За кулисамиСекретные локации, профнавыки и звёздные коллеги

Секретные локации, профнавыки и звёздные коллеги

Осенью 2020 года в Калининграде был создан кинорезерв — начинающие специалисты, желающие связать свою жизнь с кино, получили возможность пройти практику на съёмочных площадках. Вторым проектом такой совместной работы стал фильм «Хочу замуж»16+. Мы попросили резервистов рассказать об этом опыте и о том, помогает ли практика приблизиться к их профессиональной цели

Галина Букреева, помощник режиссёра:

— Я многократно принимала участие в съёмках в качестве актёра массовых сцен, один раз даже удалось поработать помощником бригадира. Но попасть в состав съёмочной группы никак не удавалось, так как объявления о наборе специалистов в открытом доступе публикуются крайне редко. Пыталась узнавать о вакансиях через знакомых, но и здесь поиск не увенчался успехом. На площадке очень важна скорость решения поставленных задач, и людей находили раньше, чем я успевала об этом узнать. О практике от «Фестивальной дирекции» рассказала подруга, которая ранее также состояла в кинорезерве, а сейчас работает на площадке в Москве.
Изначально хотела попробовать себя в разных должностях, поэтому за время практики успела побыть и ассистентом по актёрам, и помощником режиссёра, и даже немного скрипт-супервайзером. В конечном итоге решила, что целесообразней проходить практику в качестве помощника режиссёра: они всегда востребованы на площадке, а шансы устроиться работать в кино возрастают, что и является моей основной целью.

Нас задействовали в большинстве съёмочных дней, это позволило увидеть процесс кинопроизводства в абсолютно разных локациях и погодных условиях, а также почувствовать себя частью команды, работающей над одним большим и важным делом. Инсайтов было много, но самые основные: более подробно узнала об обязанностях и огромной ответственности каждого департамента и даже каждого отдельного человека за свою работу, а также о «суперспособности» всех киношников — моментально исправлять возникшие казусы, тем самым спасая съёмочный процесс.

Даниил Воробьев, осветитель:

— Это мой первый опыт в «большом кино», раньше участвовал только в съёмках прямых трансляций волейбола. О практике слышал давно, но попал на неё в начале мая. Мне позвонили представители продюсерской компании, сказали, что они от сотрудника отдела кинематографии, и пригласили на съёмочную площадку.

Я проходил практику в качестве ассистента-осветителя. Считаю, это большой шаг вперёд. Работа на площадке вообще очень сильно мотивирует: не только из-за денежного вознаграждения, но и участия в других крупных проектах в дальнейшем. Первая пара дней стала ознакомительной, а потом я уже стал втягиваться. Главное —не стоять на месте, подходить и интересоваться. Что ожидал, то и получил. Я участвовал в семи сменах, по времени это всё варьируется от 8 до 14 часов за смену. Практикантам посоветовал бы быть терпимее и проявлять активность, а продюсерским компаниям — предупреждать цеха, что к ним придут практиканты.

Сотрудники отдела кинематографии с практикантами и исполнителем главной роли Милошем Биковичем

Сотрудники отдела кинематографии с практикантами и исполнителем главной роли Милошем Биковичем

Екатерина Лисицына, реквизитор:

— Мой первый опыт в кино — осенью 2020 года в качестве реквизитора на съёмочной площадке сериала «Кесарь»16+ (это рабочее название, на экраны сериал выйдет как «Коса». — Ред.). Я больше узнала о кинопроизводстве, о том, как проходит съёмочный день, ознакомилась со всеми департаментами, сформировала необходимые знания, поняла значимость своей будущей специальности. Принимала участие в создании некоммерческих проектов калининградских киношников, где смогла применить свои знания и опыт работы реквизитором. В мае мне вновь представилась возможность пройти учебную практику — по специальности «ассистент реквизитора» на съёмочной площадке фильма «Хочу замуж»16+. В этот раз полностью погрузилась в съёмочный процесс, освоила новые, а также применила уже имеющиеся знания. Закрепила навыки взаимодействия со съёмочной группой путём общения и наблюдения. Освоила принцип композиционного построения в художественном оформлении и зрительного восприятия, методику подбора реквизита для воплощения художественного образа и стиля, соответствующего задумке художника-постановщика и режиссёра. Выполняла свою работу с чётким пониманием, что от меня требуется и каким должен быть результат. Мои ожидания от прохождения учебной практики реализованы в полном объёме, и сегодня главная моя задача — трудоустройство на съёмочную площадку.

Клавдия Андронова, помощник звукорежиссёра:

— С детства любила кино и хотела участвовать именно в его создании. В прошлом году мечта сбылась. Отучилась на небольших кинокурсах, сняла свою учебную короткометражку. А ещё познакомилась с новыми интересными людьми Калининграда, неравнодушными к съёмкам фильмов, — мы продолжаем общаться, появились общие планы. В итоге поняла, что мне интересно работать в кино именно со звуком.

Этой весной «Фестивальная дирекция» пригласила нас как практикантов на проект «Хочу замуж». На практике встретилась с известными звукорежиссёрами Шамилем Маллаевым и Борисом Войтом. Пообщавшись с ними, поняла, что дальше хочу учиться работать над звуком уже в постпродакшене. Непосредственное присутствие и практика на съёмках очень познавательны и полезны. Мне не хватило какой-то теоретической подготовки — в круговерти съёмок специалистам кинобригады не остается на это времени. Теорию мне приходилось искать и изучать самой, а хотелось бы со знающими людьми. Очень хочу продолжать учиться, в том числе и на каких-то местных проектах, где смогу применить свои навыки, полученные на практике.

Секретные локации, профнавыки и звёздные коллеги

Валерия Красная, реквизитор:

— О практике на киноплощадке узнала от киноотдела «Фестивальной дирекции». Мне нравится, что организация устраивает такого рода инициативы, старается прояснить многие вопросы. У меня был опыт сценариста, а на этом проекте удалось посмотреть, как работают ассистенты по актёрам, и попасть в цех реквизиторов, где моим наставником стал Валерий Егоров — один из лучших художников-реквизиторов России. Достаточно упомянуть, что он работал на самом кассовом проекте страны — фильме «Холоп»12+. Сказать, что было интересно, ничего не сказать. Весь процесс создания кино видишь как на ладони, понимаешь, что на съёмочной площадке нет ни одного лишнего человека. Вклад каждого очень важен. Поработать с обаятельным Милошем Биковичем, яркой и харизматичной Юлией Ауг, очень милыми Кристиной Асмус и Мариной Александровой — это впечатляет. Но ещё более впечатляюще, что красная ковровая дорожка — это 2 процента от тяжелого труда киношников. Съёмочный день, например, начинался в 5.30, а вставать, чтобы добраться до тайных локаций, приходилось на пару часов раньше. Как сказал один известный калининградский киношник, тоже работавший на проекте, — в этой сфере чисто физически нет лишних людей. После четвёртых суток съёмочного процесса остаются только те, кто выдерживает. Остальные лежат с давлением, без сил, в стрессе и предпочитают прикасаться к кино, сидя на диване.

Екатерина Чумак, главный специалист отдела кинематографии:

— На проекте «Хочу замуж» прошла вторая программа учебной практики для молодых кинематографистов, входящих в резерв киноспециалистов Калининградской области. Опираясь на опыт, полученный в ходе сотрудничества с продюсерской компанией «Среда» во время съёмок сериала «Коса», мы скорректировали подход к организации прохождения учебной практики. Во-первых, сократили количество человек в группе (если на «Косе» практикантов было 11 человек, то на «Хочу замуж» мы направили 6 человек). Это позволило ребятам глубже погрузиться в специфику работы цехов, к которым их прикрепили. Они смогли получить больше внимания от киногруппы и больше заданий на исполнение, которые помогают приобрести практический опыт работы. Для кинокомпании уменьшенная группа также стала более эффективным решением: так руководителям цехов намного проще следить за исполнением индивидуальных заданий практикантов на площадке.

Во-вторых, мы позволили ребятам самостоятельно составлять индивидуальные графики посещений, потому что нам важно было создать комфортные условия для прохождения практики, а не устраивать «принудительные работы». В итоге мы видим успешность принятых решений: в характеристиках каждого практиканта кинокомпания даёт положительные рекомендации для дальнейшего трудоустройства, а в отчётах специалистов кинорезерва отображены подробные результаты прохождения практики (с плюсами, минусами, пожеланиями, фактическими приобретёнными навыками и знаниями).

Больше отзывов о кинопрактике, а также актуальные новости — в инстаграме @festdir