5 главных фильмов 2017-гоЧто стоит посмотреть, прежде чем окончательно проводить год

Что стоит посмотреть, прежде чем окончательно проводить год

С Новым годом! Теперь и по старому календарю он полноправно вступил в свои владения. А нам снова остаётся утопать в кресле и мотать фильмы – почему бы нет? Воскресенье, в конце-то концов! Если все традиционные новогодние киноленты вы уже успели пересмотреть ранее, то предлагаем вам вместе с Антоном Хоменко и журналом «Королевские ворота» вспомнить пять достойных картин 2017-го. Приятного просмотра!

Правила моего выбора простые. Объективности ради, это картины, вышедшие в мировой прокат после Оскара-2017 и уже показанные в российских кинотеатрах. Тот же «Ла-Ла Ленд» технически вышел в России в 2017 году, но вряд ли он до сих пор кому-то интересен. Нельзя было не учесть уровень ожидания, положительные отзывы критиков и кассовые сборы. Из пяти фильмов только два не занимали первое место по итогам премьерного уик-энда. Так бывает. Иногда зрители делают странный выбор. Самый яркий пример этого года — сказка «Последний богатырь», которая стала самой кассовой в истории российского кинематографа к удивлению даже ее создателей.

«мама!» (США)

Режиссер: Даррен Аронофски
В ролях: Дженнифер Лоуренс, Хавьер Бардем, Эд Харрис, Мишель Пфайффер
Премьера в России: 5 сентября 2017 года

«мама!» Даррена Аронофски — самый скандальный фильм Венецианского фестиваля этого года. Главные роли в этой черной комедии исполнили моя любимая Дженнифер Лоуренс и Хавьер Бардем. Режиссер настаивает, что его картина называется «мама!» — именно со строчной буквы.

Аронофски не в первый раз эпатирует Венецию. Его «Фонтан» в 2006 году был освистан, но это не помешало получить картине номинацию на «Золотого льва». Спустя два года «Рестлер» забрал главную награду, а в 2010-м «Черный лебедь» открывал фестиваль, а потом получил «Оскар». Поэтому «мама!» изначально была самой ожидаемой лентой в конкурсной программе Венеции.

Главных героев фильма зовут Вероника и Альфред. Их играют как раз Лоуренс и Бардем. Вероника находится в положении, что и объясняет название картины. Она занимается домашним хозяйством, а ее муж, прославленный писатель, страдает от затянувшегося творческого застоя.

Однажды уединение пары прерывается прибытием незнакомцев. Сначала появляется мужчина (Эд Харрис, которому блестяще удаются роли подонков), затем — его жена (Мишель Пфайффер), хрупкая, высокомерная, бесконечно курящая алкоголичка. С этого момента все становится отвратительным.

Сценарий Аронофски написал за пять дней, хотя обычно на это у него уходит пять-десять лет. Первой его прочла подруга режиссера Дженнифер Лоуренс, пришла в восторг и сразу же согласилась сыграть совершенно непривычную для себя роль женщины не сильной и независимой, а совсем наоборот.

«Дюнкерк» (Великобритания, Нидерланды, Франция, США)

Режиссер: Кристофер Нолан
В ролях: Финн Уайтхед, Том Глинн-Карни, Джек Лауден
Премьера в России: 20 июля 2017 года

«Дюнкерк» называли самым ожидаемым фильмом этого года. Правда, потом выяснилось, что ждать было особо нечего. Это первая картина Кристофера Нолана, снятая на основе реальных событий, а не по оригинальному сценарию или комиксам.

Победа нацистов все ближе, поэтому лондонское командование приказывает переправить с материка на родину британский экспедиционный корпус, присланный для поддержки Франции. Оставшиеся в живых солдаты собираются на пляже в Дюнкерке, где их обстреливают и бомбят немецкие самолеты. Присланные для эвакуации большие корабли тоже оказываются отличными мишенями, и британцы решают вывозить солдат на маленьких гражданских судах, на которые немцам жалко тратить снаряды.

 

Кристофер Нолан смотрит на войну без кровопролития, без Черчилля, без немцев (если не считать истребители с анонимными пилотами) и других, казалось бы, обязательных элементов военной драмы. Нолан придумал «Дюнкерк» почти двадцать пять лет назад. Он собственноручно (без обычного соавтора — брата Джонатана) написал сценарий, но лишь сейчас, став одним из самых высокооплачиваемых режиссеров мира, получил возможность его поставить.

Поклонники режиссера привыкли к тому, что он обычно предлагает зрителю так называемый умный фильм, копаться в подтекстах которого особенно любят киноманы. Здесь же мы имеем дело с абсолютно прозрачной идеей. «Дюнкерк» — кино про ужасы войны. 100 минут в настоящей мясорубке, не заставляющей думать о том, что хотел сказать режиссер. Вы будете мечтать, чтобы это кино поскорее закончилось.

«Логан» (США)

Режиссер: Джеймс Мэнголд
В ролях: Хью Джекман, Патрик Стюарт, Дафни Кин
Премьера в России: 2 марта 2017 года

Мировая премьера «Логана» состоялась на Берлинском кинофестивале. Обещали, что это последний фильм про Россомаху. Скорее всего, так и есть, потому что герой Хью Джекмана в финале погиб.

Сюжет развивается в недалеком будущем, где мутантов практически не осталось. Профессор Ксавье (Патрик Стюарт), которого держат на наркотиках, чтобы подавить его силу, Логан (Хью Джекман) и альбинос Калибан (Стивен Мерчант) живут изгоями где-то рядом с мексиканской границей. Никто не строит никаких планов и не расположен помогать другим. Но фильмов о том, что ничего не происходит, не бывает. Однажды на Логана сваливается девочка (Дафни Кин), у которой тоже есть когти.

«Логан» — история супергероя, который больше не хочет никого спасать. Это кино, которое подводит итог под умирающим жанром супергероики. И вызывает ощущение, что множество киновселенных совсем скоро превратятся в черные дыры… Только песня Джонни Кэша останется навсегда.

«Бегущий по лезвию 2049» (США, Великобритания, Венгрия, Канада)

Режиссер: Дени Вильнев
В ролях: Райан Гослинг, Харрисон Форд, Ана де Армас
Премьера в России: 5 октября 2017 года

«Бегущий по лезвию 2049» — документальный фильм о том, как постаревший Харрисон Форд доказывает, что Райан Гослинг репликант.

Фильм канадского постановщика Дени Вильнева не раздвигает границы жанра, как это в 1982 году сделала картина Ридли Скотта, но устраивает пугающее погружение в мир возможного будущего. Вильнев развивает футуристические идеи, заявленные в предыдущей ленте, и предлагает новые образы и подходы к уже известному материалу.

Сравнения с оригиналом напрашиваются, но и тут все зависит от зрителя. Определяющий фактор, вероятно, — в каком возрасте вы смотрели фильм Ридли Скотта и умеете ли понимать мир через его вселенную. Фанатов может как разозлить мегаломания Вильнева и Гослинг вместо Форда, так и обрадовать, что Вильнев снимает с оглядкой на оригинал, но все же самостоятельный фильм. Скептики решат, что один старый переоцененный фильм решили обновить до современного и тоже переоцененного фильма. Другими словами, если вы не смотрели «Бегущий по лезвию» 1982 года, то смотреть его для восприятия условного сиквела вовсе необязательно и даже нежелательно.

«Аритмия» (Россия)

Режиссер: Борис Хлебников
В ролях: Александр Яценко, Ирина Горбачева
Премьера в России: 12 октября 2017 года

Возможно, на этом месте должна была быть «Нелюбовь» Андрея Звягинцева, но в связи с тем, что она номинирована на «Золотой глобус» и вошла в шорт-лист «Оскара», вы про нее еще много раз услышите, а про «Аритмию» вряд ли вспомните. И совершенно напрасно.

Мировая премьера картины состоялась в конце июня в Карловых Варах, где Александру Яценко досталась награда за лучшую мужскую роль первого плана. В ограниченный прокат «Аритмия» вышла еще в сентябре. Это сделали для того, чтобы картина смогла претендовать на выдвижение на «Оскар». По правилам Американской киноакадемии, попасть в номинацию «Лучший фильм на иностранном языке» могут фильмы, показанные в кинотеатрах до 1 октября.

 

«Аритмию» можно считать самым зрелым фильмом не только Бориса Хлебникова, но и всего российского кинематографа последних лет. Это кино про взрослых людей. Главные герои — врач скорой помощи Олег (Александр Яценко) и его жена Катя (Ирина Горбачева), врач приемного отделения. Им по тридцать с небольшим, они живут в однокомнатной квартире на окраине российского провинциального города. Почти в самом начале фильма Катя говорит Олегу, что хочет развестись. Он, кажется, ей не верит, но переселяется на матрас на кухню.

«Аритмия» изначально задумывалась как романтическая комедия. Чуть позже эта задумка сильно изменилась. Как только стало ясно, что герои - медики, градус романтизма и комедийности понизился почти до нуля, а на первый план вышла социальная тема. Персонажи Яценко и Горбачевой воспринимаются обычными людьми из повседневной жизни с массой хорошо знакомых проблем, и вместе с тем, личностями, проявляющими упорство вопреки обстоятельствам.

Текст: Антон Хоменко