпион стала третьей. Хлои Чжао всегда сама пишет сценарии к своим фильмам. «Земля кочевников» стала третьим ее произведением в полном метре. Дебютная картина «Песни, которым меня научили братья» (18+) отметилась номинацией на лучший режиссерский дебют на Каннском кинофестивале в 2015 году, а «Наездник» (16+) три года спустя победил на Gotham Awards, которая присуждается независимым картинам и является частью Independent Filmmaker Project — крупнейшего объедения независимых кинематографистов. Номинантов каждый год отбирает комитет из кинокритиков, журналистов и программных директоров фестивалей.

В прошлом году «Землю кочевников» показали сразу на трех крупных кинофестивалях. Помимо Венеции, это были Теллурид и Торонто. Фильмы, показанные на этих кинофорумах (необязательно победители) брали главную награду Американской академии несколько раз за последние 16 лет. С 2004 по 2020 годы включительно лишь трижды побеждали фильмы из программы Каннского кинофестиваля («Старикам тут не место» (16+) в 2008 году, «Артист» (12+) в 2012-м и «Паразиты» (18+) год назад), еще трижды «Оскар» брали картины, которые просто запустили в прокат без особых почестей («Властелин колец: Возвращение короля» (12+) в 2004 году, «Малышка на миллион» (12+) в 2005-м, и «Отступники» (16+) в 2007-м). Все остальные победители стартовали в Венеции, Торонто и Теллуриде.

«Земля кочевников» — классическое роад-муви. На создание фильма Хлои Чжао вдохновил нон-фикшн «Земля кочевников: выжить в Америке XXI века» (16+). Его написала журналист Джессика Брудер. Там описывается жизнь пожилых американцев, которые путешествуют по стране на фургонах, перебиваясь временными подработками. То же самое приходится делать главной героини картины Ферн. Фрэнсис Макдорманд играет женщину, которая после смерти мужа вынуждена покинуть дом. Героиня превращает фургон с ироничным названием «Авангард» в жилье на колесах и путешествует по штатам в поисках сезонной работы. В пути благодаря встречам с другими людьми, которые тоже путешествуют не от хорошей жизни, ей приходится делать немало открытий. Макдорманд — единственная профессиональная актриса в «Земле кочевников». Большая часть героев картины действительно ведет кочевой образ жизни, рассказывает реальные истории своих путешествий и остается в кадре самими собой.

«Зеленая книга»

Режиссер и автор сценария: Питер Фарелли. В главных ролях: Вигго Мортенсен, Махершала Али.

Это победитель «Оскара» в 2019 году. Мировая премьера состоялась в сентябре 2018-го на кинофестивале в Торонто, где картина забрала главный приз. В самом начале 2019-го «Зеленая книга» получила три «Золотых глобуса», став, помимо всего прочего, лучшей комедией или мюзиклом.

Американец итальянского происхождения Тони Валлелонга (Вигго Мортенсен) потерял работу. Он был вышибалой в клубе. Заведение закрыли на неопределенный срок. Тогда Тони устраивается водителем к афроамериканскому музыканту Дону Ширли (Мархешала Али), несмотря на то, что не очень любит чернокожих. Дон и его небольшая группа планируют устроить тур по южным штатам Америки. То есть там, где парню с темным цветом кожи лучше не появляться. По крайней мере, без итальянского вышибалы. Тони и Дон отправляются в долгую поездку, которая, естественно, изменит их жизнь навсегда. Иначе кино бы не получилось.

В «Зеленой книге» Питер Фарелли (он же один из авторов сценария в сотрудничестве с сыном реального Тони Валлелонги) выражает свое негативное отношение к расизму. В заголовок картины неслучайно вынесено название книги. Это путеводитель, который составил почтовый служащий Хьюго Грин специально для негров-автомобилистов, путешествовавших по разным штатам. В нем указывались отели, кафе, бары и другие заведения, обслуживавшие афроамериканцев. Путеводитель издавался с 1936 по 1966 год сначала под полным названием «Зеленая книга негритянского автомобилиста», затем под названиями «Зеленая книга чернокожих путешественников» и «Зеленая книга путешественников».

Реальный Тони Валлелонга — личность чрезвычайно интересная. Соприкосновение с искусством в лице Дона Ширли и его творчества не прошло для него без последствий. Потом он, хотя и совсем немного, реализовался как актер, поэксплуатировав свое амплуа связанного с криминалом итальянца в массовке и эпизодических ролях в «Крестном отце», «Славных парнях» и сериале «Клан Сопрано».

Родственники умершего в 2013 году Дона Ширли уже заявили о том, что фильм далек от реальности. Тони и Дон вовсе не были друзьями, а их отношения оставались строго деловыми. Отношения музыканта с семьей и другими темнокожими показаны в фильме неверно — Дон Ширли представлен трагичным и одиноким персонажем, отвергнутым всеми, кроме Тони. Даже собственной семьей. Но, по словам родственников, Ширли общался с другими темнокожими музыкантами и активистами борьбы за равные права. Марис Ширли, брат Дона, которому сейчас 85 лет, утверждает, что они всегда поддерживали связь.