От «Зловещих мертвецов» до «Сияния»Выбираем ремейки культовых ужастиков к Хэллоуину

Выбираем ремейки культовых ужастиков к Хэллоуину

Накануне Хэллоуина «Твой Бро» решил вспомнить классические фильмы ужасов, сформировавшие каноны жанра в последующие 50 лет

70-80-е годы — золотой век хорроров в Америке, и многие фильмы, родившиеся в то время, стали обрастать многочисленными продолжениями, постепенно превращаясь в «мыльные сериалы». Сегодня появилась мода переосмыслять старые культовые картины. Большая часть таких переделок заканчивается художественной и коммерческой неудачей, но есть и представители, достойные своих предшественников. Мы решили убить двух зайцев: пройтись по интересным ремейкам нового века и вспомнить старую добрую классику, которая для зрелого поколения и фанатов жанра станет приятной ностальгией, а для более молодого – полезной рекомендацией.

«Хэллоуин» 1978 и 2018 годов

Режиссер первой версии — Джон Карпентер, а современной — Дэвид Гордон Грин

Начнём с фильма, являющегося символом того самого праздника, в честь которого мы пересматриваем классику. Справедливости ради отметим, что «Хэллоуин» Гордона Грина – это не ремейк, а сиквел, то есть прямое продолжение первого фильма, и между событиями в двух фильмах проходит примерно столько же времени, сколько и в реальности.

Здесь играет Джейми Ли Кёртис, которая в оригинальном фильме была главной героиней, сестрой Майкла Майерса (она вообще успела сыграть аж в пяти фильмах этой франшизы). Сам маэстро Карпентер, создатель культового фильма о маньяке в маске, приложил руку к этому сиквелу, став одним из исполнительных продюсеров.

Картина обладает рядом недостатков и логических неточностей, но всё же она пытается воспроизвести старый добрый дух Хэллоуина. А это, безусловно, атмосфера, которую он вызывает: зловещая мелодия, знаменитая маска, неуязвимость главного убийцы и некая беспомощность социума в борьбе с ним.

Фанаты франшизы этот фильм посмотрели и составили своё мнение, а те, кто ещё не успел, вполне могут позволить себе посвятить вечер Хэллоуина сравнению двух картин.

«Последний дом слева» 1972 и 2009 годов

Режиссер первой версии — Уэс Крэйвен, а более современной — Дэннис Илиадис

Уэс Крэйвен – легенда фильмов ужасов, подаривший нам множество ярких маньяков и убийц. Но задолго до появления на экранах Фредди Крюгера и Крика он снял жестокий и реалистичный фильм «Последний дом слева» о жуткой расправе беглых преступников над двумя девушками.

Над новым фильмом Крэйвен также поработал как сценарист и продюсер, возможно, в том числе и это сыграло в плюс качеству картины. И, если смотреть её впервые, без оглядки на первоисточник, вы получите нарастающее напряжение и искреннее удивление происходящему на экране безумию. В фильме обыгрывается тема справедливой мести (как, например, в более известном хорроре «Я плюю на ваши могилы»), но вместе с тем поднимается тема семейных ценностей и вопрос ответственности за свои поступки.

Надо отметить, что новый фильм по драматичности не уступает старому, а это не всегда сопутствует не то чтобы ремейкам, но и в целом современным фильмам ужасов. Кроме того, его можно принять как руководство к действию при нападении на ваш дом группы неадекватных бывших заключенных, но будем надеяться, похожей ситуации в вашей жизни не случится.

«Зловещие мертвецы» 1981 и 2013 годов

Режиссер первой версии — Сэм Рейми, а современной — Федерико Альварес

С каноническим сюжетом о том, как группа молодых людей находит в заброшенной лесной хижине древнюю магическую книгу и случайно пробуждает спящее зло, знакомы многие. Фильм Сэма Рэйми стал культовым благодаря не столько сюжету, сколько атмосфере, самоиронии и безудержному трэшу, царящему во всей трилогии.

Первый фильм был малобюджетным, и поэтому режиссер практически все эффекты и декорации создавал из «подручных средств». Например, фильм снимался в реальной заброшенной хижине в лесу (аутентично, не правда ли?). А вот современному режиссеру Федерико Альваресу очень повезло – для полнометражного дебюта ему выделили деньги и предоставили полную свободу творчества. При этом он, как истинный фанат «Зловещих мертвецов», решил придерживаться старой техники спецэффектов и антуража, подразумевающей создание нарастающего ужаса динамикой съёмки и необычными ракурсами.

Конечно, здесь уже не будет знаменитого Брюса Кэмпбелла в роли Эша, но будут по-настоящему зловещие мертвецы в настоящем лесу и с настоящим безумием вокруг.

«Техасская резня бензопилой» 1974 и 2003 годов

Режиссер первой версии — Тоуб Хупер, а более современной — Маркус Ниспел

Как и другие сверхуспешные слэшеры того времени, этот породил целый ряд сиквелов, уступающих оригиналу, а уже в 2000-х жуткая история про маньяка с бензопилой обрела перезапуск, спровоцировавший создание новых продолжений. «Техасская резня бензопилой» Маркуса Ниспела – качественный ремейк со своим авторским подходом и современными методами съёмки. Остальные фильмы, вышедшие позже («Начало»; «3D»; «Кожаное лицо»), с каждым разом скатывались всё ниже и уже не представляли из себя чего-то большего, чем клишированное использование знаменитого образа.

Конечно, история цепляет тем, что в её основу положен реальный маньяк и психопат – Эд Гин. В Америке его имя известно, как у нас, например, Чикатило. Страшный и мрачный фильм, пугающий не количеством изощренных убийств, а постепенно нарастающим ощущением ужаса и безысходности (хотя отчасти это создается и за счет натуралистичного изображения убийств). Редкий случай, когда ремейк по накалу страстей и атмосфере не уступает оригиналу, но лучше их вообще не сравнивать – фильмы принципиально разные, и каждый достоин просмотра.

«Суспирия» 1977 и 2018 годов

Режиссер первой версии — Дарио Ардженто, а современной — Луки Гуаданьино

Итальянские фильмы от итальянских режиссеров с временной разницей в два поколения. И тот и другой – по-своему шедевры, но однозначно – на любителя.

Сюжет начинается одинаково: юная танцовщица приезжает в Германию в балетную академию… А дальше происходит нечто зловещее и странное, чего нет смысла передавать вербально. Всё будет передано посредством танцев, музыки и костюмов, коих предостаточно в обоих фильмах.

В оригинальной картине была использована музыка рок-группы Goblin, режиссёр включал её на полную мощность даже в процессе репетиций. Фильм Гуаданьино – это одновременно дань уважения классику и переосмысление темы. Главную роль в нём сыграла Дакота Джонсон, а второстепенную – Тильда Суинтон. Визуально фильм выполнен очень эстетично, в нём грациозно сочетаются прекрасное и отвратительное, высокое и низменное. Картину даже ругали за излишнюю претенциозность. Но таково оно – лицо итальянского авангардного искусства, где внутри прекрасных танцев может таиться и вырываться наружу загадочное зло, демонстрируя при этом философскую интерпретацию сказочных архетипов.

«Нечто» 1982 и 2011 годов

Режиссер первой версии — Джон Карпентер, а более современной — Маттис ван Хениген

Знатокам известно, что и легендарный фильм Джона Карпентера «Нечто» является ремейком более ранней адаптации рассказа Джона В. Кэмпбелла – фильма «Нечто из другого мира» Ховарда Хоукса 1952 года. Так что данный сюжет проходит практически через столетие. Теперь, когда жанр научной фантастики переживает очередной расцвет, а технологии всё больше устремляются в космос, было решено снять новый фильм о трансформациях инопланетной твари.

Возможно, этот фильм удачнее смотрелся бы, будь он независимой картиной, чем находясь в рамках ремейка (и отчасти предыстории) оригинального фильма. Хотя и ремейк режиссер Хениген сделал с уважением к оригиналу, а потому он заслуживает внимания.

Сама логика развития сюжета осталась прежней: злобное инопланетное создание, спокойно спавшее внутри арктических ледников, было разморожено, вследствие чего у группы оторванных от цивилизации учёных начинаются проблемы с выживанием... Загвоздка ещё и в том, что существо способно принимать любую форму а, следовательно, оставаться неопознанным. Фильму Хенигена удается пугать и интриговать, несмотря на то, что он обречён сохранять репутацию ремейка.

«Сияние» 1980 года и «Доктор Сон» 2019 года

Режиссер первой версии — Стэнли Кубрик, а более современной — Майк Флэнеган

Вновь отступая от правил (этот фильм, опять же, является сиквелом), мы не можем не вспомнить великого и ужасного Стэнли Кубрика. «Доктор Сон» – это продолжение «Сияния», снятое, соответственно, по книге-продолжению Стивена Кинга. В центре сюжета сын главного героя Дэнни Торанс, обладающий даром сияния.

Кроме образов, пугавших нас в оригинальном фильме, появляются новые персонажи, своеобразные посредники между миром людей и духов, которые охотятся на «сияющих» детей. Надо сказать, что фильм более прямолинейный и упрощённый по сравнению с творением Кубрика, но в нем есть хорошо прописанная сюжетная линия, удерживающая интерес зрителя на протяжении двух с половиной часов и приводящая к ожидаемой кульминации. Большая заслуга в этом и колоритных актеров: Юэн Макгрегор в роли повзрослевшего Дэнни и Ребекка Фергюсон в роли лидера демонов.

Для тех, кто любит копаться в интересных деталях и отсылках к первоисточнику, это богатая почва. Возможно, «Доктор сон» теряет в злой таинственности и сумасшествии «Сияния», но зато он доступно иллюстрирует некоторый потаённый смысл кинговского романа.

Счастливого Хэллоуина!