ЗамыселКлассика в современном формате

Классика в современном формате

С 5 по 14 апреля в Калининградском областном драмтеатре пройдёт первый Форум-фестиваль школьной классики. Он адресован молодому поколению зрителей, их родителям и педагогам. Программа фестиваля включает показ шести спектаклей по школьной программе литературы: «Вишневый сад»12+, «Мёртвые души»12+, «Гроза»12+, «Доходное место»12+, «Материнское поле»16+ и «Прощание с Матёрой»16+. Подробностями поделился художественный руководитель драмтеатра Александр Федоренко

Александр, в чём миссия фестиваля школьной классики?

Мы хотим показать, что театр может быть разным. Для молодёжи театр — это здание с колоннами в центре города, внутри которого происходит что-то непонятное. А у нас есть что предложить. Фестиваль будет построен по принципу современного прочтения классических постановок произведений, вроде «Грозы» Александра Островского. Зрители не увидят на сцене купцов с бородами, это будет совсем другой формат. Если говорить о «Грозе», то для того, чтобы упростить язык Островского, мы нашли перевод пьесы на английский язык, перевели его на русский и адаптировали для постановки на нашей сцене. Помимо самих спектаклей, будут проходить и их обсуждения. Не какие-то скучные нравоучения, мы хотим разговаривать со зрителем.

Одна из задач фестиваля — развитие «Пушкинской карты». Ей можно воспользоваться, чтобы попасть на все мероприятия, не только в рамках этого фестиваля, но и другие. Половина молодых людей в возрасте от 14 до 22 лет, которым доступна карта, не пользуются ею. Они её даже не открыли. И это парадокс — у тебя есть 5 000 рублей на посещение множества культурных мероприятий, просто возьми их и выбирай, что смотреть.

Почему, на ваш взгляд, важно современное прочтение классических произведений?

Любое классическое произведение потому и считается классическим, что остаётся актуальным. Если режиссёр ставит классику в современной интерпретации, он хочет подчеркнуть её сегодняшнюю актуальность. Но когда молодой человек видит ту же «Грозу» так, как её ставили, например, в советское время или в конце XIX века в Малом и Александринском театрах, он не может соотнести это с собой, поставить себя на место героев, попытаться понять их. А тема семейных отношений, обыгрываемая в пьесе, никуда не делась. Чтобы сократить дистанцию, режиссеры и адаптируют классику. У нас очень много проектов для молодёжи. Мне всегда казалось, что молодой зритель хочет видеть только такие спектакли. Но как выяснилось, примерно половину действительно интересуют канонические постановки классических произведений. Поэтому мы совмещаем разные подходы.

Александр Федоренко

Александр Федоренко

Далеко не все пьесы и романы из уроков литературы легко даются в школьном возрасте. Поможет ли знакомство с театральной постановкой одного из произведений школьной программы упростить его понимание?

Конечно, это одна из главных задач фестиваля. Его презентацию мы рассылали директорам всех школ и просили, чтобы они донесли информацию до учеников, чтобы о наших постановках узнали ребята, которым это действительно может быть интересно. Я говорю не о том, чтобы их целыми классами водили на спектакли, как это было в то время, когда мы были школьниками. Наоборот, так это не работает. Когда ребят массово приводят в театр, они не смотрят на сцену. Мы боремся за каждого индивидуального зрителя. И действительно хотим помочь в освоении произведений из школьной программы по литературе, потому что тексты, написанные в XVIII-XIX веках, не близки подросткам. Сегодня так не разговаривают. Их тяжело освоить, а визуально и эмоционально это всегда легче воспринять. Кроме того, у нас есть не только спектакли, но и дополнительные программы и обсуждения, в том числе с участием приглашенных экспертов. Например, профессора кафедры истории литературы ГИТИСа Андрея Ястребова. Он очень классно преподаёт литературу, объясняет её не с точки зрения произведения, а с точки зрения эпохи, что наверняка заинтересует учителей.

Я правильно понимаю, что мероприятия Фестиваля школьной классики могут посетить не только школьники и студенты?

Да, никаких ограничений нет. Все билеты на фестиваль в открытой продаже. Даже на спецпрограммы для школьников и студентов могут прийти все желающие. В том числе на лекции в большом зале театра. Ещё у нас есть очень интересная история — лаборатория интерактивного театра «Равный — равному». Восемь учащихся калининградских школ за четыре дня создадут сценические высказывания на волнующие их темы, которые покажут на малой сцене. Недавно стартовали театральные уроки для школьников. Хорошие отзывы на них мы получили от учителей, они говорили, что дети за один урок научились высказывать своё мнение. Это очень важно! Форум-фестиваль школьной классики — следующий шаг к её оживлению и привлечению зрителей нового поколения.

Классика в современном формате

Билеты на сайте dramteatr39.ru

Реклама. ГАУ КО «Калининградский областной драматический театр»