Парящая рыбина, непредсказуемость и немного магииКак в Калининграде прошло шоу всемирно известного клоуна Хоуш-Ма-Хоуша

Фото недоступно

Один из главных сюрпризов, которые готовил для искушённого калининградского зрителя XV Фестиваль «Балтийские сезоны», — выступление ведущего артиста всемирно известного ревю-театра «Лидо» в Париже, обладателя международных премий комика Housch-Ma-Housch. Его шоу проходило на сцене Музыкального театра, и «Твой Бро», уж столько лет встречая клоунов разве что в повседневной жизни, с любопытством ждал момента увидеть знаменитого профессионала в деле

Семён Шустер, уроженец Украины, выпустился в 1992 году ковёрным клоуном из Киевского эстрадно-циркового училища. Через 4 года с этого момента началась его сольная карьера, в нулевых случился переезд в Германию, затем — череда побед в различных международных фестивалях. Сама принцесса Монако Стефания лично награждала Хоуш-Ма-Хоуша «Бронзовым клоуном» на 33-м Международном цирковом фестивале в Монте-Карло. Заочное знакомство с артистом через подобные биографические факты сулило занятный вечер.

Итак, нарядные гости в предвкушении, свет гаснет, представление начинается...

С первыми минутами сцена превращается в парижскую комнатушку с позолоченным граммофоном, столом, заставленным различными предметами, свисающей с потолка лампадой. По волнам такой французско-артхаусной музыки по воздуху на сцену выплывает большая надувная рыба. В приглушённом свете и дыму, который дети с первых рядов пытаются пощупать ладошками, она смотрится волшебно и вот уже так же плавно направляется в зал, запрокидывая головы зрителей и приковывая к себе зачарованные взгляды. Рыба медленно парит над головами, приближаясь так близко, что её, при желании, если встать, можно достать рукой. Завершая свой эффектный заплыв, рыбина скрывается за кулисой. Внимание переключается на стол.

Фото недоступно

Старая книга, лежащая на столе, вдруг сама по себе открывается, с ней расправляется перо, начинающее что-то спешно строчить. Что именно — можно увидеть на экране, где с каждым движением пера появляется новый контур. Наступает время мультиков: на экране вырисовывается образ клоуна, который очень хочет выбраться на сцену, но никак не может. Коварное перо рисует двери, которые ведут в никуда.  

Зритель нетерпеливо ждёт, ну когда же, когда же закончится это издевательство над артистом, и он сможет начать своё шоу.

И вот, наконец-то, одна из дверей на экране позволяет распахнуться двери на сцене.

Клоун Хоуш-Ма-Хоуш предстаёт на сцене в элегантном чёрно-белом костюме. У него нет красного носа и пёстрых широких штанов на подтяжках. В гриме, туфлях с длинными носами, цилиндре, он делает ставку на мимику, движение на сцене и начинает выступление с наивного юмора, который вызывает смех у детишек, а у взрослых – скорее, желание перемотать: да зажги же ты уже эту лампаду! Клоун немногословен, чаще всего со сцены в этот вечер будут звучать междометия и слово «Капут», которое артист сможет подобрать к ситуациям в каждом его мини-выступлении.

Важной частью выступления является взаимодействие со зрителем. Клоун держит связь на протяжении всего времени — почти полутора часов своего выступления: сперва разогревает аудиторию игрой в звуки, затем несколько раз пытается ставить смельчаков из зала в неудобное положение прямо на сцене, находит любимчиков представления в первых рядах, чтобы раз двадцать ситуативно заострить на них внимание мимикой и шутками, и, наконец, сам выходит в зал, имитируя попытки «укротить» свой «оживший» реквизит: чью-то оторванную кисть руки, судорожно выхватывающую сумочки гостей и позволяющую себе нахально вытаскивать из них телефоны, чтобы сделать селфи, и хорька, которого, по неосторожности чудоковатого хозяина, хорошенечко тюкнет током.

Фото недоступно

В рукаве у Хоуша-Ма-Хоуша много козырей, он абсолютно непредсказуем: то из его чемоданчика появляется огромная двухметровая рука, то он выдаёт битбокс, то играет со звуками на скотче, который превращает его периодически возникающего напарника в огромный клубок. Иногда и вовсе «жжёт» под «Song №2» Blur и истерически смеётся, надышавшись белого порошка, который выбрасывается в воздух вместе со взрывом воздушного шара. Клоуны, в первую очередь, ассоциируются с юмором для детей (они тоже присутствуют в зале, но шутки с белым порошком им, к счастью, ещё не понятны), но Хоуш-Ма-Хоуш работает, скорее, на взрослого зрителя, не забывая, тем не менее, развлекать тех, то помладше, зрелищностью и движениями.

Представление завершается на сетиментальных нотах, снова отсылая нас к романтике винтажной, держащейся на добром слове, улыбке прохожего и безобидной шутке клоуна французской камерной сцене. Вновь выплывает надувная рыбина, Хоуш-Ма-Хоуш целует её в нос, как собственный талисман, вновь из книги возникает перо и начинает что-то строчить. Клоун читает послание на полностью чистом листе,  и из всего бурчания можно понять только «спасибо», затем переворачивает и читает снова, ищет слова на гранях листа и останавливается, вопросительно глядя в зал. Догадливый зритель кидает варианты слов, которые он хочет им сказать: «капут!», «пока!», снова «спасибо!». Артист поднимает палец и выразительно произносит «Chao!». Звучит «Strangers in the night» Френка Синатры, клоун удаляется.

Фото: Денис Тихомиров