Живописные отраженияВ гостях у художницы Марины Беловой

В гостях у художницы Марины Беловой

Софья Сараева продолжает знакомить нас с художниками и художницами Калининграда. Сегодня вместе с автором дружественного нам журнала «Королевские ворота» мы побываем в мастерской Марины Беловой, которая в своих картинах делится воспоминаниями о времени, проведённом в кругу семьи, и рассуждает о происходящих в мире событиях

Вернувшись в августе из отпуска, я обнаружила в редакции буклет, рассказывающий о Марине Беловой: родилась и училась в Саратове, в начале девяностых переехала в Калининград и открыла первую персональную выставку в Багратионовске, через год — уже пять, в том числе в Клайпеде. Буклет, обложку которого украшают стройные сосны с ветвями под тяжестью снежных шапок, был приглашением на новую выставку художника. В августе Белова представляла свои работы в Доме художника и Немецко-русском доме, в начале сентября — в Багратионовском музее истории края.

«На реке Крутыне», 2018 г.

«На реке Крутыне», 2018 г.

Когда спустя неделю после открытия выставки в Немецко-русском доме мы встретились с Мариной в небольшой светлой мастерской, она объяснила, что выставочный марафон приурочен к ее юбилею. В экспозицию вошли избранные работы Беловой: пейзажи, написанные на берегу Волги, в пригороде родного Саратова, красочные натюрморты с пышными букетами любимых орхидей, несколько портретов дочери и подруг и сюрреалистические картины — их мастер начала писать в 1996 году. Перебирая в руках тетрадные листы, Марина рассказывает:

— Я с детства знала, что буду художником. В пять лет попросила родителей записать меня в рисовальный кружок, училась в художественной школе у Романа Симонова, в честь которого назвала своего сына, затем поступила в училище, после его окончания мы с однокурсниками получили направления учиться дальше. Они уезжали в Питер, а передо мной стояла дилемма — мужа отправили в Монголию. Я устроилась работать в школу, чтобы получить стаж, а потом поехала за ним. Была оформителем, преподавала. Восемь классов, в каждом по сорок учеников, — сил на собственное творчество не оставалось.

Фрагмент картины «Утро в городе. Лидзбарк», 2003 г.

Фрагмент картины «Утро в городе. Лидзбарк», 2003 г.

Вскоре родились дети. Марина вспоминает, что дочь Ксению было невозможно оторвать от кисточек и красок, их даже приходилось прятать. Сама Белова села за холст, когда дети стали старше, — спустя девять лет после окончания училища.

— Это нужно пережить, чтобы понять, — тихо говорит Марина, откладывая тетрадь в сторону. — Профессия — в руках. Художник не может просто сидеть и думать, он должен работать. Я смотрела, как знакомые легко рисовали картины и легко их продавали, и думала: а вдруг у меня ничего не получится? Это же будет крах.

«Утро», 2014 г.

«Утро», 2014 г.

Марину поддержали друзья и родные. Дети, видя, чем занимается мама, запросто просыпались на рассвете, чтобы вместе пойти писать этюды. Белова работала в реализме, которому училась, и продолжала искать направление, которое смогла бы назвать своим.

Первые сюрреалистические работы она называет интуитивными — пыталась запечатлеть картинку, возникавшую в голове, и даже не думала о Дали, с которым позже начнут сравнивать ее «Предчувствие». Эту картину, пожалуй, можно назвать одной из самых личных из когда-либо написанных художником. На ней посреди безжизненной пустыни изображены этюдник, палитра с еще незастывшими красками и двумя кистями, на щетине которых тихо дремлют собаки.

«Белый конь», 2002 г.
 
 – Я хорошо помню, как шла по брусчатой дороге и почувствовала, что хочу написать белого коня, а почему и зачем – не знаю. Когда картина была закончена, поняла, что рассуждаю в ней о происходящих в мире событиях. И белый конь среди них, скорее всего, олицетворяет мечты.
(Комментарий художника.)

«Белый конь», 2002 г.  – Я хорошо помню, как шла по брусчатой дороге и почувствовала, что хочу написать белого коня, а почему и зачем – не знаю. Когда картина была закончена, поняла, что рассуждаю в ней о происходящих в мире событиях. И белый конь среди них, скорее всего, олицетворяет мечты.(Комментарий художника.)

— Я работала над ней весной 1998 года. Писала свое творчество, свою палитру, такую, как она есть — чумазую. У нас тогда жил английский стаффорд, щенком он сворачивался в клубок, поэтому мне захотелось нарисовать спящих на кистях собачек. Когда осенью этого года случился дефолт, я поняла, что собаки нашли спасение. В этот сложный период мою семью кормили деньги с продажи картин — в какой-то момент они были единственным источником дохода, — рассказывает художник. — Когда писала картину, спрашивала себя, почему небо получается таким сложным, с темными, давящими кубиками и увядшей астрой вместо солнца. Эти образы, в том числе священнослужитель с завязанными глазами, который не знает, куда идет, возникали сами собой, а позже нашли объяснение. Недавно в каком-то фильме я услышала, что есть на свете что-то божественное, но оно не в церкви. Мне кажется, эти слова подходят «Предчувствию» — от храма на нем остались одни купола на скале.

«Предчувствие», 1998 г.

«Предчувствие», 1998 г.

Объяснять свои сюрреалистические картины Белова не любит — убеждена, что нечестно лишать зрителя возможности самому трактовать сюжет и разгадать символы. Они же, по словам художника, всегда возникают сами собой и порой долго ждут, когда сложится окончательная картинка.

Уже в дверях я спрошу, зачем в начале разговора Марина держала в руках тетрадь. Белова ответит, что накануне нашей беседы записала «подсказки» для самой себя, а потом протянет лист, где тонким, аккуратным почерком написано:

— В моем творчестве, как смена настроений, реалистичные полотна сменяются сюрреализмом. Пейзаж — это душа, сюр — это мысль. Как мед и вино бесполезно сравнивать, так и эти два направления существуют параллельно. И только так, чередуя чувства и разум, я могу выразить себя как художник.

 Фотографии Юлии Алексеевой