«Нет галереи, выносите во двор!»Владимир Овчаренко о рынке совриска в России

Фото недоступно

Владимир Овчаренко — фигура значительная: первая частная галерея «Риджина», первый русский аукционный дом Vladey, первая русская галерея в Лондоне и вообще за рубежом. Он сам организовывал многочисленные ярмарки и помогал ярко светить самой главной звезде русского акционизма Олегу Кулику. Гордится тем, что продает искусство уже 17 лет и категорически против мнения о том, что «продавать искусство в России — это хобби». Мы представляем вам его интервью журналу «Королевские ворота»

В Калининград Владимир приехал на чемпионат мира по футболу и не смог отказать коллегам из калининградского ГЦСИ в просьбе выступить с лекцией. В зале собралось тридцать человек, в основном художники и интересующиеся искусством молодые люди. Владимира разрывали вопросами до и после лекции, некоторые активно пытались продать изделия из янтаря разной степени изящности, на что галерист спокойно отвечал: «Это не искусство, а ремесло, и мне это неинтересно». Мы выбрали интересные моменты лекции Владимира Овчаренко.

О ПРОДАЖЕ ИСКУССТВА

Я занимаюсь куплей-продажей произведений искусства. Некоторые этого стесняются, говорят, что ведут просветительскую деятельность, исполняют миссию. Я же считаю, что занимаюсь благородным делом и помогаю художникам существовать и работать. Времена, когда Союз художников на государственные деньги предоставлял художникам мастерские, прошли. Есть поддержка ГЦСИ, но ее не хватает.

Я обожаю и уважаю людей, которые достают свои деньги и платят за произведение искусства. Это подвиг, мы должны их ценить как героев, а не так: «Ну что, лох, купил? Иди отсюда».

Павел Пепперштейн, «Война с гигантским ребенком». Выставка Monumental,  аукцион Vladey

Фото недоступно

ОБ ИСКУССТВЕ

Современное искусство соответствует современному образу жизни: как мы одеваемся, что едим, смотрим, читаем. Мы ведь не носим кафтаны, не ездим в телегах!

Человек, который начинает работать в сфере искусства, может не очень понимать, что это, потому что сначала возникает неразрешимый вопрос: «А искусство‑то вообще есть?» Не знаю, как у вас, но во всем мире 70-80 процентов сомневающихся. Любой из вас может считать, что искусства нет, но если бы искусства не было, мы бы тут не собрались.

Миша Most, «Гос. тайна из серии «Диалоги»» Выставка «Против всех», аукцион Vladey

Фото недоступно

О РЫНКЕ

С 2005 по 2008 год мы наблюдали всплеск экономического роста в России, ощутимый не только в нефтегазовой отрасли, но и в искусстве. А сейчас, как я говорю, все находится в естественном состоянии. Я меряю в деньгах и думаю, что в год на 5-10 процентов [рынок] растет. Поэтому тот, кому скучно наблюдать за органическим ростом, плюет и идет заниматься чем-то другим.

В девяностые не было других институций, кроме галерей, которые поддерживали художников. Фонды развивались только в двухтысячных годах. Постепенно появлялись частные институции, например «Гараж», который тратит большие частные деньги, его бюджет несопоставим с бюджетом любой успешной галереи. Такие институции оттягивают на себя много внимания, мы с ними в жесткой конкуренции. Но мы ведь делаем общее дело, и появление частных фондов, музеев — это хорошо для художников, для процесса, потому что расширяет круг возможностей.

Сергей Братков, «Нас тут нет». Выставка «Нас тут нет. Сергей Братков» в галерее «Риджина»

Фото недоступно

Все политические маневры привели к тому, что Россия отрезана от мира в плане культурных моментов. О нас вспоминают, только когда нужны «Малевичи». В отношении современного искусства интереса у западных кураторов к нам нет. Но мы видели в Москве в 2006 году топовых дилеров и художников. Тогда русские художники всех интересовали. Знаете, я сегодня попросил снять одного художника с сайта, то есть сделать так, чтобы его видел только администратор. Вот так же и нас сейчас видит только администратор.

Сейчас моя компания — один из лидеров продажи произведений современного искусства. Вот я приехал к вам в гости, вы мне говорите, что у местного художника картину покупают за 60 000 рублей. Нормальный показатель рынка. А две недели назад я был на Art Bazel в Швейцарии и предполагаю, что объем сделок там составляет от 500 до 600 млн долларов. И там я себя чувствую так же, как вы сейчас передо мной.

О ХУДОЖНИКАХ

Самый главный процесс начинается тогда, когда художника торкнуло, он сделал произведение и говорит соседу: «Заходи, обсудим, выпьем» или понес эту картину в галерею. Значит, художник уже заинтересован «в зеркале», в чьем-то мнении, он не сидит в мастерской и не бубнит «это все мое, это все я сделал». Нет у вас галереи, выносите во двор, весело и с песнями. Как в Москве в 70‑е, когда это все бульдозерами подчистили.

У художника все начинается с фан-клаба, с того первого человека, который начал ценить его картины, смотреть на них, понимать, покупать. Я всегда говорю: «Цени первого и развивай с ним отношения!» Мы все развиваем наши любовные отношения, так любите по-человечески ваш фан-клаб. Вот едет ваш фан в Ригу в командировку, а вы ему посоветуйте, куда сходить посмотреть на искусство, к какому художнику заглянуть. Он тоже должен развиваться.

Наталья Турнова, из серии «Любовь». Выставка Love, аукцион Vladey

Фото недоступно

О КОЛЛЕКЦИОНИРОВАНИИ

Для меня нет прошлого, есть только сейчас.

У каждой работы есть «срок годности», это период, когда у меня с ней идет коммуникация. Есть одна работа, которую я продал в 2004 году, теперь встречаю этого человека и всегда говорю — давай обратно ее куплю. Он, гад, не соглашается. Я не то что сильно хочу на нее смотреть, я к нему могу поехать посмотреть, мне надо, чтоб она была у меня, чтоб у меня с ней получилось, понимаете. А бывает, купишь — хорошая работа, а через три месяца ты из нее уже все вытащил.

Для коллекционера всегда важно, как он искал произведение. Произведение искусства становится частью его жизни. Вот он купил, у него с этим связаны воспоминания: что он в это время делал, что у него было в бизнесе, какая любовь была. Если он достигает такого состояния, это отлично.

Искусство сейчас оказалось в индустрии досуга. Человек много времени проводит с семьей, а когда ему надоедает ходить по торгово‑развлекательным центрам, он заглядывает в студию к художнику или в галерею. Или хочет человек деньги потратить, пришел в салон, смотрит на «Бентли» и думает: «Все не то, а что еще есть? О! Есть же художники!» Купил картину, позвал друзей обмывать. Вот с этого все и начинается.

Фотографии из архива галереи «Риджина» и аукциона Vladey