Фильмы и даже большеЧто можно сделать на ЭХО III ММФАФ в Калининграде?

Что можно сделать на ЭХО III ММФАФ в Калининграде?

Уже в четверг в «Заре» стартует ЭХО III Московского международного фестиваля архивных фильмов (16+), где можно как посмотреть кино, так и сделать удивительные вещи. В статье подробно рассказываем, что ждёт гостей на фестивале

Попробовать «Утиный суп»

Рецепт «Утиного супа» прост. Вам понадобится: братья Маркс (4 шт.), режиссер Лео МакКери (1 шт.), хорошенько настоявшийся сценарий и достаточно большой бюджет. Все ингредиенты нужно собрать в одном месте, взболтать и на медленном огне довести до полного абсурда. Получившаяся смесь - отличный пример голливудской кухни образца 1933 года, того самого последнего лета «Золотого века» Фабрики грёз. Здесь и взрывные абсурдистские шутки, и анархистский кураж, и нигилистичный юмор — в общем всё то, что вскоре, при кодексе Хейса, будет уже невозможно увидеть на американских экранах.

Кадр из фильма «Утиный суп» 1933 г., США, реж. Лео МакКери

Кадр из фильма «Утиный суп» 1933 г., США, реж. Лео МакКери

Подняться в воздух

Пара фильмов из программы «Уральский киносказ: 80 лет Свердловской киностудии» позволят своим зрителям на некоторое время воспарить над земной поверхностью и устремить взгляд в небо. Подняться в воздух можно будет совершенно разными способами. Создатели научно-популярного фильма «И взмах послушного крыла» с упоением будут рассказывать о «махолётах». Это особые летательные аппараты, в основу которых был положен принцип «машущего крыла». Современные инженеры-энтузиасты при постройке «махолётов» черпают вдохновение у насекомых, и не случайно: насекомых по праву можно назвать самыми древними на планете покорителями воздуха. К примеру, в фильме демонстрируется отпечаток крыла бабочки, которому не меньше 270 миллионов лет. Не менее интересные кадры: изучение полета бабочки в лазерных лучах.

Кадр из фильма «И взмах послушного крыла» 1988 г., СССР, реж. Вера Волянская, Леонид Рымаренко

Кадр из фильма «И взмах послушного крыла» 1988 г., СССР, реж. Вера Волянская, Леонид Рымаренко

Другой способ подняться в воздух — более привычный — можно увидеть в фильме Бориса Галантера «Лучшие дни нашей жизни». Здесь ценность полёта, возможности взмыть в небеса ощущается особо остро — медицинская комиссия должна определить кому из летчиков гражданской авиации придется навсегда расстаться со своими «крыльями». Сюжет, который в очень сжатом виде хорошо знаком массовому зрителю по фильму «Экипаж» 1979 г., где «списанные» медицинской комиссией летчики переживают расставание с небом как конец не только карьеры, но и жизни, здесь обретает объем и документальную фактуру.

Кадр из фильма «Лучшие дни нашей жизни» 1968 г., СССР, реж. Борис Галантер

Кадр из фильма «Лучшие дни нашей жизни» 1968 г., СССР, реж. Борис Галантер

Покататься на поездах

Не только железные птицы населяют экраны Эха III ММФАФ, но и железные кони. Программа «Бегущие по рельсам» призвана показать во всей красе поезда — главный транспорт века изобретения кинематографа, и рассказать, почему поезд и камера так дружны. И сделано это будет на примере сразу двух фильмов — «Леди исчезает» Альфреда Хичкока и «Человек-зверь» Жана Ренуара. То, что оба эти фильмы сняты в 1938 г. — чистая случайность. Ведь объединенные вроде бы общей тематикой и единым временем создания, фильмы представляют два абсолютно разных подхода к демонстрации поезда на экране.

Для сэра Хичкока важно, что поезд в кадре — макет, а пролетающие за окном вагона пейзажи — иллюзия движения, созданная рирпроекцией. Но иллюзорным оказывается и мир, окружающий главную героиню в исполнении Маргарет Локвуд — её попутчица мисс Фрой бесследно исчезает в поезде, который не сделал ни одной остановки, когда как остальные пассажиры упорно утверждают, что никакой мисс Фрой и вовсе не существовало. И не случайно хитрый Хичкок «подсаживает» в поезд фокусников-иллюзионистов, будто намекая зрителю — всё не то, чем оно кажется. Абра-кадабра!

Кадр из фильма «Леди исчезает» 1938 г., Великобритания, реж. Альфред Хичкок

Кадр из фильма «Леди исчезает» 1938 г., Великобритания, реж. Альфред Хичкок

У месьё Ренуара совсем другая задача — поезд в его фильме должен быть на ходу. А всё для того чтобы у Жана Габена появилась возможность исполнить свою детскую мечту и поуправлять локомотивом. Благо к 1938 году Жан Габен уже полноправная звезда на французском кинонебосклоне и может позволить себе не то что выбирать роли и проекты, а создавать проекты под роли, которые он хочет исполнить. Так и получилось с фильмом «Человек-зверь». Но Габен поставленную в фильме самому себе задачу умудряется перевыполнить. Поверить в то, что этот измазанный машинным маслом и угольной пылью человек — не часть машины, работающая в едином ритме с пыхтящем и струящемся по рельсам прездом, практически невозможно.

Кадр из фильма «Человек-зверь» 1938 г., Франция, реж. Жан Ренуар

Кадр из фильма «Человек-зверь» 1938 г., Франция, реж. Жан Ренуар

С кем вам больше захочется прокатиться на поезде, выбирайте сами — с Маргарет Локвуд, дочерью администратора железнодорожной компании, или с Жаном Габеном, выросшим в доме у железной дороги.

Послушать лекции

Те, кому поезда 1938 года покажутся слишком быстрыми, смогут совершенно бесплатно «прокатиться» на поездах рубежа XIX–XX веков. Публичная лекция «Большое прибытие поезда» не только позволит глубже окунуться в ещё только-только зарождающийся мир кинематографа, но и увидеть всё многообразие поездов (а оно действительно впечатляющее!) в раннем кинематографе.

Другая лекция «Уральский киносказ: История Свердловской киностудии» приоткроет для слушателей историю самой успешной «нестоличной» киностудии РСФСР, созданной в 1943 году эвакуированными кинематографистами. На лекции можно будет узнать о том, как на студии образовалась собственная уральская школа документального кино, о самых знаменитых фильмах и о судьбах работавших на студии режиссеров. Бонусом для истинных Калининградских краеведов станет небольшой обзор материалов о Калининграде, хранящихся в коллекции Госфильмофонда России.

Больше узнать о фестивале можно на сайте archivefest.ru

Купить билеты и зарегистрироваться на лекции по ссылке

Больше узнать о фестивале можно на сайте archivefest.ruКупить билеты и зарегистрироваться на лекции по ссылке

Реклама. Гавриленко Антон Геннадьевич, ИНН: 504033320712

ООО «КАССИР.РУ КАЛИНИНГРАДСКАЯ ОБЛАСТЬ», Г. КАЛИНИНГРАД, ОГРН: 1163926054236

 
Текст и фото: предоставлены организаторами