Непонятная ЯпонияЧто поражает калининградцев в Стране восходящего солнца

Фото недоступно

Мы помним, как вам понравился подробный рассказ Марины Васильевой о поездке в Штаты. В этот раз она снова делится своими впечатлениями с нашими коллегами – журналом «Королевские ворота». Ну а мы – с вами. Читайте, как вместе с Балтийским деловым клубом сооснователь крупнейшей калининградской медиагруппы «Западная пресса» побывала в увлекательном путешествии на Востоке страны и мира

В Японию мы отправились с Балтийским деловым клубом. Поездка была сугубо туристической и семейной. Большая часть группы — 23 человека — полетели из Калининграда Аэрофлотом с пересадкой в Москве, меньшинство из 10 человек предпочло свои пути в Японию. Кто-то хотел побыть подольше и приехал пораньше. Кто-то полетел Японскими авиалиниями из Москвы. Кто-то добирался до Москвы на поезде. И, кстати, это оказалось надежнее, ибо вся аэрофлотовская группа застряла в Калининграде из-за тумана, опоздала в Москве на самолет и прилетела на сутки позже, вопреки урагану, бушевавшему над Токио. Мы же с мужем решили лететь в Токио через русский Дальний Восток. Во‑первых, никогда там не были, во‑вторых, хотели более плавно преодолеть смену часовых поясов.

В Хабаровск летели больше семи часов. Там нас встретила однокурсница Людмила Болдырева — редактор газеты «Тихоокеанская звезда» и ее муж Алексей, ко дню рождения которого мы и подгадали. Двое суток в гостях пролетели незаметно. Покатались на теплоходе по Амуру в компании туристов из Южной Кореи, потом переехали могучую реку по почти четырехкилометровому мосту. Осмотрели редакции и типографии хабаровских коллег. Отведали вкусные блюда паназиатской кухни в местном модном ресторане, заодно и день рождения Алексея отметили.

Фото недоступно

Из Хабаровска до Владивостока ехали на фирменном вечернем поезде «Океан». И тут меня ждал сюрприз, приготовленный мужем: купе на двоих с туалетом, душем, телевизором, ужином (и завтраком), нижней спальной полкой размером 120 сантиметров и верхней, чуток поуже. В купе нас встретили таблички с нашими именами — словно мы могли забыть себя от такого железнодорожного комфорта. Признаться, было бы очень приятно поехать из Калининграда в Москву в таком комфортабельном купе.

Во Владивосток прибыли утром. Чтобы выйти в город, надо было тащиться с чемоданами вверх по лестницам. Я попыталась было справиться о лифте у сотрудника вокзала, но он сказал, что лифтов в позапрошлом веке не делали (открыли вокзал в 1893 году). Лил дождь.

Бросили чемоданы в гостинице, взяли такси и поехали на остров Русский. Проехали по шикарному мосту через бухту Золотой Рог, потом по утопающему в утреннем тумане прекрасному мосту на Русский. Мимо университета и огромного университетского городка, раскинувшегося на острове. Вот
и океанариум. Бегом к кассам — успеть на представление с дельфинами, белухами и морским львом. Потом такое же представление мы посмотрим в океанариуме в Японии. Они разные, но оба хорошие. В Японии дельфины повеселее, а у нас белухи трогательные и очень артистичный морской лев. Меня поразил прекрасный музей океана, рассказывающий о происхождении жизни на планете, об эволюции.

Потом мы съездили к памятнику Кириллу и Мефодию, посмотрели на город с Орлиной сопки, добрались до старого маяка, прошлись по центру. Вкусно пообедали в рекомендованном хабаровскими друзьями ресторане Zuma, а вечером посмотрели «Жизель» во Владивостокском филиале Мариинского театра. И знаете, что я скажу вам, калининградцы: вот мы живем тут рядом с Европой, очень этим гордимся и думаем, что центр мира где-то возле Берлина или Амстердама. А когда прилетаешь во Владивосток, эта уверенность испаряется и начинаешь думать, что центр мира — там. Индустрия Китая, медицина Южной Кореи, — куда лечиться тонкой струйкой потянулись и местные ребята с деньгами, — технологии и совершенство Японии. Владивосток оставил ощущение океанской свободы, динамичного развития, возможностей в бизнесе. И гордости, что на западе у России — комфортный для жизни Калининград с новыми привлекательными условиями для бизнес-резидентов, а на востоке — прекрасный и устремленный в будущее Владивосток.

Фото недоступно

На следующий день мы вылетели в Токио. В самолете было много русских семей с Дальнего Востока — летели на выходные в Токийский Диснейленд, совсем как мы — в Парижский. Перелет по времени как из Калининграда в Москву. Первую ночь решили провести в отеле возле аэропорта (утром ждали основную группу). Бросили вещи и на шаттле вернулись обратно
в аэропорт поужинать. Присмотрели кафе. Там очередь. Стоим, ждем. Только на третьем обогнавшем нас посетителе обнаружили, что люди записываются в тетрадочку на входе, и тоже вписали свою фамилию среди иероглифов.

В японских кафе пластиковые муляжи всех блюд вывешены прямо у двери, иногда даже на улице. Они настолько натуральные, что их трудно отличить от настоящей еды. Зато сразу понимаешь, что хочешь, а то пришлось бы тыкать не в блюдо, а в наиболее понравившийся иероглиф и ждать неизвестно чего. Мы умяли по тарелке сашими и какой-то суп. Да, морепродукты были настолько свежими, что не нуждались в названиях. Потом уже я обратила внимание, что в Японии почти нет полных людей. Сравнивала с США, где была летом. Сравнение, конечно, не в пользу американцев и фастфуда.

Фото недоступно

Тема кухни всегда близка туалетной. Признаюсь, японские унитазы произвели неизгладимое впечатление на всю группу. Хорошо, что я осваивала их в аэропорту, где многочисленные функции были подписаны не только иероглифами, но и на английском. Японские унитазы имеют подогреваемый стульчак и несколько вариантов приятного орошения. При этом почти на всей территории Японии, за исключением северных островов, нет отопления, хотя при зимнем нуле хочется согреться. Ну и кто во что горазд используют разные обогреватели. Вот такой парадокс: умный унитаз, и «не жили при отоплении, не стоит и начинать». В Японии всячески приветствуется закаливание с детства.

На следующий день мы отправились по заранее прописанному маршруту к горячим источникам в поселок Хаконе. Райское по красоте место, прекрасный отель с видом на горы. Мы облачились в специальные халаты, накидки, обулись в деревянные тапочки без различия на правую и левую ногу и пошли на ужин. Кстати, я обнаружила, что в прихожей — одни тапочки, в туалете — другие, в комнате — третьи. А при входе в жилище или храм обувь надо снимать. Я тоже люблю, чтобы гости у меня дома снимали обувь,  так что тут мы с японцами похожи. Не считала, но мне показалось, что мы съели не менее 10 блюд. Их вкус еще долго будет вспоминаться. Мой фаворит — нежнейшие бруски мяса, таявшие во рту.

Разделившись по гендерному признаку, пошли в источники. В бане у японцев стоят невысокие — будто детские — стульчики возле кранов с водой. Там ты неторопливо намыливаешься у своего крана и тазика, как в нашей общественной бане. Затем можно погружаться в неглубокие бассейны с горячей водой. Плюс сауна и небольшой бассейн с холодной водой для контрастных процедур. А на улице — источник с потрясающим видом на водопад, и даже небольшой колкий дождик не мешал наслаждаться красотой, сидя в горячей природной воде.

Японцы — большие любители ванны. И невероятно экономят воду. Наш гид Татьяна, прожившая в Японии десять лет, говорит, что в небольшой японской квартире ванну наливают сначала гостю, потом в ней отмокает глава семьи, затем купаются дети, потом жена, а далее вода может быть использована в стиральной машине.

Фото недоступно

На следующий день мы отправились в старую столицу Японии — Киото. Высокоскоростная железная дорога Синкансэн. На перроне обозначены места каждого вагона, и поезд останавливается точно — сантиметр в сантиметр. А на асфальте напротив каждого вагона нарисован коридор, где должны выстраиваться в очередь пассажиры, желающие войти. Так что даже в самые загруженные часы пик люди умудряются быстро входить и выходить по линеечке, нет давки и столпотворения, как у нас в метро.
Когда мимо нас промчался поезд, который на нашей станции не останавливался, все аж присели от неожиданности: будто ракета мимо пролетела. Поезда на этих линиях достигают скорости в 320 километров в час.

В Киото мы посетили дзен-буддийский храм Рёан-дзи, Храм покоящегося дракона, знаменитый своим Садом камней. Сад — это небольшая площадка 10 на 30 метров, засыпанная аккуратно «расчесанным» гравием. Мы прошли к нему через храм, предварительно сняв обувь. Усевшись на веранде, стали созерцать черные камни. Продвигаясь по веранде, можно поочередно увидеть их все, но говорят, невозможно увидеть все пятнадцать одновременно. Мне показалось, что я увидела, запомнив изначально, как они расположены. И, конечно, тут же разглядела в себе перфекционистку, которой непременно надо объять необъятное, а не просто впустить в себя тишину, красоту природы и строгое молчание камней. Я была там за этим — увидеть себя со стороны и немного себе усмехнуться. Не знаю, что выносят о себе из Сада камней другие.

Фото недоступно

В Киото экскурсовод рассказывала о гейшах. Гейшей можно работать хоть до девяноста лет: быть интересной собеседницей, нести культурную миссию, чтить традиции — разве помеха всему этому возраст! Хорошим манерам учат в специальных школах. Гейша должна быть незамужней, но может иметь ребенка. Вежливость — самая главная ее черта, хотя японцы в целом — очень вежливая нация. Когда продавец в аэропорту вернула мне карту и чек, держа их двумя руками и с поклоном, я тоже, совершенно неожиданно для себя, поклонилась в ответ.
Говорят, есть в Японии и куртизанки, то есть те, кто в отличие от гейш, оказывают секс-услуги, а власти смотрят на них сквозь пальцы: слишком зарегламентированные японцы должны хоть в чем-то иметь отдушину. Уж лучше куртизанки, чем суицид или насилие.

Многие девушки в Киото одеты в традиционное кимоно и шлепки через пальчик с носочками, где есть эта выемка между большим пальцем ноги и остальными. Японки даже зимой ходят в таких шлепках и носочках. Привыкли. Я тоже себе купила, но пока не знаю, куда надеть.
Вернулись в Токио и осели, наконец, в одной гостинице уже до конца вояжа, радостно воссоединившись с отставшей группой.

Фото недоступно

На следующий день мы отправились в Сенсо-дзи, один из 33 храмов на пути паломников. Это самый старый буддийский храм в Японии, посвящен богине Каннон. В лавке этого храма была продана первая фигурка кошки с поднятой лапкой. Лапка вроде машет нам: уходи, а по-японски — зовет к себе. Перед храмом — целая торговая улица. Чувствуются благовония с древесными нотками. Интересно, что японцы не особо используют духи, а в еде почти не употребляют специи. Например, принято предупреждать, что в блюде присутствует чеснок. Предполагается, что сильные запахи или специи отвлекают от главного. Но древесные нотки благовоний японцам близки.

Уже в темноте забираемся на старую Токийскую телебашню 50‑х годов, почти близнец Эйфелевой. Потрясающие виды на удивительный город. Невероятно чистый, просто вылизанный мегаполис, где даже деревья имеют таблички. Невольно я сравнивала Токио с Нью-Йорком — тоже прекрасным городом, но ужасно замусоренным. Токийцы не просто уберут за питомцами на улице, но еще и водичкой побрызгают и замоют. Кстати, урн для мусора на улицах Токио нет. Потому что мусор четко сортируют, и надо будет наставить огромное количество этих контейнеров. Хочешь выбросить бумажку или бутылку — тащи ее домой и там раскладывай по мешочкам. Машина за определенным типом мусора приезжает в строго отведенное время, например, за макулатурой по четвергам, а за пластиком — по пятницам. Поэтому в ожидании мусоровоза японцы порой укладывают отходы на балконе и даже в холодильнике.

Вечером, довольно поздно, мы наблюдали, как японские служащие целыми коллективами оседают в кафе и ресторанах. По вечерам тысячи заведений полностью забиты. Кстати, при приеме на работу в анкете есть строка об употреблении алкоголя. Нужно отвечать «да». Руководству нравится, если употребляют: так человек вольется в коллектив, а коллектив в Японии — это и сила, и спасение от одиночества. Молодые ребята в основном, как мы видели, пьют пиво.

Японцы — невероятные трудоголики. Наш гид рассказала, что не так давно в Японии обсуждали историю гибели журналистки, освещавшей выборы, от переработки. Она умерла от сердечной недостаточности, переработав за месяц до гибели 159 часов сверх нормы. Я сразу стала переживать, не перенапрягаются ли у нас журналисты интернет-изданий: они и впрямь раньше других на работе и позже всех уходят.

После Токио едем в Никко — два часа на север страны. Это один из старейших религиозных центров Японии, здесь находится синтоистское святилище Тосё-гу, где упокоен великий сёгун Иэясу Токугава. Потрясающая природа: огромные стволы деревьев, особый воздух. Несомненно, это место силы. Энергия наполнила меня, усталости как не бывало! Нас, русских, конечно, вдохновили и бочки с саке на въезде, сложенные рядами.

Фото недоступно

Еще один день мы посвящаем городу Йокагама. Здесь была напечатана первая газета на японском языке. Газеты в Японии верстают столбцами справа налево, хотя строка пишется слева направо. Периодика продается во всех магазинах на видных местах. Японцы — читающая нация, они трогательно относятся к бумаге, книгам. В Токио мы видели целую улицу книжных магазинов и развалов под открытым небом. А нас, заинтересованно разглядывающих старые японские гравюры, с удовольствием снимало местное телевидение.

В Йокогаме мы побывали в Sankien Garden. Когда-то это были частные владения, но потом, в начале ХХ века, хозяева стали перевозить сюда старые дома из разных мест Японии. Мы c Аллой Ивановой и Александром Власовым немного отбились от группы, и пожилой смотритель указал нам путь немного в другом направлении. Я по-русски уточнила: «Туда?» И он твердо с акцентом сказал: «Туда!» Пройдя по тропинке, мы нашли эти старые чайные домики и разные другие постройки прошлых столетий. Самая старая — 1603 года. И поблагодарили дедушку много раз.

К японской вежливости и необычайной порядочности, желанию помочь хочется вернуться еще раз. Японцы не берут чаевых. Ребята из нашей группы взяли такси, накатались почти на 900 йен. Отдали таксисту тысячу вместе с чаевыми и вышли. Бедный таксист гнался за ними два квартала, чтобы вернуть деньги. Не приняты чаевые в кафе и ресторанах.

Возле нашего отеля мы спросили четверых юношей, как пройти к железнодорожному вокзалу. Они посмотрели в свой девайс и указали направление. Через несколько минут нас догоняет один из этих парней, и, запыхавшись, объясняет, что указал неправильное направление. А ведь мог и не бежать! Когда мы плутали в подземном Токио, — а это целый город, потому что практически каждое здание имеет выход в метро, и там несколько уровней жизни с ресторанами, офисами, магазинами, парковками, — люди, у которых мы спрашивали дорогу, просто меняли свой маршрут и шли с нами до нужного выхода. Это просто поражало!

Гид Татьяна рассказала, что видела 500 йен (250 рублей), прилепленные скотчем к билетному автомату метро. Мол, такого-то числа, в такой-то час вы забыли забрать сдачу. Люди оставляют в общественных местах сумки, а в кафе — открытые ноутбуки. Через несколько часов вернулся — и надо же! — все на месте. Самурайская честность и порядочность.

Фото недоступно

В Японии очень строго наказывают пьяных водителей, причем лишается прав не только тот, кто был за рулем, но и все, кто был в машине и имел права. Они должны были предотвратить пьяное вождение!

В Йокагаме нам удалось увидеть Фудзияму с Land Mark Tower. Это считается хорошим знаком, что гора нам показалась. На 69‑й этаж этого здания мы взлетели почти мгновенно в самом быстром лифте мира.

По дороге в океанариум Йокагамы проезжали огромный порт. Меня поразила техническая красота гиганта, — все выкрашено в какие-то свои краски, всюду чистота и легко читаемый внешний и, очевидно, внутренний порядок.

Последний день был объявлен свободным. С очень раннего утра группа мужчин во главе с Александром Ивановым, который уже бывал в Японии, отправилась на рыбный рынок. Они вернулись вдохновленные, насмотревшись на огромных тунцов, кальмаров и напробовавшись свежевыловленных морских деликатесов.

Имел место и шопинг. Отправились в район Ginza, где сосредоточены мировые бренды. Чтобы иметь представление. Но вскоре перешли на маленькие улочки с небольшими магазинчиками, так как от гигантских центров быстро утомились. В Японии хорошая обувь, кроссовки, но как же обидно, что 37‑й размер зачастую — предел. Затарились ножами, большими и маленькими, БАДами типа гинкго билоба, разным-преразным японским чаем. Хотя японцы выращивают чай, сами они — заядлые кофеманы, сегодня Япония — третий крупнейший импортер кофе в мире.

Фото недоступно

Продавцы по-английски объясняются с трудом. Говорят, не дается японцам этот язык: в японском почти все слоги открытые, так что две или три согласные рядом для них мучительны.
Пока бродили по улицам, обратили внимание, что в любом месте, где идет даже маленький ремонт, будет стоять человек и всех предупреждать об опасности. Целый день стоять и целый день предупреждать! Так в Японии заботятся друг о друге. Еще там никогда не перекрывают улиц для правительственных кортежей, а просто сигналят, предупреждая о движении машин важных чиновников.

В 2020‑м году в Японии будет проходить Олимпиада. Они готовятся, улучшают инфраструктуру, которую, кажется, уже и улучшить-то невозможно. Много лет назад поставили для себя планку по потоку туристов: в 2020 году — 20 миллионов. Но уже на данный момент ее перепрыгнули.

Япония делается все более открытой, но не изменяет своим традициям, правилам и привычкам. Жить в Японии, я думаю, неплохо и комфортно, люди на каждом шагу ощущают на себе заботу государства, друг друга. Но жить японцу вне Японии, наверное, очень трудно, потому что такой рациональности, разумности, упорядоченности и порядочности нигде в мире больше нет.

Фото недоступно

Нам проще: мы и за вагонами поездов толпой бегаем, и в яму колесом угодим — ничего. И приспосабливаться умеем к вечно меняющимся условиям бизнеса, да и жизни в целом. Русские везде выживут. Но кое-что очень хотелось бы взять у японцев. То, что когда-то было и нашим. Верность данному слову. Стремление к техническому прогрессу, к передовым рубежам науки, техники. И еще вежливость. Вот оттуда, из Японии, очень видно, как же нам ее не хватает!

Читайте также о поездке Марины Васильевой в США.