Ловушка для птиц и людейВ Москве открыли выставку с одним экспонатом из Калининграда

В Москве открыли выставку с одним экспонатом из Калининграда

С 10 сентября в столице проходит выставка «Время действия сети», главный и единственный экспонат которой — сетка для ловли птиц из посёлка Рыбачий на Куршской косе. ГЦСИ в Калининграде провёл онлайн-встречу с создательницей проекта Оксаной Юшко и куратором Соной Степанян. «Твой Бро» рассказывает, что это всё означает

Идея выставки родилась давно. Оксана впервые приехала на Куршскую косу около 15 лет назад и стала свидетелем научного эксперимента по изучению миграционных путей птиц. Ловили с помощью специальной сети, сбивали их магнитное поле, отпускали и исследовали дальнейший маршрут. С тех пор для Оксаны это место силы. Она постоянно возвращалась на косу, беседовала с орнитологами и наблюдала за экспериментами, результаты которых доказывают изменение климата, наличие реальных экологических проблем. Поскольку Оксана — фотограф, у неё появилось много снимков сети, но этого было недостаточно для того, чтобы произвести нужный эффект на зрителя.

— Меня впечатлила сама сетка-ловушка: эта красота меня покорила, и я поняла, что с её помощью могу беседовать с аудиторией, доносить свои идеи. Уже тогда родилась идея превратить сеть в арт-объект, — поделилась Оксана.

Выставка открылась в сентябре в московском ЦТИ «Фабрика»

Выставка открылась в сентябре в московском ЦТИ «Фабрика»

В ноябре ловушку меняли на новую, а старую сеть отдали Оксане. С момента списания сеть перестала быть научным оборудованием и начала вторую, художественную жизнь. Это вторичное использование отражено в названии выставки.

— Если бы сеть оставалась научным оборудованием и была списана, её бы утилизировали. Превратив старую ловушку для птиц в арт-объект, я намеренно продлеваю время действия сети, чтобы говорить с широкой аудиторией, — объяснила автор.

Выставка проходит в московском ЦТИ «Фабрика» — здании завода, которое стало арт-пространством в индустриальном стиле. Куратор Сона Степанян подчеркнула, что на фоне бетонных стен, металлического пола и высоких колонн было особенно важно не потерять природную составляющую выставки. В первую очередь это удалось благодаря запаху сети: за много лет сеть она впитала в себя запах моря, песка и сосен. Форму сети тоже постарались сохранить, но кое-что намеренно изменили.

Организаторы выставки считают, что в ней можно найти много смыслов

Организаторы выставки считают, что в ней можно найти много смыслов

— Мы позволили себе немного поиграть и перевернули сеть: поменяли местами вход и выход. Сделано это не только с архитектурной, но и с концептуальной точки зрения — нам хотелось сохранить позитив. Многие выставки, посвящённые антропогенному влиянию на природу, слишком пессимистичны, — отметила Сона.

— Мы даём зрителям пройти через пространство ловушки, побыть внутри и найти выход — для каждого свой, — заключила Оксана.

Как отметила сама автор, в проекте можно найти много смыслов. Первый и главный — конечно, экологический. Зрителя знакомят с историей крупнейшей орнитологической станции, которая наблюдает за изменением миграционных потоков птиц, вызванным глобальными изменениями мирового климата. Сеть как инструмент исследования экологических изменений стала объектом, через который автор выстраивает диалог со зрителем, напоминая об антропогенном влиянии на окружающую среду. Выставка также освещает социальные проблемы: в частности, зависимость от социальных сетей и торжество капитализма — сетевые маркеты. Некоторые из них не были задуманы изначально, а появились в процессе подготовки выставки. Одним из таких смыслов стала пандемия — тоже своего рода ловушка, в которой оказался человек. Кстати, именно из-за неё проект не прошёл в Калининграде, а был впервые представлен в Москве. Оксана и Сона надеются, что в конце концов круг замкнётся и выставка всё же будет показана на своей родине.

Из-за пандемии выставка состоялась не в Калининграде, а в Москве

Из-за пандемии выставка состоялась не в Калининграде, а в Москве

Ловушка для птиц примечательна не только в контексте выставки, но и сама по себе. Сеть сплетена из капрона и сшита вручную, совсем не технологична, но при этом позволяет получать не менее точные результаты, чем современные методы исследования, такие как чипирование и GPS. При этом она безопасна для птиц, так как создана благодаря знанию птичьих повадок и с учётом сложившихся миграционных путей. Попадая в сеть, птица не сразу осознаёт, что она в ловушке: сначала для неё это просто место, где можно остановиться и отдохнуть во время долгого перелёта. Оксана и Сона хотят, чтобы выставка стала таким местом для людей в мегаполисе.

— Представьте: два человека общаются, на лицах улыбки, но вдруг одному из них приходит уведомление на телефон. Он опускает глаза, и вот он уже в сети. Наш проект даёт возможность отдохнуть от этого, отложить телефон и оказаться в совсем другой сети, испытать совершенно другие впечатления, — говорит Оксана.

Фото: Артур Бондарь, Оксана Юшко