«Русь. Нация. Спорт»Карелин, Хоркина и Попов представили в «Заре» фильм «Чемпионы»

Фото недоступно

Недавний успех «Легенды №17», мгновенно ставшей классикой нового отечественного кино, поднял интерес к жанру спортивной драмы в России. Источников вдохновения наша страна, к счастью, знает более чем достаточно, и новейшее выступление в этой категории – картина «Чемпионы: Быстрее. Выше. Сильнее». Фильм описывает карьерный путь «Асфальтоукладчика» Александра Карелина, «Королевы брусьев» Светланы Хоркиной и «Русской торпеды» Александра Попова, их дорогу к победам сквозь лишения и преодоления. «Твой Бро» отправился на прошедшую в «Заре» 18 февраля премьеру кинокартины, которую посетили все трое знаменитых спортсменов

В течение многих лет кинотеатр «Заря» славился драконовскими правилами посещения: прийти в заведение в кроссовках считалось непростительным, спортивные костюмы и рабочая одежда были под строжайшим запретом, имелся даже общефедеральный скандал на эту тему с участием полковника Сергея Моисеенко, которого в 2003 году не пустили в зал в камуфляже. Впрочем, все эти правила уже давным-давно в прошлом, и 18 февраля на премьере спортивной драмы «Чемпионы: Быстрее. Выше. Сильнее» гостей у входа в кинотеатр встречает толпа детишек в синих комбинезонах, а в холле к посетителям в дорогих выходных костюмах примешались крепкие мужчины в трениках и футболках с Путиным. Вдоль барной стойки кинотеатра идет активный обмен мощными рукопожатиями и похлопываниями по плечам, заслуженные тренера и кандидаты в мастера спорта знакомятся с депутатами областной думы.

В «Заре» царит понятный ажиотаж: спортивно-патриотический агитационный байопик режиссера Артема Аксеенко лично представляют трое прототипов главных героев картины – гимнастка Светлана Хоркина, борец Александр Карелин и пловец Александр Попов. У любого жителя России, заставшего «девяностые», эти имена вызывают неизбежный трепет в сердце, легкую ностальгию и прилив гордости; все трое – наглядная демонстрация мужества, воли и победы вопреки всему. Прибывших спортсменов встречают аплодисментами в холле еще до того, как они оказываются в помещении. Первым входит Президент олимпийского совета Калининграда, депутат и призер чемпионата мира по вольной борьбе Андрей Шумилин, и объявляет: «Дамы и господа, приехали наши дорогие гости, предлагаю их всех нам поприветствовать! Ура!».

На спортсменов накидываются, как на голливудских знаменитостей, словно бы в «Заре» материализовались сестры Кардашьян в полном составе.

Вспышки фотоаппаратов слепят глаза, пытающиеся пролезть сквозь толпу женщины в задних рядах вынуждены снимать на свои «айпады» потолок. Карелин, Хоркина и Попов усаживаются вокруг стола и под стрекот вспышек и крики операторов подписывают гигантскую стопу пригласительных на сеанс. Если кто вдруг думал, что страна забыла героев, то это явно не так.

В зале, тем временем, крутят нарезку из карьерных вершин всех троих спортсменов, а голос за кадром зачитывает краткие биографические справки. На экране довольный Билл Клинтон, пришедший на олимпийские соревнования по плаванию в Атланте в 1996 году, сменяется стремительным заплывом Александра Попова; в той же Атланте Хоркина грациозно вышагивает на бревне. Архивные съемки выступлений спортсменов смотрятся на большом экране невероятно эффектно и впечатляюще, даже без каких-либо кинематографических приемов. Места в зале быстро заполняются: дети и воспитанники спортивных школ занимают заднюю половину зала, в то время, как передняя отводится, преимущественно, дорогим гостям.

Ведущий открывает встречу напоминанием о первых «Чемпионах», вышедших в 2014 году и состоявших из пяти новелл, рассказывавшей о пути к славе отечественных спортсменов. С представлением спортсменов, ставших прототипами героев нынешних «Чемпионов» не затягивают, и вот уже перечисление заслуг Светланы Хоркиной тонет в море оглушительных оваций; за ней следуют и Карелин с Поповым. С приветственным словом выступает заместитель губернатора Силанов, который называет спортсменов «честью, славой и гордостью России»; перенимающий у него микрофон Андрей Шумилин, немного более многословен: с энтузиазмом рассказывает о скором открытии зала греко-римской борьбы в микрорайоне Сельма, и признается в любви к приехавшим спортсменам и своим соратникам, посодействовавшим в организации мероприятия. В качестве благодарности, олимпийцам дарят гигантские янтарные гербы России, про которые Хоркина шутит, что «такой медали у меня еще не было». «Это вам, ребята, чтобы у вас это висело в кабинетах», - сообщает Шумилин. – «Не забывайте Калининградскую область!».

Когда овации стихают, из зала раздается вопрос, который задает представитель организации «Трезвые поколения» и «десятый год член партии Единая Россия»; на этом моменте по аудитории почему-то прокатывается громкий хохот. Член партии просит Александра Карелина конкретизировать определение мужской силы. Герой России и борец из Новосибирска отвечает в своем фирменном стиле: «Главная сила мужчины в том, что он кормилец. А для этого надо, чтоб были руки-хваталки, ноги-топталки и чтоб в башке не было соломы. Бери больше, кидай дальше, вот и все». Ведущий кратко расспрашивает спортсменов об их участии в создании картины. Хоркина, по ее словам, участвовала в корректировке сценария, и в выборе актрисы на свою роль, однако, от ответа на вопрос, справилась ли с работой Кристина Асмус (известная по роли Вари в сериале «Интерны»), гимнастка отвечает уклончиво («пусть это решают критики»). Попов и Карелин же доверились сценаристам и режиссеру; последний называет «Чемпионов» «спортивной комедией», потому что «если бы в фильме показали весь драматизм, никто бы из присутствующих своих детей на него не привел». В финале встречи Александр Карелин разражается монологом, в котором постоянно звучат слова «преодоление» и «борьба». После аплодисментов, свет гаснет, и начинается кино. 

Структурно «Чемпионы» состоят из трех параллельно развивающихся новелл. Хрокина в исполнении Асмус попадает на тренировочную базу сборной по гимнастике со спартанскими правилами и жесточайшей конкуренцией, Карелин (Сергей Бондарчук) готовится к Чемпионату мира с треснувшим ребром, Попов (Евгений Пронин) готовится к олимпиаде, но, пытаясь наладить личную жизнь, получает ножом в бок и пребывает на грани завершения карьеры. Среди сценарных находок стоит отметить то, что каждая из историй рассказана через призму отношений спортсменов с ярко-выделенными персонажами второго плана. Для Хоркиной таким персонажем выступает мать, с которой у нее глубокая и сильная связь, для Карелина – латвийский журналист-неудачник, жизнь которого – сплошная кутерьма, для Попова – его будущая жена, которая для того, чтобы помочь ему восстановиться после травм, оставила спорт.

Среди находок визуальных в глаза бросаются постоянные перекликания художественных кадров с архивными.

Картина начинается несуразно и неуверенно, будто гимнастка делает первые дрожащие шаги по бревну: темп неровный, реплики и интонации, с которыми произносят их актеры, заставляют вспомнить о телевизионной рекламе майонеза. Однако, «Чемпионы» довольно быстро набирают обороты и раскачиваются: линия Хоркиной с матерью излучает тепло, а сцена пробежки Карелина с журналистом имеет все шансы разойтись на цитаты. Карелин в исполнении Сергея Бондарчука вообще предстает достаточно интересным персонажем, вполне заслуживающим спин-оффа. Новосибирский борец предстает тут этаким русским богатырем-мудрецом, разговаривающим исключительно цитатами, которые впору отливать в чугуне и высекать в граните. Однако, каким-то образом ему передалась часть магнетизма настоящего Карелина, и все сцены с Бондарчуком, напоминающим медведообразного Данилу Багрова, получились ужасно обаятельные.

Как ни странно, самый слабый момент фильма – спортивные выступления, всухую «сливающие» настоящим спортивным соревнованиям.

Вытянуть их не могут даже подмешанные архивные кадры. Тем не менее, «Чемпионов» совершенно точно нельзя назвать неудачей - это добротное пропагандистское кино, неизбежно периодически съезжающее в пафосную агику, но обаятельное и сделанное с любовью. По крайней мере, если этот фильм станет чемпионом отечественного кинопроката, стыдно не будет.

Фото: Бока Су