Стыдно, господаКак в филармонии строили мост между Калининградом и Клайпедой

Фото недоступно

В минувший вторник концертный духовой оркестр Калининградской филармонии выступил вместе с заслуженным артистом Литвы Витаутасом Тятянскасом и солистом музыкального театра Клайпеды Йонасом Сакалаускасом. Почему уникальная коллаборация собрала от силы половину зала – в нашем материале

Международный круглый стол «Музыкальный мост: Калининград - Клайпеда», где деятели культуры искали новые форматы сотрудничества, символично завершился одноименным концертом, на котором литовские и калининградские музыканты исполнили дуэты из известных оперетт и опер, старинные вальсы и народные песни обеих стран.

Пока задерживается начало, разглядываю публику: рядом со мной две дамы почтенного возраста в лаконичных украшениях из жемчуга аккуратно складывают красивые шейные платки. Чуть сзади свои места занимают мужчина средних лет и три его спутницы. По обрывкам из их разговоров угадываю, что они пришли в филармонию впервые. Мужчина отмечает, что сам не пропускает практически ни одного концерта, раньше на них ходил вместе с дочерью. Сегодня дочь Ольга занята семейными хлопотами, но он продолжает негласную традицию – не мыслит свою жизнь без музыки. Привычным шагом свои места занимают и вновь прибывающие зрители, а сотрудники Генерального консульства Литовской Республики задерживаются у сцены – ставят на нее роскошную корзину цветов.

Когда на сцену поднимается Ирина Андреева, чтобы представить исполнителей и гостей, в зале остаются свободными десятки мест. Сзади меня раздается растерянный ропот. Музыканты оркестра, облаченные в бордовые фраки, на долю минуты выглядят не менее растерянными, чем зрители, озирающиеся по сторонам. В этот момент становится стыдно.

Большой свет гаснет, колонны окрашиваются в красный, а Йонас Сакалаускас начинает петь протестантский хорал шестнадцатого века. В этот момент мысли о том, как незаслуженно калининградский зритель игнорирует классические концерты, временно отступают. Вокал Йонаса раздается эхом по всему концертному залу, зритель замирает и восторженно смотрит на молодого музыканта. После Йонас исполняет народную песню «За большими горами»: поет с придыханием, затем берет звонкие высокие ноты, быстро поправляет бабочку жемчужного цвета и переходит на шепот. В этой композиции можно увидеть начало той самой концепции моста – литовская песня звучит так же глубоко печально, как многие русские народные. Витаутас Тятянскас играет на бирбине – духовом инструменте, изготовленном из дерева. Удивительное звучание бирбине проявляется во время соло: легкие фолковые ноты сменяются практически джазовыми этюдами.

После оказывается, что Йонас неплохо владеет русским языком: поет «Ноченьку» и «Я помню вальса звук прелестный». Исполняя вальс, вокалист спускается в зал, а на последнем куплете и вовсе кружится в танце с Анной Ушаковой, исполняющей партии фортепиано. Этот перфоманс собирает первые за вечер бурные овации и щедрые крики «Браво!». После этого некоторое напряжение безвозвратно исчезает: именитые дирижеры оркестра подтанцовывают под композиции Луи Армстронга и Фрэнка Синатры, Йонас разыгрывает целое представление во время дуэта Церлины и Дон Жуана из знаменитой оперы. Зал щедро аплодирует, а дама, сидящая рядом со мной, и вовсе причмокивает от удовольствия.

В завершение концерта Йонас сам садится за фортепиано и играет «Благодарю тебя» Муслима Магомаева, которую, как признается, выучил за день до концерта – почувствовал, что так нужно. Публика вновь кричит: «Браво!».

Не так давно я брала интервью у Даумантса Калниньша, который тоже выступал на сцене филармонии. Литовский вокалист, дебют которого состоялся в возрасте девяти лет, повторил мне, кажется, всем давно известную истину: магия на сцене зависит от того, как сыграются и почувствуют друг друга незнакомые музыканты. С этой точки зрения, «Музыкальный мост: Калининград - Клайпеда» получился на сто процентов волшебным. Но, согласитесь, волшебство немыслимо без зрителя, и именно от него у музыкантов горят глаза.