СкринлайфЧеловеческие драмы на экране компьютера

Фото недоступно

Экраны компьютеров и смартфонов уже давно стали неотъемлемой частью нашей жизни. Мы используем их для работы, для отдыха и для развлечений. Кинематограф эксплуатирует экраны с самого начала своего существования: как для зрителей, так и внутри съемочного процесса

Но относительно недавно экран дал повод для формирования нового киноязыка, который как ничто другое способен будет гуманизировать интернет-пространство. По крайней мере так считает основатель этого киноязыка Тимур Бекмамбетов.

Термин «Screen Life» (с английского – «жизнь на экране»), хотя и не является обиходным, уже знаком многим пользователям всемирной паутины

И хотя термин закрепился в кинематографе благодаря режиссеру и продюсеру Тимуру Бекмамбетову, предпосылки к возникновению такого жанра возникли раньше. Во втором десятилетии XXI века стало появляться всё больше фильмов, в которых основная информация преподносится зрителю через какие-либо гаджеты. В таких фильмах жизнь героев мы наблюдаем посредством экранов. В качестве примеров можно выделить несколько зарубежных картин: «Смерть в сети» (2013), «Открытые окна» (2014), «Кибер-террор» (2015), «Крыса» (2015). Все они по-разному обыгрывают тему виртуальной реальности и интернет-зависимости.

Фото недоступно

Но как самостоятельный жанр скринлайф ввел в кинематограф Тимур Бекмамбетов: он стал продюсером первого фильма, действие которого от начала и до конца разворачивается исключительно на экране компьютера – «Убрать из друзей». Он видел в этом жанре большой потенциал и утверждал, что, переживая драмы героев, люди могут сформулировать новые понятия в новом пространстве. В дальнейшем Бекмамбетову удалось популяризировать скринлайф-жанр, реализовав несколько коммерчески успешных проектов, которые получили зрительское признание и дали положительный стимул режиссерам обратить внимание на преимущества десктоп-фильмов.

«Убрать из друзей» (2015)

Фильм с американскими актерами, снятый грузинским режиссером Леваном Габриадзе, изначально был рассчитан на международную аудиторию и широкую огласку. Период постпродакшена потребовал гораздо больше времени и средств, чем сам процесс съемок, которые заняли всего 16 дней, проходили в одном доме, а актеры в это время просто находились в разных комнатах. Все действие разворачивается в режиме реального времени на экране одной из героинь, молодой девушки Блэр (невольно вспоминается «Ведьма из Блэр», которая в свое время стала громким открытием жанра «найденной пленки»). Девушка общается со своими друзьями по Скайпу, в который неведомым образом проникает неопознанная личность и начинает устанавливать там свои правила. Фильм, заявленный как хоррор, пытается совместить мистическую линию с драматическим нравоучительным подтекстом, обнажающим всю поверхностность и лицемерие в отношениях современной молодежи. Неплохая заявка, но фильм не справляется с ней полноценно, поскольку своими художественными качествами он похвастаться не может. Драматургия в картине откровенно слабая, а актеры являют собой не яркие самостоятельные образы, а заурядные шаржи на современных подростков. Но фильм «Убрать из друзей» стоит посмотреть только из любопытства – всё же это кинематографический эксперимент, а эксперименты могут выходить не всегда удачными, при этом сохраняя свою ценность для дальнейших исследований. Кстати, у фильма в 2018 году вышел сиквел «Убрать из друзей: Даркнет», но отдельно рассматривать его уже не стоит.

«Поиск» (2018)

Лучше перейдем к более удачному проекту, выводящему жанр скринлайфа на новый уровень – фильму Аниша Чаганти. Здесь мы уже не просто «подглядываем» за героями через их экран, а становимся свидетелями полноценной истории, выстроенной по всем канонам детективной драмы. Фильм имеет неторопливое вступление, в котором мы знакомимся с героями и их положением. Затем перед нами открывается яркая проблема, которая начинает динамично двигать действие вперед, наполняя его новыми деталями. В конце концов, сюжет тернистыми путями и обманными ходами приводит нас к эмоциональной кульминации. И все это демонстрируется на различных экранах, диапазон которых здесь уже заметно шире: в ход идут компьютеры главных героев, смартфоны, телевизоры, веб-камеры, камеры скрытого наблюдения. Во всем этом есть немалая доля условности, ведь в повседневной жизни мы не повсеместно используем звонки по видеосвязи, веб-камера на ноутбуке не снимает нас постоянно, когда он включен, а в сводках новостей вряд ли будут вести прямой эфир во время обнаружения улик. Но все это легко отходит на второй план, если забыть про форму и смотреть за развитием настоящего жизненного конфликта – поиском отца своей пропавшей дочери, о которой, как выясняется, он многого не знал… Фильм является наглядным подтверждением того, что даже в таком нетрадиционном формате повествования, можно снять полноценное кино, вызывающее интерес и сопереживание. Доказательство тому – успешный прокат по всему миру.

«Профайл» (2018)

Режиссером этого фильма стал непосредственно Тимур Бекмамбетов. Он значительно меньше растиражирован, его даже не так просто найти в интернете, но зато картина получила признание на Берлинском кинофестивале – заняла первое место по итогам зрительского голосования. Сюжет основан не реальных событиях и книге французской журналистки Анны Эрель, которая в течение нескольких месяцев расследовала истории женщин, уехавших к исламским террористам. Авторы решили объединить в образе героини саму журналистку и женщин, которые реально контактировали с исламистами и попадали под их пагубное влияние. Британская журналистка Эми, работающая под прикрытием, внедряется в систему пропаганды «Исламского государства», которое привлекает в свои ряды все больше молодых европейских женщин. Создав себе вымышленную биографию и соответствующий образ, она регулярно общается с опытным вербовщиком Абу Билелем, который погружает ее в детали Ислама и своей идеологии. Эми постепенно пленяется его очарованием и незаметно для самой себя начинает планировать свою будущую жизнь уже совместно с Абу. Как ни странно, в фильме такая остросоциальная тема разбавлена некоторой сентиментальностью и даже трогательностью. Все это, конечно, для более яркого выражения тех акцентов, которые в нем выставлены – через социальную сеть можно легко отследить человека и даже начать контролировать его жизнь. Фильм как бы предупреждает: если потерять бдительность, можно не заметить, как в один прекрасный момент твой профиль уже станет чужим.

«Днюха!» (2018)

Перейдем к русскому кинематографу. Очередная искрометная комедия режиссера Романа Каримова «Днюха!» снята в не очередном формате – скринлайф. Экран монитора на этот раз разворачивает для нас (как и для главного героя Антона, который ничего не помнит) картину веселого дня рождения на даче и его последствий. Многочисленные ролики, предусмотрительно снятые друзьями, распространяются по сети, открывая все новые детали и вместе с тем новые проблемы. Действие разворачивается на просторах родного нам ВКонтакте, а не в чужеродном Facebook. Все атрибуты современного молодежного взаимодействия – как в живом общении, так и в переписке во всевозможных мессенджерах – соблюдены достоверно. Периодически ловишь себя на мысли, что и в твоем кругу общения есть похожие характеры. Если делать сноску на анекдотичную условность и естественную для комедии положений концентрацию событий, то показанные нам приключения вполне могут происходить в реальности. И это однозначно играет в пользу этого фильма. Такую комедию приятно будет посмотреть в компании друзей в расслабленной обстановке – в какой-то момент вы перестанете замечать, что все действие происходит на экране, потому что будете погружены в этот озорной водоворот. Хотя финал фильма обладает некоторой слащавостью пресловутого хэппи-энда, свойственного попсовым мелодрамам, с точки зрения формы обыгран он занимательно. Все же главным плюсом остается юмор, а тот факт, что скринлайф-фильм сумел успешно воплотиться не только в триллере/детективе, но и в комедии не может не радовать.

Мини-сериал «Беезумие» (2020)

На волне пандемии, когда все кинопроцессы поставлены на паузу, возможность творить в скринлайф-формате стала как никогда востребованной. Многие киноделы смогли объединиться в виртуальном пространстве и производить новые проекты. Одним из них стал комедийный мини-сериал «Беезумие» (2020) от Александра Молочникова, который так усиленно рекламируется на youtube. Снимался он во время карантина и исключительно дистанционно, а выходит на онлайн-платформе Кинопоиск HD уже с 22 апреля. В сериале приняли участие именитые звезды отечественного ТВ: Игорь Верник, Евгений Стычкин, Ингеборга Дапкунайте, Максим Виторган, Кристина Асмус и другие. Речь там идет о дистанционной репетиции спектакля, в котором главную роль должна исполнять живая овца (этим и обоснован легкий каламбур в названии сериала). Что из всего этого выйдет – посмотрим! Сериал в процессе, выходит по одной серии каждую пятницу.

К слову сказать, на эту злободневную тему снят и сериал «Все вместе», Виктории Кравченко. Его можно будет смотреть эксклюзивно в онлайн-кинотеатре Okko. Он, как и многие другие проекты, фокусируются напрямую на теме вируса и периода самоизоляции. Герои взаимодействуют исключительно через мониторы, более того, сам сериал снят через веб-камеры на компьютерах, а все репетиции проходили дистанционно через Скайп.

Сам Тимур Бекмамбетов, конечно, тоже не остался в стороне в такой подающий надежды период. Он в рамках своей студии Bazelevs оперативно организовал конкурс «Tales of Quarantine» («Истории карантина»), который принимает заявки и уже готовые работы в формате скринлайф. Цель – отразить мир и людей во время пандемии. География проекта международная, а отправить свою идею может любой желающий. Предполагается, что конкурс продлится до окончания самого карантина, но поскольку это будет альманах, мозаика из разных историй, то и победителей будет несколько. И первый уже определился: короткометражная работа Аксиньи Гог «Удалёнка». В ней обыгрывается тема рабочего совещания через Zoom, которое должно стимулировать сотрудников усердно работать на удалённом режиме. Но, как водится, все пошло не совсем по плану… Этой работы пока нет в свободном доступе, но мы в любом случае можем порадоваться успеху молодого режиссера, которая сумела органично воплотить свою идею на волне всеобщего беезумия.