Джаз без границКак KAOS Protokoll спустя три года в Калининград вернулся

Как KAOS Protokoll спустя три года в Калининград вернулся

Джаз в Калининграде любят, но его авангардный брат всегда в зоне риска, поэтому в то, что 19 октября, в середине рабочей недели, в пабе Dreadnought будет многолюдно, не верилось. К счастью, ожидания не оправдались. Сложную музыку швейцарской группы KAOS Protokoll пришло послушать около ста человек, что уже можно считать, хоть и маленькой, но победой. Впрочем, любители более традиционного джаза зря не пришли. Бояться было нечего. Авангардный джаз – это всего лишь маска, за которой прячется весьма мелодичная и даже, боже упаси, популярная музыка, под которую можно ритмично и радостно танцевать

Группа «Каос Протокол» уже приезжала в Калининград три года назад. С тех пор Россия для них стала обязательным местом на карте гастролей. Да что там говорить, на альбоме 2015 года «Questclamationmarks» даже есть песня «Good Morning Krasnoyarsk!». Ещё чуть-чуть и настоящий европейский современный джаз будет звучать в России не меньше, чем голос Дэвида Брауна из Brazzaville. Наш город в туре по России стал завершающим. До этого швейцарцы выступили в Красноярске, Протвино, колыбели забугорного авантджаза – городе Дубне и в культурной столице – Санкт-Петербурге. После нас музыканты отправились в Германию, чтобы и там доказать, что хаос можно подчинить себе и превратить в музыку.

 

Бенедикт: «Всё началось с того, что мы попытались определить наш стиль в понятных терминах. Вот что получилось: электрифицированный панк-джаз из Швейцарии». Когда настала очередь записывать второй альбом, вышли на британского пианиста и композитора Джанго Бейтса. Тому ничего не пришлось объяснять, «он достаточно сумасшедший». Когда они записывались в Лондоне, продюсер понял, что группа не совсем соответствует своей этикетке. И основательно электрифицировал их звук».

Бенедикт: «Всё началось с того, что мы попытались определить наш стиль в понятных терминах. Вот что получилось: электрифицированный панк-джаз из Швейцарии». Когда настала очередь записывать второй альбом, вышли на британского пианиста и композитора Джанго Бейтса. Тому ничего не пришлось объяснять, «он достаточно сумасшедший». Когда они записывались в Лондоне, продюсер понял, что группа не совсем соответствует своей этикетке. И основательно электрифицировал их звук».

Концерт в «Дредноуте» можно смело записывать в разряд эталонных, и дело даже не в качественном звуке. Накал страстей, который сумели аккумулировать пришедшие на концерт, явно не вмещался в небольшой закуток перед сценой и легко распространялся даже на сидящих в «слепой зоне» бара. К слову, звук был настолько хорош, что и в значительном отдалении от сцены можно было чувствовать себя не лишним на этом празднике жизни и вполне комфортно слушать «Каос Протокол». Швейцарцы явно подзарядились энергетикой зала и устроили такое «кобояши», что всем досталось: магистру хореографической импровизации Антону (оказывается, что один в баре – танцор) и любителям музыки с мелодией, а также прочим безумцам, которым истошные вопли саксофона Марка Штуки дороже «естудей ол май трабл симс соу фар эвей». Закончился концерт и вовсе милейшим перфомансом с удаляющимися в пустоту «слепой зоны» бара (к этому времени все максимально разместились возле сцены) барабанщиком Фло Райхле и уже названным Марком с гармоникой. Отдельных дифирамбов, конечно, заслуживает бас-гитарист Бенедикт Виланд, виртуозно перескакивающий с джазовых гармоний в ярко выраженный трип-хоп и какой-то мистический драм-н-басс.

И всё же рецензировать музыку KAOS PROTOKOLL бессмысленно, при ней надо присутствовать. Фоном однозначно не катит, и этикетка, кстати, лукавая. Всё это давно уже вырвалось за пределы определений, тэгов и традиций. В их калейдоскопе болтаются стекляшки, отколотые от всего, что кажется уместным. Потому, возможно, в России они даже более уместны, чем в Швейцарии. На родине традиционных, «строевых», джазменов хоть отбавляй. А молодые зубастые группы, которым не так легко найти место в концертном изобилии маленькой страны, ищут пути к аудитории по всему миру.

И всё же рецензировать музыку KAOS PROTOKOLL бессмысленно, при ней надо присутствовать. Фоном однозначно не катит, и этикетка, кстати, лукавая. Всё это давно уже вырвалось за пределы определений, тэгов и традиций. В их калейдоскопе болтаются стекляшки, отколотые от всего, что кажется уместным. Потому, возможно, в России они даже более уместны, чем в Швейцарии. На родине традиционных, «строевых», джазменов хоть отбавляй. А молодые зубастые группы, которым не так легко найти место в концертном изобилии маленькой страны, ищут пути к аудитории по всему миру.

К слову, если вам так хочется деталей, то звучал в основном альбом 2015 года, в котором всяких музыкальных премудростей вагон и маленькая тележка, но выделять что-то особенно не хочется. Разве что открывающую концерт «The White Forest and the Dancing Vodka», которая, судя по названию, тоже имеет русские корни и явно появилась под впечатлением от трипа в рамках фестиваля-безумия «МузЭнергоТур» в 2014 году.

Анекдот из жизни группы, из первого российского тура. Москва, клуб. Только что отыграли концерт. Под дверью гримёрки шум, толкотня. Открывают дверь, а там человек пятнадцать из публики. Со смартфонами и дисками, хотят автографы и селфи. Музыканты в ужасе: не ожидали, не готовы, не бывало такого раньше. Диски надписали, поулыбались на камеры, пережили-переварили... и написали шебутную и задорную вещицу «Wrong Band» — «Не та группа». Типа, обознались москвичи.

Анекдот из жизни группы, из первого российского тура. Москва, клуб. Только что отыграли концерт. Под дверью гримёрки шум, толкотня. Открывают дверь, а там человек пятнадцать из публики. Со смартфонами и дисками, хотят автографы и селфи. Музыканты в ужасе: не ожидали, не готовы, не бывало такого раньше. Диски надписали, поулыбались на камеры, пережили-переварили... и написали шебутную и задорную вещицу «Wrong Band» — «Не та группа». Типа, обознались москвичи.

Побывавшие на концерте три года назад утверждают, что музыканты стали звучать ещё интереснее, и, конечно, если вы не услышали «Каос Протокол» живьём в эту среду, то уже нет никакого смысла находить их музыку в интернете и пытаться вернуть утраченное. Хотя нет, послушайте – хороши, чертяги. Лучше запаситесь терпением и ждите – наверняка после такого крышесносного концерта швейцарцы к нам ещё вернутся. Будем надеяться, что не через три года, а, например, хотя бы через два.

Текст: Антон Ковальский, Максим Исаев
Фото: Артём Килькин

Все изображённые напитки являются безалкогольными

comments powered by HyperComments