Не «Битва экстрасенсов», не экскурсия и даже не гей-парадКак калининградцы слушали город с французом Жилем Малатрэ

Как калининградцы слушали город с французом Жилем Малатрэ

6 июня стартовал международный фестиваль экспериментальной музыки и саунд-арта. Один из приглашённых его гостей, французский саунд-художник Жиль Малатрэ, отправился вместе с калининградцами на звуковую прогулку с сумкой, наполненной стетоскопами. Для чего они понадобились, и как вообще всё происходило, — рассказываем ниже

— Ребята, а вы из какой передачи?

Если бы мы сами знали. Со стороны мы и вправду походили не то на туристов, не то на безмолвно митингующую колонну. Ожидая от Жиля Малатрэ и от самих себя сами не зная, чего именно, мы медленно двигались вверх от Московского проспекта от одного «места слушанья» к другому.

Прежде чем Жиль повёл нас слушать пейзажи, кратко поведал историю появления таких прогулок. Появились soundwalks в 70-80-x годах XX века, они позволяют осознать звуковую среду мест и по-новому прочесть городские ланшафты. Саунд-художник упомянул звуковых экологов, которые учили мир слушать тишину и шумы, не ограничиваясь общепринятой тональной системой. Один из них сказал: «Если вас смущает какой-то звук, его нужно просто послушать».

«Теперь я замолчу, и что самое сложное — вам тоже нужно будет молчать. А это даётся не многим».

Маршрут Жиль Малатрэ готовил заранее и прежде чем провести по нему нас, дважды прошёлся сам, чтобы не потеряться. При выборе мест он руководствовался их атмосферой и аудио-визуальными аспектами — чтобы нравилось не только ушам, но и глазам. Мы останавливались во дворах, рядом со спортивной площадкой, шли вдоль дорог. Места звучали шорохом шин, шелестом листвы, щебетанием птиц, криками детей и иногда комментариями прохожих, реагирующих на наше безмолвное шествие. Группа людей с умиротворёнными лицами вызывала ассоциации в лучшем случае, с туристами.

Кроме того, мы были участниками гей-парада, нового сезона «Битвы экстрасенсов» и теми, от кого «не дай бог чего наберёшься». В свою очередь, любопытные прохожие были для нас тоже «экземплярами» и поставщиками звучания городского ландшафта.

Иногда саунд-художник добавлял в «места слушанья» другие звуки. В одном из таких мест он разместил колонки на дереве и земле. Где-то использовал ветряную мельницу с металлическими трубками, звучащими при столкновении друг с другом, где-то — гудел в рожок. Самым интересным за всю прогулку стал момент, когда Жиль раздал содержимое своей сумки участникам прогулки. Вооружившись стетоскопами и звуколовами, калининградцы сперва робко следовали примеру французского гостя, который вовсю прослушивал металлический профиль, а затем освоились и стали самостоятельно искать источники звука: в листочках, металлических столбах, под ногами.

В общем счёте наше вслушивание в ландшафты длилось час с небольшим. Под конец исследователь звуков вывел нас на Ленинский проспект, где главенствовал шум проносящихся машин и людских голосов. Вернувшись к изначальному месту прогулки, Жиль Малатрэ вновь заговорил и ответил на вопросы калининградцев.

Слушая пейзажи, по задумке, мы должны были ощутить Калининград по-другому. Саунд-художник связывал непохожие друг на друга места, чтобы каждый участник мог услышать город иначе.

Сложно говорить за всех, получилось ли впечатлиться в процессе и услышать в дыхании города что-то новое. Возможно, как и многое, это даётся не с первого раза. Но любители медитативных состояний, должно быть, остались благодарны.

Фестиваль Sound Around Kaliningrad продолжится сегодня и завтра. В рамках него вы можете, к примеру, побывать на экспериментальном концерте этим вечером.

Фото: Елена Тишина