Не дай бог кому-то в руки взять топор«Преступление и наказание» в Калининградском драмтеатре

«Преступление и наказание» в Калининградском драмтеатре

Четвёртая премьера Калининградского драматического театра только за одну весну – «Преступление и наказание» 12+ по Ф. М. Достоевскому. О личном отношении с Достоевским, артистах, работающих в спектакле, и о том, при чём здесь Эмма Стоун, мы беседуем с режиссёром нового спектакля Филиппом Гуревичем

Филипп, твои спектакли идут в самых известных театрах по всей стране. Скажи, где работать сложнее: в столице или в регионе?

Мне кажется, дело не в том, где находится театр. Если в нём налажена хорошая коммуникация между цехами, если все мы понимаем, что занимаемся искусством, а не просто ходим на работу, если есть артисты, которые готовы и хотят работать на полном серьёзе, то в таком театре работать легко и приятно. А сложности есть везде. В конце концов преодоление сложностей — это часть нашей повседневной работы.

Какие у тебя лично отношения с Достоевским?

Мне кажется, что он одновременно очень любит своих персонажей и сопереживает даже самому отвратительному Ставрогину или Свидригайлову и одновременно он абсолютно безжалостен к ним. Эту мысль я сейчас стараюсь тоже интегрировать в спектакль: мне хочется полюбить героев и в то же время плюнуть им в лицо. С другой стороны, мне хочется посмотреть на них не хрестоматийным взглядом.

Я всё время пытаюсь обыграть Достоевского, но потом понимаю, что это он меня обыгрывает.

Раскольников — герой нашего времени?

Если это так, то с нашим временем всё очень плохо. Герой для меня — это все, кроме Раскольникова. Для меня важна простая наивная мысль: не дай бог кому-то в руки взять топор. Я считаю, что никто не вправе решать, кому жить, а кому нет. Трагедия Раскольникова, как мне кажется, в том, что он не может признать, что подлинное мужество, величие и вера в том, чтобы возлюбить этот жалкий мир за электрической плитой, где пыль, нагар, завалившаяся макарошка, где обитают все персонажи «Преступления и наказания» и им всем хочется, чтобы кто-то пришёл и пожалел их.

Расскажи об артистах, занятых в «Преступлении и наказании».

Роль Раскольникова в нашем спектакле исполняет Максим Кудрявцев — молодой, умный, абсолютно органичный и остро чувствующий артист. У Любови Орловой, которая играет Соню, удивительная тонкая психофизика. Это очень сильная и в то же время хрупкая девушка, артистка. Ее работа часто заставляла меня полностью перепридумывать уже готовые сцены. И они становились точнее и объёмнее.

Я абсолютно восхищён Татьяной Васильевной Рогачёвой (Старуха), которая, несмотря на опыт и возраст, доверяется и смело бросается во все предложения. У неё есть интерес к новому и к профессии. И я как режиссёр, конечно, старался придумывать для неё больше.

Мне очень нравится, как Юлия Докторова (Лизавета) работает в разных характерах. Это сложно: с одной стороны, вести повествование от лица героя, а с другой — быстро менять маски. У неё это получается. Из этого рождается магия театра. Герой Василия Швечкова (Порфирий Петрович) – простой, даже нелепый человек, внутри которого таится огромная сила. И это тоже непростая задача, в которой артисту есть где развернуться.

В Ярославе Бурлаковой есть чудесное сочетание женственности и сложносочинённости. И это очень хорошо работает на образ Катерины Ивановны, которую она играет. В сценах с Владимиром Архиповым (Мармеладов), в котором читается очень мощное мужское начало, их история вдруг приобретает чувственность. Происходит интересное раскрытие их истории как мужчины и женщины. В их отношениях очень много юмора и безысходности одновременно. И это очень по-достоевски.

Где ты черпал вдохновение для этой работы?

Это может показаться странным, но специально для этого спектакля я пересмотрел фильм «Круэлла» с Эммой Стоун. Мне показалось, что её героиня — это такой панковский вариант человека, которого обидели, недолюбили. Ещё мне очень нравится «Преступление и наказание» Аки Каурисмяки. Этот фильм дал мне импульс подумать про грустных обывателей, которые пытаются постигнуть экзистенцию. Я остался в восторге от потрясающего мира «Бедных-несчастных» Йоргаса Лантимоса. Конечно, я слежу и за работами коллег, театральных режиссёров. Недавно я посмотрел спектакль «Собачье сердце» Антона Федорова в МТЮЗе. Это просто магия! А ещё меня очень вдохновляет мой сын и его открытость миру. И это, пожалуй, самое важное.

Билеты на «Преступление и наказание» и другие спектакли театра на сайте dramteatr39.ru
Доступна оплата Пушкинской картой

Билеты на «Преступление и наказание» и другие спектакли театра на сайте dramteatr39.ruДоступна оплата Пушкинской картой

Реклама. ГАУ КО «Калининградский областной драматический театр», Калининград, пр. Мира, 4, ОГРН 1023900595290

Текст: Наталья Ивацик
Фото: предоставлены организатором