«Отыграть назад», «Мальчик в полосатой пижаме» и Джейн БиркинЧто калининградцам смотреть в кино и на стримингах

Что калининградцам смотреть в кино и на стримингах

Джентльменский набор для любителей артхауса, психологических триллеров и тупых псевдоромантических картин. «Твой Бро» вместе с кинообозревателем Антоном Хоменко советует лучшие фильмы и сериалы, которые можно посмотреть онлайн и офлайн

«Джейн Б. глазами Аньес В.»

Режиссер Аньес Варда. В главной роли Джейн Биркин.

«Кино — это 24 разных образа в секунду», — говорит Аньес Варда, обращаясь к своей героине, легендарной Джейн Биркин. Про многих людей снимали фильмы при их жизни. Мы об этом не задумываемся, но таких примеров масса. Но если ты легенда, кино про тебя снимет только легендарный режиссер, потому что только он (или, как в данном случае, она) поймет тебя с полуслова и сможет написать достоверный портрет. «Джейн Б. глазами Аньес В.» именно портрет. И большая удача, что мы с вами сегодня можем увидеть его оригинал. Строго говоря, это не совсем оригинал, потому что картину 1987 года отреставрировали в 2014-м, но кого это волнует.

Аньес Варда ласково называли «бабушкой новой волны». Ее не стало три года назад. За свою долгую жизнь она сняла по сегодняшним меркам не так уж много художественных фильмов и все они мало известны массовому зрителю. Возможно, кто-то знает «Без крыши, вне закона». И то только потому, что картина стала обладателем венецианского «Золотого льва». Это единственная крупная соревновательная награда режиссера. Есть еще почетная каннская «Золотая пальмовая ветвь» и почетный «Оскар», полученный из рук Анджелины Джоли. Но сама Варда совершенно справедливо назвала его «Оскаром» для бедных».

Про Джейн Биркин знают (или хотя бы слышали) более или менее все. В первую очередь ее имя ассоциируется со знаменитой сумкой, созданной Hermès в середине 1980-х. Во вторую — с песней Сержа Генсбура Je t’aime… moi non plus. С ним Биркин долгие годы связывали нежные творческо-романтичные отношения. Появляется он и в «Джейн Б. глазами Аньес В.». Как можно написать портрет героини в отрыве от тех, кто ее, без преувеличения, создал? В 1987 году Аньес Варда сняла сразу два фильма, где Джейн Биркин сыграла главную роль. Сначала появился «Мастер кунг-фу» — рассказ матери-одиночки, которая влюбилась в друга своей старшей дочери. А потом уже вышел «Джейн Б. глазами Аньес В.», где Биркин примерят на себя разные роли и образы, а Варда делает все, чтобы достоверно передать настроение и чувства по натуре своей стеснительной, скованной и неуверенной героини.

В результате получилась настоящая магия. Это не документальный фильм. Его жанр заявлен как «биографическое фэнтази» — героиня перевоплощается в разных персонажей, но в центре внимания все равно остается ее собственная талантливая персона. Если хотите, «Джейн Б. глазами Аньес В.» — это своего рода 3D из 1980-х, своеобразно раскрывающее Биркин со всех сторон как в прямом, так и в переносном смысле. Красной нитью через всю картину проходит мысль о том, что в любой момент и в любом возрасте жизнь только начинается. Главное лишь, найдя новую себя, не бояться, что где-то свернешь не туда. Мысль кажется очень правильной, ведь на момент выхода фильма Джейн Биркин было всего 40 лет.

«Мальчик в полосатой пижаме»

Режиссер Марк Херман. В главных ролях: Эйса Баттерфилд, Джек Скэнлон, Вера Фармига.

Недавно обсуждали с друзьями фильм «Мальчик в полосатой пижаме». Уж и не помню, в каком контексте шел разговор, что мы до этого опустились. Знаю, что эта картина собрала множество положительных отзывов. Она снят по одноименному роману ирландца Джона Бойна. Книгу я не читал, а фильм смотрел, поведясь на те самые многочисленные восторженные отзывы и высокие оценки (8,2 КиноПоиск и 7,8 IMDb). И мне очень интересно, кто эти люди, которые такие оценки ставили. И особенно сравнивали фильм со «Списком Шиндлера» или «Пианистом».

События, как вы знаете, развиваются во время Второй Мировой войны. Не буду вдаваться в детали сюжета. В центре находится восьмилетний мальчик Бруно (Эндер из «Войны Эндера»), который переезжает с родителями (Римусом Люпином из «Гарри Поттеров» и Верой Фармигой) и старшей сестрой из Берлина в красивый дом в живописном месте. Там рядом находится концлагерь, который Бруно видит из окна и считает, что это какая-то ферма. Собственно, его отец там служит. Причем, занимает высокий пост, потому что он высокопоставленный нацистский чиновник.

Мальчик задает много вопросов об этой «ферме», но родители предпочитают уходить от прямых ответов и запрещают не только ходить в ту сторону, но даже смотреть. Для чего забивают окно в его комнате досками. Повествование слабо построено на том, что репетитор прививает детям (Бруно и его сестре Гретель) идеи нацизма и антисемитскую позицию. Девочка совершенно очарована этой идеологией, а мальчик — нет, потому что он тупой и не может понять ровным счетом ничего. Их мать против такого подхода к урокам новейшей истории, но другой школьной программы не существует, поэтому ничего сделать она не может. Учитывая, что ее муж — не последний человек в Третьем Рейхе.

Естественно, что однажды любопытство побеждает, и Бруно приходит к забору «фермы», прямо за которым встречает своего ровесника по имени Шмуль — довольно упитанного для заключенного концлагеря мальчика. Фильм позиционируется как история дружбы двух детей из, мягко говоря, разных социальных слоев. Но такой дружбы (мальчика из богатой нацистской семьи и заключенного концлагеря) не могло существовать в принципе — детей по прибытии новой партии заключенных сразу же безо всяких церемоний отправляли в газовую камеру. Но оставим эти мелочи знатокам. Ведь «Мальчик в полосатой пижаме», прежде всего, трогательная история, предназначенная для того, чтобы не особо умный зритель умилялся и ставил высокие оценки.

Создатели картины как-то совершенно упустили момент, когда эти мальчики подружились. Допустим, что они действительно смогли встретиться и познакомиться. Но как они подружились? Особенно, после того, как Бруно без колебаний сдал Шмуля адъютанту своего отца — молодому и жестокому по отношению ко всем евреям лейтенанту Кеттлеру. В конце оба парня, конечно, погибли. Причем, способом таким же нелепым, как и вся история.

«Отыграть назад»

Режиссер: Сюзанна Бир. В главных ролях: Николь Кидман, Хью Грант

Сериал привлекает, прежде всего, фигурой Сюзанны Бир. Это режиссер, которая открыла миру Мадса Миккельсена, потом получила «Оскар» за лучший иностранный фильм и в последние годы реализовала пару популярных проектов, вроде «Птичьего короба» для Netflix и мини-сериала «Ночной администратор» с Хью Лори и Томом Хиддлстоном.

До самого конца «Отыграть назад» изображает из себя детектив, нагнетая напряжение и разочаровывая финалом тех, кто на это повелся. Действительно, где это видано, чтобы главный подозреваемый оказался убийцей? Патриция Хайсмит и Артур Конан Дойль нас к этому не готовили. Но нет — это не детектив.

Это история женщины (совсем не случайно психолога по сюжету), которая 15 лет жила с психопатом и не замечала этого. Потому что в отношениях с ней он был любящим самим собой. А «другим собой» — в абьюзивных отношениях с другими. Правда, непонятно, кто кого там абьюзил. А когда другие отношения (скорее всего, не первые) трагически прервались, «другой он» никуда не делся. Только теперь стал угрозой для своей семьи. Ты должна была знать!

Финал вполне счастливый. Грейс вовремя все понимает и рушит тщательную стратегию защиты своего мужа, лишь номинально предложив себя свидетелем защиты. «Я все вижу, и я все решу», — говорит она отцу накануне последнего судебного заседания. И действительно решает, весьма оригинально прерывая токсичные отношения. Правда, ей, в отличие от других сильных женщин, решившихся на такой шаг, нечего бояться — брошеный муж не будет преследовать ее. Это сложно сделать с электрического стула или находясь в пожизненном заключении.

Очень рад за Хью Гранта. К 60-ти годам он стал, наконец, актером, способным на характерные роли, а не на шаблонное изображение карикатурных персонажей. И очень интересно понаблюдать за дальнейшей карьерой Ноа Джупа, который начал свой путь в кино с «Аббатста Даунтон», продолжил у Сюзанны Бир («Отыграть назад» их вторая совместная работа) и стал звездой у Джона Красински.