«Все хотят тусить с Яни»Исполнитель трэп-рэпа Yanix собрал аншлаг в клубе Yalta

Фото недоступно

У Яникса нет дебютного альбома и нет лейбла, про него нет даже статьи на «Википедии». Есть лишь несколько непродолжительных EP, множество «хейтеров» и «так много амбиций», о которых он упоминает буквально в каждом своем треке. В минувшее воскресенье артист выступил в заполненном до отказа клубе Yalta и заставил почти тысячу человек «хайпить» в свою честь. «Твой Бро» отправился на шоу для того, чтобы увидеть это своими глазами

Весной прошлого года влиятельное британское издание FACT, посвященное современной музыке, опубликовало объемный и подробный материал, посвященный поднявшейся в России волне трэп-рэпа – южного, клубного подвида хип-хопа, пришедшего из Атланты. Молодой московский исполнитель Яникс был в ней назван «самым успешным трэп-рэпером в России» и едва ли не «принцем жанра». Как водится, присвоенный ему громкий титул немедленно стал широко обсуждаться в неравнодушных к хип-хопу кругах, на форумах и в блоках комментариев на профильных сайтах. Пользователи повально возмущались, негодовали и бурно дискутировали на тему «сколько он им занес за пиар». Спустя год заявление FACT уже не выглядит нелепицей: за пять дней до выступления Яникса в клубе Yalta, во встрече «ВКонтакте», посвященной концерту, появляется сообщение о том, что в продажу поступили самые последние 15 билетов, больше их не будет, и на входе их можно даже не пытаться спрашивать.

Заявление Яникса о том, что «моя туса селл аут» из композиции «GangBang» больше не кажутся голословными.

Перед концертом в сквере у входа в клуб столпотворение: полторы сотни человек давятся у дверей, еще примерно столько же стоят компаниями и разогреваются перед шоу. Аудитория на 90% состоит из старшеклассников, однако установленное на этот вечер ограничение 12+ обеспечивает приток и совсем юных слушателей: средь вытянувшихся, невозмутимо передающих по кругу электронную сигарету «мажоров» рыскают шестиклашки в миниатюрных подкатанных джинсах, всем видом доказывающие, что они уже достаточно взрослые для того, чтобы здесь находиться. Некоторых приводят родители: две девочки-близняшки в бейсболках с логотипами «Ву-Танга» пришли с мамой и папой, которые с ужасом смотрят на разодетую, матерящуюся, нетерпеливо переминающуюся с ноги на ногу молодежь у входа, и, очевидно, не имеют ни малейшего представления о том, какую музыку слушают их дети. Концерт Яникса – это еще и смотр копий высокой уличной моды. В глаза бросаются поддельные кроссовки Yeezy Boost 350 (настоящая пара стоит около 50 000 рублей), поддельные «Джордансы» (настоящие стоят в районе $150), футболки и толстовки Hood By Air (от $300 до $1 500), панамы Stussy, бейсболки Supreme и так далее. В одном из своих треков Яникс читает: «Новые Zanotti окутали ноги / Мы не эти клоуны, мы не носим копии»; многие из его поклонников, очевидно, предпочитают пропускать эти строчки мимо ушей, и жажда красивой жизни склоняет чашу весов.

Охрана пускает в «Ялту» маленькими партиями по пять человек, каждое открытие дверей сопровождается оглушительными девичьими воплями, будто вход открывает сам Яникс. В какой-то момент толпа просто-напросто срывает с двери компенсатор; периодически кто-то бешено колотит по стеклу. Для того чтобы попасть внутрь, приходится простоять на улице как минимум час. Что характерно, за все это время на глаза не попадается ни одного человека, желающего продать свой билет, – каждый из присутствующих трепетно держит заветный клочок бумаги в руках.
Внутри «Ялты» можно лицезреть все многообразие хип-хоп-культуры в 2016 году: на глаза попадаются двойники Яникса с мутными взорами, полуприкрытыми глазами и «снэпбеками» - трэпперы, для фотографий позируют, сидя на корточках и прикрыв лица руками, «сэдбои» во всем черном и в панамах; обитающая «ВКонтакте» молодежь моментально схватывает тренды и убедительно им следует. Рэпер не продает никакой мерчендайз (хотя очевидно, что здесь это – золотая жила), вместо этого возле сцены красуется объявление «Автограф – 300 рублей». Кажется, именно это и называется словом «хасл».

К моменту, когда на сцену выскакивает Яникс, клуб заполнен до отказа: старшеклассники свисают с перил ВИП-секций, девушки взбираются на плечи парней в танцевальном партере, школьницы взбираются на возвышения, расположенные возле будки звукорежиссера. «Ялта» представляет собой океан телефонов, Яникс заводит один из своих самых узнаваемых номеров «Амбиции», и клуб буквально «сходит с ума». FACT не врет, и Россия действительно влюбилась в трэп - стрекочущий и грохочущий, гипнотический хип-хоп с простыми и заразительными «хуками», созданный для того, чтобы трясти под него задницей, лишенный намека на интеллектуальность, но безудержно веселый, идеально подходящий для потного «рубилова» в клубах. Большой эрудит от южного хип-хопа Яникс бережно переносит жанр на российскую землю: продакшены в духе продюсера Лекса Люгера сменяются продакшенами в духе DJ Mustard (вторым треком как раз звучит «Бэнкролл»), рэпер чрезвычайно профессионально и умело держится на сцене, тщательно контролирует дыхание и не сбивает свою фирменную скоростную «дабл-тайм» читку. Его сложно назвать сильно оригинальным и самобытным артистом, но его шоу начисто лишено местечковости и неряшливости. Яникс много улыбается, активно двигается, местами просто уничтожает микрофон (свежий трек «Папасита», открывающий его вышедшую за ночь до концерта свежую EP «Gianni», – лучший тому пример), порой даже кажется, что его выступление не уступает переместившемуся в спортивные комплексы известному адепту качества L’One.

Разгоряченная толпа взвывает в начале каждого трека, но подхватить хук и куплет в нужные моменты довольно тяжело: трэп Яникса стремительный и быстрый, впрочем, всеобщей радости это совершенно не вредит. В середине шоу звучит боевик «Свеж, молод», насыщенная англицизмами, грязная матерная скороговорка («Моя туса в топ сто, для них это шок, дог / Ненавижу гоп-хоп, запущу им глок в лоб»), которая сменяется визитной карточкой Яникса и его самым большим хитом на данный момент «Хайпим». Реакция слушателей на этот эйфорический трек - это то, что стоит увидеть живьем, и после такого не остается сомнений в том, что «Хайпим» вполне может претендовать на звание одного из гимнов поколения и песни, по которой, спустя время, можно будет вспомнить эпоху. «Я знаю, что такое «нечего есть» / Поэтому мы пашем так целый день», - школьники вскидывают руки, в партере на чьи-то плечи взбирается мальчик лет девяти, подхватывающий каждое слово. «Хайпим» прозвучит еще раз в самом конце выступления «на бис», перед тем, как рэпер покинет сцену.

Этим вечером Яникс производит такой выброс энергии, что ее хватит на то, чтобы пережить всю первую неделю после карантина с улыбкой на лице.