История мужчины средних лет«Балтийские сезоны» завершились спектаклем от МХТ им. Чехова

«Балтийские сезоны» завершились спектаклем от МХТ им. Чехова

«Твой Бро» побывал на всех событиях фестиваля и, конечно, не мог пропустить закрытие. Делимся впечатлениями о постановке «Дом»18+ по пьесе Евгения Гришковца и Анны Матисон

Последним участником «Балтийских сезонов-2020» стал Московский художественный театр им. А.П. Чехова. Он привёз в Калининград спектакль «Дом» режиссёра Сергея Пускепалиса, главную роль в котором сыграл ректор Школы-студии МХАТ Игорь Золотовицкий.

На закрытие фестиваля приехал его художественный руководитель и генеральный продюсер Давид Смелянский. Он признал, что 17-й сезон стал особенно трудным.

— Работать в условиях ограничений очень сложно. В сцене любви не может быть дистанции 1,5 метра, а заполняемость зала 25% — просто смешно. Чтобы продолжать этим заниматься, нужно очень любить театр, — поделился Смелянский.

Из-за ситуации с ковидом в этом году пришлось отменить программу «Будущее театра. Плоды просвещения», в которой обычно выступают студенческие коллективы. Но, несмотря на все ограничения, за последний месяц в Калининград смогли приехать Центр драматургии и режиссуры, Театр Комиссаржевской, «Современник» и МХТ им. А.П. Чехова. Последний, кажется, успел особенно полюбиться зрителям: перед показом «Дома» у дверей театра даже выстраивается очередь.

Спектакль начинается с небольшой сцены в духе чеховского «Вишневого сада»: герои одеты в костюмы 19-20 веков, а диалоги про грушевое варенье словно взяты из пьесы классика. Но через несколько минут мы переносимся в настоящее, к героям, похожим на нас, с теми же проблемами. Хотя спектакль описывается как «история мужчины средних лет», его тематика находит отклик не только у тех, кому за... Весь зал, включая молодую аудиторию, аплодирует после каждой сцены, не переставая смеётся над шутками и узнаёт себя в бытовых моментах: от обсуждения проблем с ЖКХ до споров со второй половинкой.

По сюжету главный герой Игорь, увидев небольшой частный дом, начинает мечтать о его покупке. Остаётся только одна проблема: денег на приобретение у героя-врача нет. Но поднять тему низких зарплат медиков всё-таки не было главной целью автора. По словам исполнителя роли Игоря Золотовицкого, эта пьеса вовсе не об улучшении жилищных условий.

— «Дом» — не про здание, а про нашу жизнь, про то, что нас окружает и как мы к этому относимся. Гришковец показывает бытовые проблемы, но через них говорит об очень важных вещах: о предательстве, дружбе, надёжности, — рассказал Золотовицкий.

Помимо отношений главного героя с женой и дочерью, в центре внимания его общение с друзьями. Из-за этого сложно избавиться от ощущения схожести с фильмом Квартета И «О чём говорят мужчины». Сам Гришковец это сравнение очень не любит (он даже называл участников Квартета «идеологическими врагами»), но зрители всё равно видят сходство и обсуждают это, стоя после спектакля в длинной очереди в гардероб.

Отдельно хочется отметить актёрскую игру — хотя даже сложно это так назвать: нет ни малейшего ощущения, что актёры играют. Кажется, что они показывают самих себя и по-настоящему живут своими ролями. А диалоги звучат настолько естественно, словно рождаются спонтанно, а не написаны Гришковцом.

Когда актёры выходят на поклон, аплодисменты не стихают несколько минут. Игорь Золотовицкий благодарит зрителей, называя их настоящими героями, и завершает двухчасовую комедию ещё одной шуткой.

— Природа театра не соответствует природе Роспотребнадзора: театр требует много зрителей, а Роспотребнадзор — мало, — говорит он, и зал снова смеётся и хлопает.

Все изображённые напитки являются безалкогольными.

Фото: Стас Ломакин