Музыка из фильмовВ Кафедральном соборе состоялся концерт фестиваля «Край света. Запад»

В Кафедральном соборе состоялся концерт фестиваля «Край света. Запад»

5 мая на острове Канта пианист Алексей Гориболь исполнил музыку Исаака Шварца из фильмов Сергея Соловьёва

В этому году в программу кинофестиваля «Край света. Запад» вошла ретроспектива «Портрет поколения, или Когда родители были как я. Несколько кинокартин Сергея Соловьёва». Её создали в партнёрстве с Третьяковской галереей, филиал которой уже скоро появится в Калининграде. В кинотеатре «Заря» показали 4 фильма режиссёра, а в Кафедральном соборе состоялось особое событие — концерт «Мелодия белой ночи». Пианист Алексей Гориболь сыграл фортепианные версии композиций из фильмов Соловьёва.

В отличие от большинства мероприятий фестиваля «Край света. Запад», билеты на концерт были платными, но это не сказалось на посещаемости — в соборе собралось много зрителей. Среди них были как те, кто смотрел фильмы режиссёра в кинотеатрах, так и молодые люди и подростки. Некоторые пришли с детьми. Открывая концерт, Гориболь подчеркнул, что все саундтреки, вошедшие в программу, создал Исаак Шварц.

— В 1972 году вышел фильм «Станционный смотритель» (0+). Эта картина стала началом многолетнего творческого дуэта двух художников: гениального композитора Исаака Шварца и молодого режиссёра Сергея Соловьёва, — рассказал он.

Особыми гостями стали продюсер фестиваля Алексей Агранович и актриса Татьяна Друбич, сыгравшая главную роль в культовых лентах режиссёра. Оба сказали пару слов о нём со сцены.

— Недавно я пытался найти ответ на вопрос, кто такой художественный руководитель. Константин Райкин на него ответил так: «это человек, который может превратить пространство в среду». Сергей Соловьёв был именно таким человеком. Чем бы он ни занимался — снимал кино, преподавал, организовывал фестиваль — он превращал любое пространство в среду. Он производил впечатление человека, вокруг которого всё происходит как-то само по себе, но в результате это всегда оказывалось чем-то содержательным и по-настоящему художественным, — рассказал Арганович.

Татьяне Друбич было тяжело выступать со сцены — её с Соловьёвым связывало не только творчество, но и брак, общий ребёнок и многолетняя дружба. Произнося речь, она едва сдерживала слёзы.

— Сергей Александрович вывел формулу: музыка — это душа фильма. Но относилось это не к кинематографу в целом, а именно к музыке Шварца. Она действительно стала душой его картин. Он рассказывал, что иногда заканчивал фильм и думал, что это полный провал, но когда начинала звучать музыка Шварца, то сам лучше понимал, что имел в виду и что хотел сказать этим фильмом, — поделилась Друбич.

Сам Алексей Гориболь также был хорошим другом Соловьёва, поэтому концерт стал похож на душевную беседу со зрителями. Каждую композицию музыкант сопровождал комментариями, в которых делился воспоминаниями о самом режиссёре и историей его картин. Во время концерта звучали мелодии из фильмов «Спасатель» (12+), «Сто дней после детства» (12+), «Избранные» (16+), «Мелодии белой ночи» (12+), а также романсы из фильма «Станционный смотритель», которые исполнил вокалист Иван Сизов. Одновременно с музыкой на экране воспроизводились трейлеры к картинам, смонтированные студентами специально для этого проекта. Благодаря этому в зале Кафедрального собора удалось создать эффект погружения в атмосферу фильмов Соловьёва.


Фото: Александр Мелехов