Король танца говоритЧего нам не хватило в спектакле «Прыжок в свободу. История Рудольфа Нуреева»
- Поток
- 09 янв. 2017
![Фото недоступно](http://www.tvoybro.com/photo_not_available.png)
6 января в театре эстрады Янтарь Холл давали «Прыжок в свободу. История Рудольфа Нуриева». Спектакль-монолог о великом артисте балета, в котором было совсем немного балета, оставил у нас много вопросов. Причем не к увиденному, а скорее к неувиденному
Спектакль анонсировали как драматический с участием артистов балета, что вполне предсказуемо привлекло самую интеллигентную публику. Зал наполняли дамы и господа почтенного возраста, культурная молодежь и просто любители притягательной личности знаменитого танцовщика, всем своим видом демонстрирующие, что они способны оценить самое высокое искусство.
На сцене весьма аскетичные декорации – передвигаемый дверной проем, фортепиано, и гора обуви. Сразу понятно, что главным тут будет человек, в данном случае Сергей Янковский в роли Рудольфа Нуриева. Спектакль-монолог подробно рассказывает о советской истории великого русского танцора в Уфе до его побега в Париж. Подробно о тех событиях и впечатлениях, которые сформировали характер Рудольфа: его беседы с отцом и матерью, молитвы, и конечно, первое посещение театра. Потом было Ленинградское хореографическое училище имени Агриппины Вагановой (сегодня Академия русского балета им. А.Г. Вагановой – прим. ред), первые гастроли в Париже, которые и стали судьбоносными. В спектакле есть не только нищий быт и труд репетиций танцовщика, но и волшебство балетного искусства, за которое отвечали солисты балета Мариинского и Михайловского театров, демонстрируя отрывки из великих русских балетных спектаклей, таких как «Кармен» и «Лебединое озеро». Жаль, тем не менее, что таких отрывков было совсем немного.
![Фото недоступно](/photo_not_available.png)
Рудольф Нуриев был известен, прежде всего, своим неповторимым прыжком. Именно поэтому его стремительное бегство из аэропорта Парижа, когда он узнал, что его снимают с гастролей и отправляют в Москву, критики и друзья танцовщика прозвали «прыжком в свободу». Спектакль вряд ли дал понять, почему Нуриев стал великим танцовщиком, чем покорял сердца. Известно, что из-за позднего поступления в Академию ( Нуриев поступил в 17 лет, когда обычно это происходит в 10-11 лет – прим. ред), у него были проблемы с техникой, который он в последствии, конечно, решил, но в начале своего пути покорял именно характером, великой силой гения и харизмы, непосильным трудом и упорством. Он стал первым сбежавшим артистом балета, он изменил представления европейцев о русском балете, он танцевал его по-своему и сумел сделать роль танцовщика такой же значимой, что и балерины. Он был тем, кого по обе стороны океана называли «King of Dance».
![Фото недоступно](/photo_not_available.png)
Недаром в парижской Гранд-опера, где он работал худруком до 1989 года, до сих пор идут великие русские спектакли в его редакции. Спектакль «Прыжок в свободу» скорее отвечает на вопрос, что сформировало личность и характер Нуриева, рассказывая о его первых шагах к славе. Но было здесь и то, что разочаровало: излишняя гипертрофированность неповторимой манеры общения Нуриева в исполнении артиста. Да, он был немного жеманный и эмоциональный, но вряд ли настолько истеричным и местами демоническим, как вышел у Сергея Янковского. Достаточно посмотреть любой документальный фильм или интервью с легендарным артистом (например, этот), чтобы убедиться.
Однако каждый актер имеет право на авторскую интерпретацию, это же театр.
Сколько людей, столько и мнений. Вот, например, каким предстал спектакль для другого зрителя:
Фото: Артем Килькин