Балет не знает компромиссовКак проходит кастинг в Академию Бориса Эйфмана

Фото недоступно

28 января юным калининградским талантам выпал шанс претендовать на место в престижной Академии танца Бориса Эйфмана. На кастинг, который является всего лишь одним из трёх туров, необходимых для зачисления в Санкт-Петербургское образовательное учреждение, в какой-то степени решать судьбу калининградцев приехала преподаватель Академии. «Твой Бро» поприсутствовал на отборе и узнал, что необходимо, чтобы стать артистом балета

Попасть в хореографическое училище одного из самых ярких и узнаваемых представителей современного танца в России и за рубежом – настоящая удача для тех, кто готов связать свою жизнь с балетом. Академия, открывшаяся в 2013 году в северной столице страны, имеет уникальную систему обучения – «комплекс специальных дисциплин позволяет воспитать универсального танцовщика 21 века, владеющего разными техниками танца и восполнить кадровый голод в труппах российских театров». А само здание оборудовано всем необходимым: здесь есть спорткомплекс с тренажёрным залом и бассейном, столовая и современный медицинский центр. Тех, кто приезжает обучаться из других городов, размещают в комфортных условиях на бюджетной основе. Образовательная программа, помимо общеобразовательных, включает 7 специальных дисциплин, а также в плане воспитательной работы на год мне удалось насчитать более 10 экскурсий по различным музеям и более 15 посещений балета и спектаклей для всех классов.

Фото недоступно

Кастинг в Калининграде проводился в Школе хореографического искусства, расположенной на улице Озерова, рядом с торговым центром. Второй этаж, длинный коридор с чередой офисных помещений, стрелки на стенах для лучшей навигации (без них, возможно, с первого раза попасть в нужное место и не удалось бы), – и вот худенькая девочка в чёрном купальнике поверх белых колготок свидетельствует о верно выбранном направлении. У открытой двери в помещение Школы толпятся мамочки – их не много, но узкое пространство позволяет даже небольшому количеству людей создать иллюзорную массовость. 

– «Ой, да не волнуйтесь вы так», – участно призывает один из, надо полагать, преподавателей Школы, обращаясь к родительнице. Волнуются ли сами претенденты, особенно те, кто постарше – не понять, дисциплина пронизывает их безукоризненную осанку и сдержанную мимику. Девушка в широких трикотажных штанах и кофте, которые выдают в ней танцовщицу, записывает участников кастинга по имени и фамилии, осведомлясь о возрасте. В зале разминаются мальчишки, старательно вытягивая пальчики ног. Девочка-подросток встаёт на носочки, чем заставляет моё сердце сжиматься в тиски. Нам предлагают пройти в зал попросторнее, там, где уже идёт отсмотр.

Фото недоступно

В комиссии присутствует один человек – Бойцова Наталья Владимировна. Говорит, Калининград выбран не случайно – с нашим городом Академия уже давно сотрудничает, и в ней учится много калининградцев. Много – это трое. В зеркальном зале разложены коврики, заводят мальчиков разных возрастов. Наталья Владимировна распределяет ребят по местам, одного просит снять майку – «Больно уж она у тебя широкая», а затем в напряжённой тишине внимательно поочерёдно осматривает каждого – сперва спереди, потом сзади, – делая заметки в ведомостях.

Фото недоступно

«Мужики, теперь садимся на коврики и максимально натягиваем пальчики», – разрезает тишину вольный женский голос, обладательница которого затем решает проверить потенциал стоп каждого мальчишки, прижимая их к полу (стопы, разумеется). «Складка вперёд к коленкам, бабочка в положении лёжа на спине, мостик из положения лёжа, шпагат – продольный, поперечный, молодцы, и на живот лягушечка», – звучат команды одна за одной с продолжительными паузами, которые Наталья Владимировная заполняет испытаниями на гибкость и подвижность суставов. – «Высокие прыжки. Молодцы, умницы, мужики».

Как говорилось ранее, отбор происходит в три тура: о первом вы уже читаете здесь, по результатам него счастливчикам будет рекомендована краткосрочная стажировка в Академии. Затем необходимо пройти серьёзную медкомиссию, и следующий тур – демонстрация танцевального номера, по которой будут судить о физических данных, координации и музыкальности. И даже если это претендент успешно преодолеет, в зависимости от количества участников конкурса может произойти отсев. В класс набирают 13 мальчиков и 13 девочек. 

На смену мальчикам заходят девочки – в купальниках, лосинах, колготках и без, с собранным пучком на голове. Им предстоит сделать всё то же самое, что и их предшественникам. Девочка постарше складывается во все стороны, пополам и наружу, и, кажется, ей без труда получилось бы спрятаться в какой-нибудь небольшой коробке. На фоне крохотных балерин по соседству, которые первым делом начали скакать по залу через коврики, не осознавая серьёзность момента, она выглядит совсем взрослой.

Фото недоступно

Первый балетный класс равен четвёртому общеобразовательной школы, то есть, это где-то десятилетний возраст. Академия танца Бориса Эйфмана – единственное хореографическое училище в России, которое принимает детей с 7-ми лет.  В 14-15 отсюда выходят «полуготовые» артисты балета, а по окончании выпускники получают аттестат об общем образовании, диплом о среднем специальном образовании «Артист балета» и билет «в блестящее будущее». Однако получить его не так просто – это тот случай, когда даже старания могут не помочь. «Борис Эйфман любит высоких и худых танцоров балета», – рассказывает Наталья Владимировна. И это – первостепенное. Идеальная сценичность балетной фигуры – первое, что оценивала гостья из Академии. 

– Тут важно всё – голова, шея, плечи... соблюдены ли все пропорции. 
– Но вам не кажется, что это как-то неправильно, ведь можно отсеять столько талантливых людей?
– Понимаете, всё зависит от художественного руководителяи его видения. Если ребёнок не подходит под параметры, которые выдвигает Борис Яковлевич, то есть же множество и других школ, в которые он сможет попасть.

Следующим важнейшим критерием является «выворотность» – подвижность тазобедренного сустава. Собственно, для первого этапа этого достаточно, чтобы понять – светит ли юному дарованию будущее балетного артиста или нет. «Вы когда будете отбирать фотографии, посмотрите, чтобы хорошие были, ну чтобы деток без данных не публиковать». – «А кто без данных?» – ахнули мы, наглядевшись на шпагаты и старательность участников кастинга. Ответ нас удивил, но мы оставим его за кулисами бескомпромиссного танцевально-театрального искусства.

После отсмотра Наталья Владимировна соберёт мам, чтобы вынести вердикт. Всё доводится тактично, с обоснованием принятого решения. «Вы – уже большие, вам не получится освоить программу 4-х лет за ускоренный срок. Вы – ещё совсем маленькие, у вас всё впереди, но нужно развивать выворот. У вас, к сожалению, нет данных». Отдельно пригласили маму мальчика, которому улыбнулась удача – расспросили, рассматривает ли она карьеру балета для сына, высокий ли отец (пока ребёнок маленький, не понятно, каким ростом выйдет), высокие ли остальные родственники. «Ждите звонка, затем приедете, как можете, в любое время, кроме каникул». Подытоживая, с учётом всего, что мы узнали о балетных критериях, можно сказать, что кастинг в Калининграде прошёл успешно.

Фото недоступно

Фото: Бока Су