Конец прекрасной эпохиКак прошел концерт «Би-2» с симфоническим оркестром в ДС «Янтарном»

Как прошел концерт «Би-2» с симфоническим оркестром в ДС «Янтарном»

Для рок-ансамблей выход на сцену с симфоническим оркестром означает подъем на особый уровень - таким образом музыканты, начинавшие с гаражей и прокуренных обветшалых репетиционных баз, демонстрируют, что доросли до того, чтобы считаться «современными классиками» в самом прямом значении этого словосочетания. Бобруйско-австралийский коллектив «Би-2» на этот уровень вышел уже довольно давно: под аккомпанемент симфонического оркестра группа регулярно выступает уже лет пять в различных городах. В Калининграде, однако, концерт «Би-2» с оркестром состоялся впервые, на него «Твой Бро» отправился во Дворец спорта «Янтарный»

Проспекты спального микрорайона «Сельма» субботним вечером наводняют толпы людей. Колонны шествующих тянутся через всю улицу Согласия и упираются в ворота спорткомплекса «Янтарный». Сегодня здесь проходит настоящий стадионный концерт без каких-либо скидок и оговорок: группа «Би-2» дает шоу под аккомпанемент Калининградского симфонического оркестра, и вряд ли до конца года в концертной жизни города произойдет событие крупнее этого. Пространство зала ДС «Янтарного» использовано по-максимуму: открыты и заполняются оба верхних яруса, в сидячем партере пустых мест, кажется, нет вообще, зал жужжит, аудитория, задрав головы, рассматривает как никогда внушительно выглядящий спорткомплекс. 

Перед началом шоу, софт-рок в исполнении группы America сменяется «Make It Easy On Yourself» в исполнении Walker Brothers, затем следует «Killing Me Softly» Роберты Флэк. Музыка играет на всю арену, становится окончательно понятно, в кого метят этим вечером «Би-2». В заполненном зале царят трепет и предвкушение грядущего массового праздника; ощущение такое, что уже как минимум ради всего этого стоило устраивать мероприятие, и оно оправдало себя еще до своего начала.

На сцене возникают, располагаются и настраиваются многочисленные музыканты Калининградского симфонического оркестра. Несмотря на внушительных размеров подмостки, музыканты усаживаются как можно плотней и тесней: в выступлении участвует полноценный оркестр в три десятка человек и полный состав группы «Би-2». В пространство под овации врывается облаченный в синий смокинг вокалист Лева, с ходу берущий внимание всего спорткомплекса на себя.

С первых же секунд выступления, Лева не оставляет сомнений в том, кто здесь фронтмен: этим вечером он дает Брайана Ферри пополам с Валерием Меладзе; под раскачанные до заглавных тем из «бондианы» песни «Би-2» все это звучит и смотрится донельзя убедительно.

Звук в «Янтарном» на этом выступлении - однозначная победа: со второго яруса справа от сцены отчетливо слышно и Леву, и оркестр, духовые и струнные различимы, придраться практически не к чему. Переписанная и превращенная в шпионский гимн «Последний герой» напирает со страшной силой, шоу звучит по-настоящему массивно. Спустя примерно три композиции к Леве присоединяется длинноволосый напарник Шура, одетый в белый смокинг, выступающий как второй вокалист и по совместительству конферансье. Под аплодисменты невероятно хорошо поставленным голосом Шура приветствует публику, и призывает не стесняться выходить в проходы и танцевать. Своими интонациями и внешностью, издалека он сильно напоминает Дмитрия Харатьяна на концерте, посвященном Дню МВД, где-нибудь в Кремлевском дворце съездов. Шура поет балладу «Реки любви» - произведение, как будто бы написанное молодым Евгением Хавтаном из группы «Браво», которое под аккомпанемент оркестра звучит просто фантастически.

Складывается впечатление, что, возможно, «Би-2» в данный момент переживают вообще самый пик своей творческой деятельности. С того момента, как группа ворвалась на отечественную сцену в начале 2000-х, с «Би-2» произошло немало метаморфоз. Коллектив не прекращал записывать пластинки, продвигать и насаждать массам свои продвинутые вкусы (не раз и не два за вечер вспомнится передача Шуры и Левы «Биология», выходившая на радио «Максимум») и наводить мосты между самыми различными артистами (в рамках проекта «Нечетный воин»). При этом, такая эстрадная музыка, которая звучит этим вечером в «Янтарном» - это, кажется, то, к чему «Би-2» шли все это время с самого своего начала. Лева и Шура не просто считают, что имеют право называться современными классиками, они действительно верят в то, что их композиции - классика, и эта вера сполна передается слушателям. Давным-давно позади остались прения группы с известным борцом с «попсой» Юрием Шевчуком, обвинявшим группу в продажности; сейчас, глядя на то, как залихватски под раскаты симфонического оркестра Шура выдает партию Владимира Шахрина в композиции «Достучаться до небес», делая, на радость залу, самую точную пародию из всех возможных, все это вспоминается и воспринимается со смешком. 

«Би-2» сейчас это и есть эстрадная музыка двухтысячных - массовая и доступная, пафосная и статная, праздничная и на каждый день.

«Скользкие улицы» исполняются хором всем залом; между строчками припева, Лева вставляет: «Аллилуйя!», - настолько торжественно она звучит. Сет-лист «Би-2» совершенно нетривиальный и очень подвижный: «Мой рок-н-ролл» и «Шамбала» соседствуют с премьерами новых композиций, а также с несингловым материалом, вроде композиции «Блюз» с альбома «Spirit», которую группа исполняет с приглашенной вокалисткой Настей Полевой. Череда совместных песен с Полевой - наиболее противоречивая часть выступления, в ней «Би-2» явно перегибают палку с эстрадностью. Номера сливаются в одну тягучую и приторную массу: на третьей слащавой композиции подряд возникает ощущение, будто столовой ложкой безуспешно пытаешься расхлебать трехлитровую банку варенья. Утомительный сольный номер Полевой усугубляет положение: высидеть ее нафталиновую балладу «Вниз по течению неба» без тяжелого зевка решительно невозможно. Новая композиция, объявленная Шурой как «Тише и тише» звучит уже до неприличия застойно.

Весь этот уклон в чистейшую советскую эстраду каким-то непостижимым образом прямо по ходу концерта снимает у «Би-2» набранные ими в бодром первом часу очки, сбивает всю спесь и тянет с собой на дно все выступление.

И вот уже спустя полтора часа перед слушателями не лучшая поп-рок группа страны, способная собрать стадион на свой симфонический концерт, а советский ВИА, телепортировавшийся в настоящее из брежневских времен, исполнители тяжеловесных пафосных песен, певцы застоя и обязаловки. Все-таки даже с оркестром «Би-2» лучше всего звучат, когда остаются собой, а не пытаются вместо этого обратить время вспять и переписать советскую эстраду.

Фото: Бока Су