Наедине с шедевромКак прошло открытие «Выставки одной картины»

Как прошло открытие «Выставки одной картины»

17 июня в 18:00 в Кафедральном соборе Калининграда состоялось официальное открытие проекта «Выставка одной картины». В этот раз перед зрителям предстал «Портрет Модеста Петровича Мусоргского» кисти Ильи Репина в сопровождении органа и оркестра. «Твой Бро» побывал на концерте и рассказывает, как это было

Проект «Выставка одной картины» проходит в Калининграде в пятый раз. Картину из коллекции Третьяковской галереи привозят в органный зал Кафедрального собора, а жители и гости города в течение месяца, до 16 июля, могут посетить концерты и полюбоваться ею. В этом году главным героем проекта стал Портрет Мусоргского, написанный Ильёй Репиным в 1881 году. На открытии под пристальным взглядом композитора играли Калининградский областной оркестр русских народных инструментов Антона Жукова и главный органист московского концертного зала «Зарядье» Лада Лабзина. Почти весь зал Кафедрального собора был заполнен слушателями всех возрастов.

С вступительным словом выступили заведующая отделом живописи второй половины 19-го — начала 20 века Третьяковской галереи Татьяна Юденкова, художественный руководитель Кафедрального собора Вера Таривердиева и министр по культуре и туризму Калининградской области Андрей Ермак. Татьяна Юденкова рассказала историю создания портрета. Картина была написана за две недели до кончины великого композитора. Репин писал портрет в четыре сеанса, приезжая к Мусоргскому в госпиталь. Как отмечают искусствоведы, она уникальна в своей естественности. На портрете Мусоргский вовсе не в парадном фраке: он одет в домашний халат, у него уставший печальный взгляд и растрёпаны волосы. Картина сразу же приобрела невероятный успех, а Третьяков выкупил её в свою коллекцию заочно, доверившись мастерству Репина и отзывам критиков.

Этот портрет — шедевр шедевров, — говорит Татьяна Юденкова.

Открылся концерт симфонической картиной Мусоргского «Ночь на лысой горе». В синтезе зазвучали оркестр русских народных инструментов Калининграда и оба органа Кафедрального собора. Зрители старались запечатлеть на камеру и дирижёра Антона Жукова, и мастерство музыкантов и органистки Лады Лабзиной. Акустика зала позволяла музыке заполнить всё пространство и раствориться в нём.

В продолжение выступления играли цикл фортепианных пьес Мусоргского «Картинки с выставки». Первой пьесой стало произведение «Гном», зазвучавшее в сольном исполнении органа. Позже к Ладе Лабзиной присоединился и весь оркестр. Перепады громкости и темпа музыки приковывали внимание зрителей, но концерт неожиданно быстро закончился — финальной пьесой стали «Богатырские ворота». В завершении мероприятия зрители могли насладиться Портретом Мусоргского поближе, сфотографировать картину или вступить в молчаливый диалог с композитором.

Фото: Александр Мелехов